Женщины, смело проповедуйте! Бог помазал вас и дал поручение: «Иди и скажи»!

Служа глашатаем Господа, пророк Иоиль решительно заявил: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоиль 2:28-29). Через Иоиля Господь предсказывал Свой призыв к мужчинам и женщинам, которые, будучи исполнены Его Духом, будут говорить (пророчествовать) Его послание, так что «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоиль 2:32).

Пророчество Иоиля было, в прямом смысле этого слова, гендерно-нейтральным призывом к евангелизации.

Несмотря на то, что это пророчество исполнилось в день Пятидесятницы более 2000 лет назад, многие христиане сохраняют осторожность — если не воинственность — в отношении места женщин в служении. Должна ли женщина проповедовать, молиться в компании мужчин или занимать руководящую роль в церкви? Те, кто отвечает «нет» на такие вопросы, часто ссылаются на два пресловутых высказывания Павла:

«Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит». (1 Кор. 14:34)

«А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». (1 Тим. 2:12)

Конечно, будучи вырванными из контекста, эти стихи, кажется, содержат проблему для тех, кто поддерживает женщин-проповедников, или для самого пророчества Иоиля, если уж на то пошло. Тем не менее, как известно любому читателю, высказывания имеют полный смысл только при прочтении их в контексте. Основное правило заключается в том, что Писание истолковывает само себя. Изучая Писание в целом, вы обнаружите, что Израиль, апостолы, авторы Евангелий и Сам Иисус поддерживают мнение о том, что Бог очень мощно использует женщин.

Книга Судей рассказывает о пророчице по имени Девора, которая была поставлена Богом, чтобы быть судьёй и избавить Его народ от злого царя Иавина. Стоит также отметить, Иаиль, жену Хевера, которая также сыграла значительную роль в этой истории. Иаиль убила военачальника Иавинова Сисару, и тем самым спасла Израиль от его войск. Бог могущественным образом использовал и Девору, и Иаиль для освобождения Своего народа (см. Суд. 4-5).

Древнееврейская литература, выходящая за рамки Ветхого Завета, содержит свои собственные рассказы о женщинах, которых Бог очень сильно использовал. История Юдифь, хотя и вымышленная, является древним рассказом о женщине, которая становится инструментом Бога для угнетённых. Она обхитрила врагов Израиля, использовав в качестве оружия свою женственность.

Эти истории свидетельствуют о том, что до христианства Бог время от времени воздвигал женщин, чтобы совершать удивительные дела, и что еврейская культура не замалчивала эти события, но в некоторых случаях чествовала их.

Поддержка апостолов

Вопреки заявлениям Павла в его посланиях к церкви в Коринфе и Тимофею, он ссылается на многочисленных женщин, сотрудничавших с ним в служении. Глава 16 в его Послании к Римлянам начинается с представления Фивы, диакониссы церкви Кенхрейской.

Кроме того, он приветствует Прискиллу с её мужем, Акилой, пару, которая вместе служит «всем церквям язычников». Мариам, продолжает он, «которая много трудилась для нас». Наконец, Юния (женщина, упоминаемая ранними отцами церкви), которую Павел считает «выдающейся среди апостолов». Конечно, Павел не стал бы отмечать этих женщин как соработниц и (в отдельном случае) апостола, если бы он действительно хотел, чтобы они молчали во время публичного служения.

Также примечательно второе письмо Иоанна, адресованное «избранной госпоже и детям её» (2 Ин. 1:1). Некоторые считают, что эта женщина позволила церкви собираться в её доме.

Поддержка авторов Евангелия

Ученые соглашаются, что письма Павла предшествуют четырем Евангелиям. И поэтому, вероятно, можно предположить, что если бы ранние церковные настроения были против женщин в служении, это было бы отражено в более поздних Евангелиях. Тем не менее, авторы Евангелий рассказывают о многочисленных историях женщин, участвовавших в евангелизации.

В рассказе о самарянке у колодца Иоанн говорит, что после разговора с Иисусом женщина вернулась в свой город, чтобы рассказать людям о Нём. Иоанн свидетельствует: «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё, что она сделала» (Ин. 4:1–42). Очевидно, эта самарянка не была тихоней!

В записях Луки о Деяниях Апостолов он рассказывает о Прискилле и ее муже Акиле, которые отвели в сторону мудрого еврея и «точнее объяснили ему путь Господень» (Деян. 18:26).

Поддержка Иисуса

Наконец, в Евангелии от Иоанна Иисус поручил Марии Магдалине быть первым глашатаем, который возвестит мир о Его воскресении. Она получила от Иисуса особую заповедь: «Иди к братьям Моим и скажи им: ‘восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему’» (Ин. 20:17).

Это поручение, «иди и скажи», важно, потому что впервые в Евангелии от Иоанна Иисус называет Бога «вашим Отцом» или «вашим Богом». Через Марию Магдалину Иисус персонализировал Бога, объявляя о Своём отцовстве, которое разделяют с Ним все верующие. Поистине, это было новое послание, и Иисус доверил его женщине.

Наконец, стоит упомянуть, что Мария Магдалина была радикальной последовательницей Иисуса и была известна в ранней церкви как «апостол апостолов».

А как насчёт Павла?

Что же тогда делать с этими двумя заявлениями, сделанными Павлом в его письмах к церкви в Коринфе и Тимофею? После изучения всего лишь нескольких упоминаний о могущественных Божьих жёнах в Библии, включая упоминания самого Павла, становится очевидным, что он не намеревался удерживать женщин от лидерства в церкви или проповедования.

Мы должны помнить, что письма Павла были адресованы конкретным церквям и людям в определенное время по определенным причинам. В данном случае Павел, скорее всего, обращался к женщинам, которые нарушали порядок, были шумными и смущали церковь. Считается, что места для сидения на собраниях ранней церкви сильно отличались от сегодняшних. Женщины были с одной стороны, а мужчины — с другой. Вероятнее всего, из-за недостатка образования считалось, что женщины выкрикивали что-то в сторону мужской стороны и спрашивали о том, чему их учат.

Павел наставлял женщин помалкивать не потому, что он не верил, что они не должны распространять Евангелие, а скорее для того, чтобы поддерживать эти служения в порядке.

Иди и скажи

Если вы женщина, почувствуйте себя свободной в том, чтобы смело провозглашать Благую Весть Христа без страха осуждения со стороны Бога (или мужчин). Сегодня женщины продолжают переживать на собственном опыте пророчество Иоиля об излиянии Святого Духа на всякую плоть и вносят значительный вклад в благовестие. Подобно Марии Магдалине, женщины церкви были наставлены Богом эффектными способами донести новые и свежие послания Его народу. Бог помазал вас и дал вам поручение: «Иди и скажи»!

Кайл Уинклер charismanews.com, перевод Юлия Окерешко ieshua.org

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!