Как христиане рабство отменили. Бог всегда находит своих людей, чтобы менять историю

В последнее время, глядя на то, что происходит с миром и как постепенно сдаются бастионы христианских ценностей в школах, в обществе в целом, так и хочется закричать: “Христиане, очнитесь! Мы можем сделать очень многое!!!”

Сегодня, когда из школ убрана не только молитва, но и всячески стараются искоренить все, что каким-то образом напоминает о христианстве, сегодня, когда уже не просто разрешено, а поощряется делать аборты даже школьницам без согласия их родителей, сегодня, когда семья — это уже не только папа и мама, сегодня, когда люди возомнили себя Творцом и занимаются не просто оплодотворением в пробирке, а еще и убивают “лишние эмбрионы”, мы, христиане, можем многое изменить.

Для этого не обязательно ждать “пробуждения сверху” как было при Кальвине, когда было сделано немало ошибок. Для этого не нужно организовывать крестовые походы с целью покорить или отвоевать свои ценности. Для этого нужно только отстаивать права, права людей, права согласно Книге Книг, права согласно вере. Так уже было в истории, но почему-то не это вспоминают сейчас историки и журналисты — они вовсю заняты “наломанными дровами» и ошибками христиан. Увы…

Впрочем, если быть честными , то необходимо признать, что современная цивилизация всем лучшим во многих сферах жизни обязана христианству и христианам. И вот лишь один пример — история отмены рабства в Великобритании.

Самая первая ассоциация у большинства людей, которая возникает при слове «раб» — это темнокожий мужчина на плантации или закован в цепях. Так уж исторически сложилось.

Немного истории

Первые африканские рабы были доставлены в Лиссабон португальскими мореплавателями в 1452 году, где и были проданы по высокой цене. Вслед за португальцами работорговлей, как весьма прибыльным делом, занялись англичане, голландцы, французы, датчане, шведы. Каждый год к берегам Африки отправлялись сотни судов, и три четверти из этих судов были английскими. Английские корабли возили рабов не только в Британию, но и в Америку и в другие Британские колонии.

Работорговля была довольно выгодным бизнесом – только за один рейс хозяин судна мог сделать хорошее состояние. Жадные работорговцы старались взять на борт максимально больше «живого груза».

Невольников укладывали вплотную друг ко другу, заставляя сгибать ноги в коленях, чтобы те занимали как можно меньше места. Как выразился один капитан того времени — «негру на корабле отводилось меньше места, чем покойнику в гробу».

Путь из Африки до Америку мог длиться до двадцати недель. Запертые в трюмах пленники страдали от тесноты, неподвижности, недостатка воздуха и пищи. Как пишут историки, треть, а то и половина невольников погибала в пути. Трупы выбрасывали в море, поэтому стаи акул сопровождали корабли работорговцев, ожидая очередной порции «легкой еды». Если по какой-то причине путешествие затягивалось и на судне не хватало продуктов или пресной воды, лишний “товар” сбрасывался за борт. Так, в 1783 году капитан английского судна «Зонг» выбросил за борт из-за недостатка воды 132 раба.


Прибыльное дело

В начале XIX в. на Гвинейском берегу раба покупали или обменивали на товары стоимостью от 25 до 100 долларов, в США его продавали за 500 долларов (позднее цена возросла до 1500-2000 долларов). За один рейс работорговец становился богатым человеком.

Немало крупных состояний в Англии и США были сделаны на торговле людьми. Англия стала богатой страной и первой промышленной державой и этому способствовала работорговля.


Эпоха международной работорговли длилась 400 лет – с середины XV до середины XIX века. Считают, что всего из Африки в Америку было доставлено 15 млн. рабов.

На каждого проданного в Америке раба приходилось три или четыре погибших во время кровавых войн в Африке и при перевозе рабов в Америку. Результатом работорговли была гибель 50-60 млн. африканцев. Некоторые исследователи считают, что африканцев погибло гораздо больше — 100 или 150 млн. человек.

