Древнееврейские имена раскрывают неизвестную историю библейских царств Израиля и Иудеи (СМИ)

Используя статистические методы, впервые разработанные для расшифровки нацистских посланий во время Второй мировой войны, новое исследование древнееврейских имен проливает свет на общество и верования в период Первого Храма.

Вот вам загадка: что связывает Алана Тьюринга, известного расшифровщика нацистских кодов, с редкими бабочками и еврейскими именами периода Первого Храма? Ответ заключается в том, что команда исследователей обнаружила новую информацию об истории библейских царств Иудеи и Израиля, изучая еврейские имена, написанные на керамике или вырезанные на личных печатях периода Первого Храма. В анализе использовались статистические методы, впервые разработанные во время Второй мировой войны Тюрингом и его коллегами для расшифровки немецкого шифра «Энигма», и которые с тех пор применяются экологами для изучения редких видов животных.

Об этом рассказал просветительский проект Библейская археология со ссылкой на Haaretz и The Times of Israel.

Родители в Северном царстве, Израиле, выбирали для своих детей более разнообразные имена, чем их южные соседи в Иудее. Об этом в середине мая сообщила команда археологов и математиков в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS) в исследовании «Статистика разнообразия ономастических данных раскрывает социальные закономерности в еврейских царствах Железного века».

Это свидетельствует о том, что Израиль, который в течение длительного времени был большим и более могущественным из двух еврейских царств периода Первого Храма, был более космополитическим обществом. И наоборот, Иудея со столицей в Иерусалиме со временем столкнулась с и без того небольшим набором имен, что свидетельствует о том, что это было более традиционное общество, которое постепенно становилось более консервативным и централизованным, делают вывод исследователи.

Исследование возникло на основе магистерской диссертации Ариэля Вишне, историка и статистика Еврейского университета в Иерусалиме. Хотя оно существенно не меняет знания ученых о древних еврейских царствах периода Первого Храма, новое исследование предлагает понимание общества Израиля и Иудеи и представляет собой новое применение научных методов в изучении Библии.

Бог в имени

Много чернил было пролито, а почвы просеяно, чтобы научно подтвердить достоверность библейского нарратива. Ученым до сих пор не удается выяснить, действительно ли в какой-то момент в X веке до нашей эры, как утверждает Библия, существовала большая Объединенная монархия израильтян при правлении Давида и Соломона. Но последующие библейские царства Израиля и Иудеи, по мнению ученых, являются в значительной степени историческим фактом, поскольку они хорошо засвидетельствованы археологическими находками и внебиблейскими текстами, написанными самими евреями и их соседями.

Столица Израильского царства находилась в Самарии, которая сегодня расположена вблизи Наблуса на Западном берегу реки Иордан. Ученые считают, что в течение IX и VIII веков до нашей эры Израиль был значительным региональным государством, которое управляло огромными территориями в Леванте, пока его не завоевала Ассирийская империя примерно в 722 году до нашей эры.

Иудея, расположенная вокруг Иерусалима, была меньше и, вероятно, временами была вассалом Израиля, но просуществовала дольше, до вавилонского вторжения и разрушения Первого Храма в 586 году до нашей эры.

Хотя широкая история этих двух царств достаточно понятна, мы не так много знаем об обществе, культуре и верованиях Иудеи и Израиля. Библия, конечно, много говорит об этих темах, но большинство ученых считают, что Ветхий Завет — это богословский документ, который составлялся и редактировался на протяжении веков, поэтому его повествование часто хронологически далеко от событий, о которых оно рассказывает.

Еще одно документальное свидетельство о жизни в Израиле и Иудее происходит из немногих сохранившихся текстов, написанных в этих царствах периода Первого Храма и обнаруженных во время археологических раскопок. И среди них — тексты, содержащие имена, могут быть особенно интересными для ученых.

Древние имена в Леванте часто состояли из корня — существительного или глагола — и теотворного элемента, имени Бога. Например, еврейское имя Йонатан состоит из приставки «Йо», сокращения имени Бога Яхве (Тетраграматон, или YHWH), и глагола «натан», что означает „дал“ — следовательно, вместе «Яхве дал» или «Богом данный».

Предыдущие исследования теотворного имен уже подтвердили распространенный научный вывод о том, что древние евреи, особенно в Израильском царстве, были далеко не строгими монотеистами, поскольку Яхве был лишь одним из нескольких божеств, которых связывали с именами младенцев.

Невидимые бабочки

Новое исследование, зато в основном рассматривает корни имен в Израиле и Иудее, экстраполируя размер именных фондов в двух царствах и сравнивая их.

Поскольку из археологических находок мы имеем только около 1000 имен израильтян и иудеев, это требует использования статистических методов, которые позволяют исследователям оценить количество ненаблюдаемых элементов в конкретной системе.

