Какие христианские образы скрываются в стихотворениях известных мировых писателей

Стихи – отличный вариант для тех, кто любит читать, но у кого мало свободного времени. Мы собрали для вас 5 стихотворений известных на мировом уровне писателей, в которых они постарались раскрыть свое видение библейских тем.

Гилберт Кит Честертон «Осел»

Гилберт Честертон (1874-1936) был одним из величайших христианских писателей и мыслителей прошлого века, и, буквально, гением. Он более известен благодаря своим рассказам и эссе, но он также был и поэтом. Одно его стихотворение часто цитируется во время Пасхи. «Осел» он написал в 1900 году, и в этом стихотворении он описал его чудаковатость, ужасный голос и неловкий шаг «Насмешка беса надо всей / Скотиной трудовой». Сложно понять о чем это, и какую роль играет осел, но если вспомнить Вербное Воскресенье, все становится на свои места.

<…>

О дурачье! Мой лучший миг
Отнять вы не смогли:
Я помню стоголосый крик
И ветви пальм в пыли.

Честертон подчеркнул, что Бог выбрал низшего, презираемого осла, и пригласил нас также поразмышлять над Его милостью к нам.

Парили рыбы над водой,
В колючках зрел инжир,
Леса гуляли под луной —
В тот час пришел я в мир.

Ушастой мордой награжден
И видом неказистым,
Мой облик до конца времен —
Насмешка над нечистым.

Морите голодом, хлыста
Отведать дайте вслед
И смейтесь, — нем я,
И уста мои хранят секрет.

Глупцы! Был жребий мой велик,
Когда ветвями пальмы
Люд осыпал мой путь под крик
И возглас ликованья.


Александр Блок «Успение»

Александр Блок (1880-1921) — один из величайших поэтов русской литературы.  «Успение» — это одно из тех стихотворений, которое позволило исследователям назвать Блока «христианнейшим поэтом». Написал он его еще в 1909 году.

Александр Блок сопоставляет историю расставания с Богородицей с одним из важнейших евангельских сюжетов — Рождеством Христовым. Это делается это с целью показать, что приход человека в жизнь земную и переход в жизнь вечную — это не два противоположных периода. Отсылка к Библейской истории рождения Христа сделана для того, чтобы продемонстрировать: смерть человеческого тела — это такое же рождение, но рождение благодати и духовной свободы. Эти события неразрывно связаны, отражаются одно в другом.

Ее спеленутое тело
Сложили в молодом лесу.
Оно от мук помолодело,
Вернув бывалую красу.

Уже не шумный и не ярый,
С волненьем, в сжатые персты
В последний раз архангел старый
Влагает белые цветы.

Златит далекие вершины
Прощальным отблеском заря,
И над туманами долины
Встают усопших три царя.

Их привела, как в дни былые,
Другая, поздняя звезда.
И пастухи, уже седые,
Как встарь, сгоняют с гор стада.

И стражей вечному покою
Долины заступила мгла.
Лишь меж звездою и зарею
Златятся нимбы без числа.

А выше, по крутым оврагам
Поет ручей, цветет миндаль,
И над открытым саркофагом
Могильный ангел смотрит вдаль.


Уильям Блейк «Тигр»

«Тигр» является известнейшим стихотворением знаменитого английского поэта и художника Уильяма Блейка (1757-1827), который был достаточно неортодоксальным верующим. Его стихотворение «Тигр» горячо любимо, хоть и не для всех понятно.

В самом начале «Тигр! Тигр! Вижу я / В джунглях ярких два огня» он показывает тигра в своем естественном окружении, и задается вопросом, Кто же мог быть Создателем такого зверя. «Тигр» — это протест против «приручения» Бога. Он не приручен, безопасен или скучен:

Где та кузня? Молотки?
В каком горне пёк мозги?
Тигра кто совсем без страха
Наделил смертельной хваткой?

Упоминая далее Ягненка, он предлагает нам смотреть на Христа, как не менее дикого и опасного.

Тигр, о тигр, светло горящий
В глубине полночной чащи,
Кем задуман огневой
Соразмерный образ твой?

В небесах или глубинах
Тлел огонь очей звериных?
Где таился он века?
Чья нашла его рука?

Что за мастер, полный силы,
Свил твои тугие жилы
И почувствовал меж рук
Сердца первый тяжкий звук?

Что за горн пред ним пылал?
Что за млат тебя ковал?
Кто впервые сжал клещами
Гневный мозг, метавший пламя?

А когда весь купол звездный
Оросился влагой слезной, —
Улыбнулся ль наконец
Делу рук своих творец?

Неужели та же сила,
Та же мощная ладонь
И ягненка сотворила,
И тебя, ночной огонь?

Тигр, о тигр, светло горящий
В глубине полночной чащи!
Чьей бессмертною рукой
Создан грозный образ твой?

«Тигр» — не антитеза, а необходимое дополнение: вот она, сокрушающая ярость, которой — так казалось Блейку, — может быть, дано перебороть заблуждения и зло мира скорее, чем христианскому смирению и любви. И как знать, не эта ли энергия будет востребована человечеством, решившимся через темные заросли самообманов и догм пробиться к свету неподдельных истин?


Джордж Мередит «Люцифер в звездном свете»

Мередит (1828-1909) не так известен, как Блейк, но он написал замечательный стих. В «Люцифер в звездном свете» он изобразил сатану. Это громадная угрожающая фигура, темный ангел на охоте за добычей, парящий над континентами, своими крыльями омрачающий землю. Это незабываемый образ угрозы: но Мередит напоминает нам, что сила зла всегда ограничена:

Князь Люцифер при свете звезд восстал.
Владениями мрака утомлен,
Вверх демон воспарил, и видел он:
Фантом покоя грешник обнимал.
Их были сотни: каждый жертвой пал
Его гордыни. И, придав наклон
Гигантским телесам, весь небосклон
Он на планете разом затмевал.
Въедался в шрамы воздух высших сфер,
Былых восстаний бередя следы;
И поглядел на звезды Люцифер,
На разум неба, и исчез вдали.
По древнему пути войска все шли —
Закона неизменного ряды.


Николай Гумилев «Слово»

Николай Гумилев (1886-1921) — русский поэт Серебряного века, прозаик, переводчик и литературный критик, опубликовал стихотворение «Слово» в 1921 году. «Слово» всегда признавалось программным стихотворением Гумилёва, последним и наиболее громким возгласом поэта. Известный издатель, поэт и переводчик начала ХХ в. Николай Оцуп писал, что именно это стихотворение «звучит как церковный колокол, утром изгоняющий ночных бесов».

«Слово» — одно из самых известных и цитируемых произведений Н. С. Гумилёва (наряду с «Жирафом» и «Заблудившимся трамваем»).

Стихотворение в образной форме говорит о том, что потеря веры в Бога обесценивает и обессмысливает жизнь, что безбожие губительно, что отказ от веры ведет к распаду самих основ бытия, к смерти духовной.

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это — Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

 

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!