Но Бог всегда находит своих людей, чтобы менять историю

«Движение против рабства возглавили люди, которых сегодня назвали бы «религиозным правым крылом», а организовали это движение предприниматели-консерваторы. К тому же рабство в незападном мире пало благодаря западному империализму». «Мало что могло сильнее взбудоражить современную интеллигенцию, чем тот неожиданный для нее факт, что мировое рабство было уничтожено объединенными усилиями предпринимателей, глубоко верующих религиозных деятелей и западных империалистов», — написал Доктор Сауэлл в рецензии на документальную книгу Адама Хохшильда «Погребение оков: пророки и бунтари в борьбе за освобождение рабов империи», которая была издана в 2005 году.

Хохшильд приводит документальные подтверждения тому, что первое в мировой истории движение против рабства началось с собрания в 1787 году, в Лондоне двенадцати «глубоко религиозных» мужчин, одним из которых был Уильям Уилберфорс.

История Уильяма Уилберфорса

Христианином Уилберфорс был не с самого начала. Он вырос в привилегированном обществе, которое своей страстью к азартным играм, скачкам, упомрачительным нарядам, пьянству и обжорству весьма походило на нынешний Голливуд. Более того: посещая еретическую церковь, мало чем отличавшуюся от современных либеральных общин, он отвергал божественность Христа. По светским меркам Уилберфорса ждала успешная карьера: в двадцать один год он уже был членом Парламента; помимо этого, он был хорошим другом Уильяма Пита-младшего (1759–1806), который занял пост премьер-министра в возрасте двадцати четырех лет, став самым молодым премьером за всю историю британского правительства.


Ливерпуль

На средства, вырученные от торговли рабами, в Англии и США основывались мануфактуры и фабрики, строились здания и города. Например, город Ливерпуль в Англии вырос за счет работорговли. Первое небольшое судно (водоизмещением 30 тон) отправилось за невольниками в 1709 году. А в 1798 г. из Ливерпуля было совершено 150 рейсов невольничьих кораблей, доставивших из Африки в Америку 52 тыс. рабов.


В октябре 1784 года Уилберфорс отправился в турне по Европе, которое изменило всю его жизнь и, в конечном счете, его будущую карьеру. Именно тогда, после возвращения в Англию, началось духовное преобразование Уилберфорса. Он начал рано вставать, чтобы читать Библию и молиться, прошел евангельские преобразования, сожалея о своей прошлой жизни и получив разрешение на будущую жизнь и служение Богу. Внутренне Уильям подвергся мучительной борьбе и стал безжалостно самокритичным, жестко осуждая себя за впустую растраченное время, тщеславие и его отношения с другими людьми.

Когда Уилберфорс по-настоящему посвятил свою жизнь Христу, он решил оставить Парламент из-за царящих там распрей и распущенности. Но тут сыграла свою роль встреча с Джоном Ньютоном (1725–1807), автором замечательного гимна «О, благодать!»

В молодости, до обращения ко Христу, Ньютон лично занимался работорговлей. Однако именно он убедил Уилберфорса, что тот больше послужит добру, если останется в Парламенте: «Надеемся и верим, что Господь воздвиг Вас для блага Своей церкви и всего народа».

Первое, на чем принялся настаивать Ньютон после своего обращения, – это чтобы с рабами обращались гуманно. Но вскоре он пришел к выводу, что рабы тоже сотворены по образу Божьему, так что работорговля является злом по самой своей сути, и этого не изменить никакими гуманными мерами. Он оставил это занятие, подружился с великими христианскими проповедниками Джорджем Уайтфилдом (1714–1770), братьями Джоном (1703–1791) и Чарльзом Уэсли (1707–1788), стал служителем церкви и свидетельствовал о жестокости работорговли перед Георгом III (1738–1820).

Свои мотивы Уилберфорс предельно ясно изложил в книге «Практическое понимание христианства». Издание стало бестселлером еще при жизни автора, переиздавалось пять раз за полгода и было переведено на пять языков.


Важные даты

  • 12 мая 1789 года историческая речь в в Палате общин об отмене работорговли
  • 25 марта 1807 принятие закона об отмене работорговли
  • 1833 год Британский Парламентом ратифицирован Акт о запрете рабства.