Это так называемая «проблема невидимых видов», которую впервые озвучил в 1940-х годах британский натуралист Александр Корбет. Ученый провел несколько лет, ловя и каталогизируя бабочек в Малайе, и, возможно, потому, что ему надоело блуждать по джунглям, он размышлял, какова вероятность найти новые виды, если он останется там дольше.

В те же годы Тьюринг и математик И. Дж. Гуд нашли решение этой проблемы, работая в Блетчли-Парке над расшифровкой машины «Энигма», которую использовали немцы для военной связи. Конечно, Тьюринг и его коллеги интересовались не редкими бабочками, а анализом закономерностей в зашифрованных сообщениях и оценкой вероятностей невидимых комбинаций букв в немецких кодах.

Однако числа являются числами, независимо от того, представляют ли они неуловимые виды или буквы немецкого алфавита. Интуиция Тьюринга заключалась в том, что решение проблемы кроется в самых редких наблюдениях, объясняет Ариэль Вишне, ведущий автор исследования еврейских имен.

«Если вы идете в заповедник и пытаетесь выяснить, сколько видов птиц там обитает, то вам не поможет, если вы наблюдаете 300 или 304 голубей, вам придется использовать информацию о самых редких видах», — говорит он.

Статистическая оценка невидимых видов определяется долей животных, которых наблюдали лишь редко, например, один или два раза, объясняет он.

В течение последних десятилетий оценка частоты Гуда-Тюринга широко используется в экологии для приблизительного определения количества видов в среде обитания и, особенно, для сравнения между различными средами, устраняя при этом предвзятость размера выборки, говорит А. Вишне. Этот метод также применяется в гуманитарных науках, например, для оценки количества слов, которые знал Шекспир, и количества средневековых рыцарских историй, которые были потеряны.

Именно это исследование 2022 года вдохновило Ариэля Вишне и его коллег применить этот метод к еврейским именам в Иудее и Израиле.

Для своего исследования команда использовала Onomasticon, базу данных имен периода Первого Храма с открытым кодом, составленную доктором Миткой Голубом, археологом из Еврейского университета. Голуб, которая также является одним из авторов исследования, является экспертом по еврейской ономастике (изучение личных имен). Ее база данных содержит около 1000 имен, встречающихся на остраконах (фрагментах керамики), печатях, буллах ( оттисках печатей) и других носителях, обнаруженных только во время контролируемых археологических раскопок. Это связано с тем, что артефакты такого рода, появляющиеся на рынке древностей, имеют высокий риск быть подделками, отмечает ученая.

Большинство имен из Израиля датируются концом IX-VIII веками до нашей эры, до уничтожения царства Ассирией, тогда как тексты из Иудеи в основном датируются концом VIII-VII веков до нашей эры. Похоже, что грамотность распространилась на Иерусалим и его окрестности чуть позже, говорит Митка Голуб.

«Сохранившиеся личные имена являются окнами в прошлое, раскрывающие не только лингвистические тенденции, но и религиозные практики и социальные иерархии этих древних обществ», — говорит ученая.

Следует отметить, что имена в значительной степени отражают культуру и идентичность элиты этих двух царств, поскольку именно высшие эшелоны общества имели доступ к личным печатям и другим инструментам грамотности. По подобным причинам сохранившиеся имена, вероятно, преимущественно мужские, хотя в то время еврейские имена не имели особой гендерной принадлежности, поэтому трудно различить мужские и женские.

«У нас есть только пять примеров печатей, на которых владельца четко называют «дочерью» или «женой» кого-то, и тогда мы можем точно сказать, что она принадлежала женщине», — говорит Митка Голуб.

Светские израильтяне, иудейские крестьяне

После учета повторений имен исследователи получили выборку из 643 имен из Иудеи и 121 из Израиля.

Разница в размере выборки является именно причиной, почему команде пришлось применить статистические методы Тьюринга, чтобы объяснить это, объясняет доктор Барак Собер, математик из Еврейского университета и научный руководитель Ариэля Вишне. Разница в значительной степени связана с тем, что в Иерусалиме, столице Иудеи, было проведено гораздо больше археологических раскопок, чем в Самарии, сердце Израиля, говорит Собер. Также, как уже отмечалось, похоже, что грамотность была более распространенной в Иудее. Там археологи нашли личные печати, изготовленные из менее дорогих материалов, что свидетельствует о том, что доступ к письменности имели не только высшие слои общества, объясняет М. Голуб.

Однако особенно интересно то, что эти 643 имени из Иудеи происходят только от 331 различных корней (например, «натан — дал» или «азар — помог»), тогда как 121 израильское имя происходит от 97 различных корней.

«Эта закономерность требовала сложного статистического анализа, — объясняет профессор Эли Пьясецки, физик-ядерщик из Тель-Авивского университета, который также участвовал в проекте, — Мы разработали методы для точного сравнения разнообразия между выборками разного размера. Наши результаты убедительно показывают более высокое разнообразие имен в Израиле, что подтверждает интерпретацию более космополитического общества».

