К. С. Льюис и Джон Р. Р. Толкин: 3 способа написать сказку для детей любого возраста

Книга Клайва Стейплза Льюиса «Просто христианство» давно стала классической апологетической литературой, которую изучают в христиански университетах, и не менее известной стала его серия произведений «Хроники Нарнии». На первый взгляд может показаться, что это сказка для детей с говорящими животными, другими мирами и невероятными приключениями, но «Хроники Нарнии» известны во всем мире и не имеют возрастных ограничений. С другой стороны, более сложная трилогия «Властелин Колец» и «Хоббит» Джона Р. Р. Толкина. Максимум деталей и даже новые языки, но все же их читают и взрослые, и дети. Как им это удалось?

Вот 3 способа, написать сказку для детей любого возраста от К. С. Льюиса и Джона Р.Р. Толкина.


Первый способ: рассказать ребёнку, своему или чужому, историю, посмотреть на реакцию и записать. Так поступил Толкин, когда писал «Хоббита».


Второй способ: проштудировать всю детскую психологию — и на основе полученных знаний написать абсолютно неудобоваримую книгу. Похоже, так Толкин, знаток всей возможной мифологии, поступил со своей трилогией. Он сделал свой собственный миф в сложнейшем мире, своеобразную сагу о героях. Кажется, что Толкин перебдел: получилось хорошо, но немного искусственно. Существует мнение, что между Льюисом и Толкином возник спор на этой почве. Толкин упрекал Льюиса за неосновательность его сказки. Он считал так: если уж что писать, то надо продумать всё, вплоть до языка эльфов. Льюис же возражал, что сказка — это не роман. Читая «Властелина», я пропускал утомительные эссе про особенности хоббитов, бесконечные родословные и т.п., хотя, конечно, допускаю, что кому-то нравится скрупулёзно разбирать происхождение эльфийских фамилий.


Третий способ, которым пользовался Льюис: нужно просто рисовать картинки на бумаге, словами или красками — неважно. Детям нужны картинки, а не романы. Рассказывая о создании «Хроник Нарнии», Льюис писал, что всё началось с образов. Вначале появился образ фавна с зонтиком в заснеженном лесу. Дальше к этой картинке он добавил следующую, и так далее.


Используя разные способы, все же Льюис и Толкин задумывали писать книги о христианстве, не произнося вслух имени Христа. У кого получилось лучше? Сложно сказать. Когда Толкин писал «Властелина», общество, хоть и не сразу, но догадалось, откуда ветер дует. Когда произведение попало в общество, где большинство народа Евангелие отродясь не читало, а только слышало о нём по телевизору, — надсмысл потерялся. Люди настолько погружаются в этот выдуманный мир, что начинают в него играть (ролевые игры толкинистов). Мало кто думает о том, что книга Толкина может что-то означать. В «Хрониках» же христианская идея явно лежит на поверхности, и сказка способна сразу дать ссылку на Первоисточник. Другими словами, можно придумать такую замысловатую аллегорию (Толкин), что потеряется тот смысл, ради которого она задумывалась. С другой стороны, можно Льюиса упрекнуть в прямолинейности.

Клайв Стейплз Льюис

Когда-нибудь вы станете достаточно взрослыми, чтобы снова прочитать сказки.

Книга для детей, которая нравится только детям, — плохая книга. Хорошие — хороши для всех. Вальс, который приносит радость лишь танцорам, — плохой вальс.

Прямая аллегория — как задача с ответом; великая книга — как цветок, чей аромат напоминает нам что-то еле уловимое. Думаю, это «что-то» — ощущение жизни как она есть.

Джон Рональд Руэл Толкин

Меня неоднократно укоряли в том, что я не потрудился как следует изобразить экономику, науку, религию и философию Средиземья.

Я написал «Хоббита» в стиле, который сейчас назвал бы плохим — как будто кто-то пытается говорить с детьми на одном языке. А дети больше всего такой язык ненавидят. Они инстинктивно невзлюбили в «Хоббите» все то, что делало его книгой для детей. И я со временем тоже это невзлюбил.


Лучшая форма для длинного произведения — это путешествие.


Когда вы пишете сложную историю, вы должны сразу рисовать карту — потом уже будет поздно.


Верно подобранное имя доставляет мне большое удовольствие. Когда я пишу, я всегда начинаю с имени. Вначале имя — потом история, а не наоборот.

 

Разумеется, «Властелин Колец» мне не принадлежит. Он появился на свет потому, что так было суждено, и должен жить своей жизнью, хотя, естественно, я буду следить за ним, как следят за ребенком родители.

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!