44 года жизни, 44 года борьбы. Победа за несколько дней до смерти. О таких людях хочется сказать «подвигом добрым он подвизался, течение совершил, веру сохранил», у таких людей есть чему учиться, учится для того чтобы побеждать сегодня.


Джон Пайпер пишет (известный современный теолог, пастор-проповедник Баптистской церкви «Вифлеем» в г. Миннеаполис, штат Миннесота, прим. ред.): «Уилберфорс был по-библейски глубоко предан тому, что он называл “особыми доктринами” христианства, и этим он жил. Именно их он называет источником истинной привязанности – которую мы бы назвали “страстью” или “влечением” – к духовности; духовность же, в свою очередь, разрушая власть гордости, алчности и страха, ведет к преобразованию нравов, которые затем уже ведут страну к политическому благоустройству. Он писал: “Если бы … распространился принцип истинного Благочестия [т.e. истинного христианства], его влияние на общественную мораль и наше политическое благоустройство было бы поистину неохватным”».

Некоторые замечания Уилберфорса написаны словно о нашем времени с его засильем антихристианских книг, фильмов, телепередач и законов: «Близится время, когда от христианства будут почти так же открыто отрекаться на словах, как уже попытались от него избавиться на деле: когда неверность будет считаться атрибутом светского человека, а ВЕРА – симптомом слабоумия».

Джон Уэсли сыграл важную роль и в обращении Уилберфорса. Даже последнее свое письмо от 24 февраля 1791 года Уэсли адресовал Уилберфорсу. В этом письме он высоко отозвался о его аболиционистской борьбе (борьбе против рабства, прим. ред), сравнив ее с доблестным противоборством Афанасия Великого (ок. 293–373), отстаивавшего важность библейской доктрины полной божественности Христа.


Благодать для Джона Ньютона

Автор текста одного из самых известных христианских гимнов “О, Благодать!” в юности был очень далек от того, чтобы служить примером благочестия. Больше того, достаточно долго Джон Ньютон сначала служил матросом на кораблях, перевозивших рабов, а затем даже стал капитаном одного из них. Случай, заставивший Ньютона задуматься о переменах в жизни, случился как раз в один из многочисленных рейсов по Атлантическому океану. Его корабль попал в страшный шторм. Ньютон вышел на палубу, и один из членов его команды буквально через секунду после того, как получил от него приказ, был смыт за борт. Команда корабля отчаянно сражалась за жизнь, но шторм не утихал. Оказавшись на краю гибели, Ньютон впервые начал молиться. Он задумался о том, что за ту жизнь, которую вел, он вряд ли заслуживает прощения. Но, тем не менее, корабль чудом спасся, и Ньютон понял, что это был знак свыше.

Джон Ньютон

Он начал постепенно обращаться к вере, менять свои привычки, но по-прежнему продолжал заниматься работорговлей, хотя и начал относиться к рабам гораздо лучше. Окончательное обращение Ньютона произошло во время его последнего плавания к побережью Африки в 1748-49 гг.: на корабле начала свирепствовать лихорадка, затронувшая не только рабов, но и команду. Ньютон был одним из первых заболевших, но при этом он всё-таки чудом смог выжить. Для него стало ясным, что все его небольшие шаги на пути к праведности – это только полумеры. Вернувшись на родину, Ньютон женился, а когда пришла пора опять выходить в море, с ним случился странный приступ, вынудивший его остаться дома. Ньютон больше никогда не выходил в море, он стал работать в таможне Ливерпуля и много времени уделял изучению Библии. Он настолько углубился в это занятие, что принял решение стать проповедником. Получить духовный сан оказалось не такой простой процедурой, но тут помог Лорд Дартмут, который предложил Ньютону приход в Олни, небольшом городке в графстве Бакингемпшир, и в июне 1764 года Ньютон стал священником англиканской церкви.