Для сравнения исследователи также провели аналогичный анализ современной ономастики за разные периоды и в таких странах, как Франция, Израиль, Соединенные Штаты и Англия. Они сообщают, что разнообразие имен растет с 1960-х годов, и что в целом меньшее разнообразие личных имен коррелирует с обществами, характеризующимися более традиционными чертами.

Если то же межкультурное наблюдение касается также Леванта периода Первого Храма, это подтверждает то, что мы знаем из других исследований о двух еврейских царствах, говорит профессор Исраэль Финкельштейн из Хайфского университета, ведущий библейский археолог, участвовавший в исследовании.

«Израиль имел большее и более разнообразное население, более открытое к взаимодействию с соседними обществами, — говорит он. — Иудея была более закрытым, более племенным, консервативным обществом, сосредоточенным в более изолированном блоке южного нагорья, с более слабыми связями со своими соседями».

Тот факт, что количество личных имен в Иудее продолжало сокращаться до конца периода Первого Храма, даже несмотря на рост грамотности, может отражать изменения в социально-политическом статусе царства и основной идеологии, добавляет Финкельштейн. Это может быть связано с растущим чувством идентичности и необходимостью подчеркивать противопоставление «мы против других», говорит он.

Другим одновременным фактором, возможно, были религиозные реформы, подчеркивающие поклонение Яхве и централизацию поклонения Ему в Иерусалимском Храме, введенные в конце этого периода, в частности царем Иосией, делает вывод Финкельштейн.

«Имена касаются идентичности, а идентичность — это не только религия, — говорит М. Голуб, — но когда люди больше объединены вокруг одной религиозной идеи, они могут быть более похожими друг на друга в своем мышлении, в своих убеждениях, а также в именах, которые они выбирают».

На вопрос, могут ли будущие раскопки и открытия изменить результаты их исследований, Барак Собер ответил, что это возможно, но маловероятно, если не будет обнаружено значительного количества новых надписей. «Выборка из 1000 имен не такая уж и маленькая, — сказал он, — Я считаю, что этого не произойдет, если не появится новый массив надписей, которые исказят наши результаты».

Бог исцелил

Анализ также показал внутренние различия между двумя царствами. В Израиле разнообразие имен на периферии царства было больше, чем в столице. Это может быть связано с тем, что его столица, Самария, имела относительно небольшое население по сравнению с огромными территориями, которыми она правила, тогда как периферия, возможно, была более подвержена культурному влиянию соседних земель, говорит Собер.

В Иудее ситуация была обратной: Иерусалим демонстрировал большее разнообразие, чем другие места в царстве. Одно из возможных толкований этого явления заключается в том, что оно связано с переселением в Иерусалим изгнанников из Израиля после Ассирийского завоевания в конце VIII века до нашей эры, добавляет Б. Собер. Из предыдущих археологических данных мы знаем, что город вырос в шесть раз в течение нескольких десятилетий в этот период, и многие эксперты считают, что беженцы из Северного царства сыграли по крайней мере определенную роль в этом демографическом буме.

Тот факт, что после предполагаемого наплыва беженцев именной фонд Иудеи и Иерусалима не расширился, а наоборот, продолжал сокращаться, может иметь два возможных объяснения, говорит Исраэль Финкельштейн. Либо новые изгнанники быстро ассимилировались с местными иудейскими обычаями, включая выбор имен для детей, либо их потомки были исключены, по крайней мере на некоторое время, из элитных кругов, которые правили царством и имели доступ к письменности, говорит он.

Есть еще один интересный фрагмент информации, который предоставляет исследование, хотя это не требует особых статистических трюков. Какое было самое популярное еврейское имя для младенцев в период Первого Храма?

Самые популярные имена обычно содержали вариацию Божественного имени Яхве, в частности Азарьягу (Яхве помог) и Нериягу (Яхве — мой свет). Но лучшим выбором для родителей было имя Шалем или его вариации.

Это имя происходит от глагола, который означает «сохранять в безопасности», «творить мир», а также «исцелять» и «заменять», объясняет Митка Голуб. Имя, вероятно, имело несколько значений. Оно было, особенно в Иудее, альтернативой Божественному имени — и даже появляется в названии столицы Иерусалима, говорит она. Но в то время, когда детская смертность была очень высокой, это также был способ вспомнить умершего ребенка и поблагодарить Бога за то, что Он «заменил» его новым, здоровым ребенком.

Исследователи учли имена, которые повторялись только один раз, включая имена с одним и тем же корнем с различными суффиксами, такие как Натан, Элнатан или Натанель, — все они намекают на идею ребенка, данного Богом (Эл на иврите). Среди других имен, записанных в базе данных, есть Аминадав, Цви, Менахем, Гад и Карми.

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!