 

Джон Ньютон скончался 21 декабря 1807 года в возрасте 82 лет. В своей последней проповеди он сказал:“Бог бесконечно мудр и добр. Мне из собственного опыта известно, что ни на одну йоту я не могу изменить Божьего плана. Но даже если бы я мог что-то изменить, то я бы только испортил его. Я очень неразумное создание, я слеп и не в состоянии предвидеть последствий моих желаний. Как же я могу сделать правильный выбор? И какая это неописуемая милость — что Господь избрал меня! Дорогие друзья, я теряю память, но тем не менее отлично помню, какой я великий грешник. И ещё я никогда не забуду, насколько велик Спаситель Иисус Христос!”


«Если Вы не призваны божественной десницею стать Athanasius contra mundum [Афанасием против всего мира], не представляю себе, как Вы сможете довести до конца Ваше грандиозное предприятие, противостав этой ненавистной низости, которая позорит веру, Англию и весь род человеческий. Если Вы не призваны на это служение самим Богом, Вам не выдержать оппозиции дьяволов и людей. Но если Бог за Вас, кто против Вас? Неужто все вместе они сильнее Бога? Не уставайте же делать добро! Продолжайте, во имя Бога и силою Его могущества, до тех пор, пока перед именем Его не рухнет американское рабство, самое мерзкое из того, что видел наш свет».

 

Уильям Уилберфорс

12 мая 1789 года Уильям Уилберфорс произнес свою историческую речь в Палате общин, главной мыслью которой была отмена работорговли. Был собран Комитет за отмену работорговли, в который вошли и так называемые «евангелические англиканцы».

Уилберфорс возглавлял эту нелегкую парламентскую кампанию против британской работорговли в течение 26 лет, пока только в 1807-м не был принят закон, отменивший торговлю рабами. Уилберфорс был убежден в важности религии, нравственности и образования. Его консерватизм вскоре привел его к поддержке политически и социально репрессивного законодательства, что вызвало довольно широкую критику.

«Религии нет места в политике» — самая распространенная ловушка, в которую могут попасться христиане сегодня. Но с такими же возражениями приходилось сталкиваться и Уилберфорсу. Например, Уильям Лэм, лорд Мельбурн будущий премьер-министр Соединенного Королевства обронил однажды следующее замечание: «Стоит только позволить религии вмешаться в общественную жизнь, как дела тут же начинают принимать скверный оборот».

Герцог Кларенсский заявил в Палате лордов, что «пропагандисты отмены рабства либо мошенники, либо лицемеры». Король Георг III тоже назвал Уилберфорса и его союзников лицемерами, которым нельзя доверять. А Уиллоби Берти, четвертый граф Абингтонский, разразился таким афоризмом: «Гуманность – это сугубо личное чувство, а не общественный принцип».

Поэтому политики, защищающие аборты, с их заявлениями типа «Прочь от наших яичников с вашими молитвенничками», ничего нового не изобрели. Но при этом их легковесные лозунги вроде «Не нравятся аборты? Так не делайте!» так же аморальны, как и «Не нравится работорговля? Так не покупайте!» И находились политики, которые доказывали, что Библия оправдывает рабство, при этом вырывая слово рабство из контекста и утверждая, что африканцы — потомки Хама и «так определено».

Писатель-документалист Родни Старк в книге «Для славы Божьей или как монотеизм привел к реформациям, науке, охоте за ведьмами и закату рабовладения» посвятил целую главу доказательствам того, что Библия последовательно учит недопустимости рабства. Старк приводит документальные подтверждения того факта, что христиане еще в XVII веке открыто выступали против рабства. Архиепископ и апологет Ансельм Кентерберийский (ок. 1033-1109) запретил порабощение христиан, а поскольку номинально христианами были почти все, этот запрет практически наложил вето на рабство. Вслед за ним эту деятельность осудил известный богослов и апологет Фома Аквинский (ок. 1225–1274). После 1435 года эту позицию поддерживали и некоторые понтифики, а Павел III (1468–1549) даже издал в 1537 году три буллы, налагавших запрет на порабощение, например Sublimus Dei – «О порабощении и обращении в христианство индейцев Нового Света». Как отмечает Старк, «проблема не в том, что церковь молчала, а в том, что к ней никто не прислушивался».

В итоге этой борьбы 25 марта 1807 года британский Парламент принял Акт о запрете работорговли (Abolition of the Slave Trade Act). Закон был принят 283 голосами против 16. Отныне торговля людьми в виде купли-продажи, перевода или бартера, считалась незаконной. Капитан, пойманный с невольниками на борту, должен был подвергаться штрафу в размере 100 фунтов стерлингов за каждого раба (в Вест-Индии за них платили по 80 фунтов).

 

Все последующие годы Уилберфорс последовательно поддерживал кампанию за полную отмену рабства, и это продолжалось до 1826 года, когда он был вынужден уйти из Парламента из-за его ухудшающегося здоровья. Впрочем, начатая им кампания привела к закону об отмене рабства в 1833 году, по которому рабство было официально отменено в большинстве стран Британской империи.


Из книги «Вера» Чака Колсона

Выдающегося британского парламентария Уильяма Уилберфорса, положившего конец работорговле, подвигло на такое благородное дело его стремление к святости. Он написал об этом в книге «Настоящее христианство» («Практическое понимание христианства» другое название, прим ред.), где привел многие доводы в пользу того, что общество должно вести святую, праведную жизнь. Вместе с другими единомышленниками, образовавшими так называемую «Клапхемскую секту», Уилберфорс показывал это на собственном примере, молясь по три часа в день о том, чтобы в Британии воцарилась справедливость.

В самом начале своей борьбы он написал в дневнике: «Бог указал мне на две великие цели: запрет работорговли и реформацию нравов». Под последним Уилберфорс подразумевал безнравственность британцев, и на протяжении всей своей карьеры он преследовал одновременно обе эти цели.

Уилберфорс понимал, что должен не только законодательным путем положить конец работорговле, но и принести духовное обновление, которое воспротивится греху, побуждающему торговать людьми.

Его движение добилось выдающегося успеха именно благодаря усилиям по формированию в Англии нового нравственного климата. В 1807 году работорговля была запрещена, хотя само рабство, как общественный институт, сохранилось. Учитывая это, Уилберфорс продолжал сражаться за упразднение самого рабства во всем Соединенном Королевстве, и одержал победу в 1833 году, за несколько дней до своей смерти. Духовная революция в Британии XIX века, возможно, была лучшим периодом евангельского христианства, когда Бог собирал Свой народ под знамена армии реформации. После своего успеха с запретом работорговли Уилберфорс реализовал еще 65 проектов, начиная с тюремной реформы и заканчивая законом о детском труде на угольных шахтах. Волны святости захлестнули Англию, когда Божий народ (преимущественно обычные христиане), в отличие от своих неверующих современников, ставил нужды ближних выше своих.

Книга выпущена издательством «Нард» в 2011 году


Формально работорговля была запрещена только на территории Британской Империи, на практике же запрет касался всех. Британия в то время была «владычицей морей», поэтому принятый ею закон был обязателен для всех, кто имел несчастье оказаться под прицелами ее пушек. Уже с 1808 года (и до начала XX века) суда Королевского Флота патрулировали африканские берега и ловили подозрительные суда.

К сожалению, Акт о запрете работорговли, хоть и запрещал ее законодательно, не смог полностью искоренить это явление. Видя приближающееся судно Королевского Флота, капитаны кораблей, импортирующих рабов, просто выбрасывали людей за борт, чтобы избежать уплаты штрафа. Было очевидно, что требуются дополнительные меры. Так, в 1823 году было создано Сообщество против рабства (Anti-Slavery Society). Благодаря деятельности Сообщества, в 1833 году Британским Парламентом был ратифицирован Акт о запрете рабства (Slavery Abolition Act) и вскоре рабство было полностью искоренено в Британской Империи.

Среди активистов борьбы с рабством есть много женских имен – в то время это была почти единственная сфера политики, в которой женщины могли принимать участие. В ходе кампании против рабства впервые были использованы столь распространенные ныне политические технологии, как массовые петиции, организованные выступления общественных организаций и даже бойкоты продукции.

Нам нужно знать свою историю. Нам нужно знать о борьбе, трудностях и победах христиан, которые изменили текущий ход событий.

Ольга Кулик для журнала IN VICTORY.

В статье использовались материалы сайтов: Creation.comBritain4russians.netWikipedia.org

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!