Мадуро был введен в должность на спорный и противоречивый второй срок 10 января 2019 года.

Президент Венесуэлы Николас Мадуро пытается привлечь евангельских избирателей подарками и деньгами

В преддверии президентских выборов действующее правительство пытается заручиться поддержкой церквей и пасторов.

Во многих странах политики пытаются привлечь на свою сторону религиозных избирателей, подчеркивая сферы общих интересов между их программой и приоритетами верующих. В Венесуэле кандидаты предлагают пасторам деньги, сообщает Христианский Мегапортал inVictory со ссылкой на Christianity Today.

До президентских выборов в Венесуэле остается менее трех месяцев, и действующий президент Николас Мадуро расширяет две инициативы, специально направленные на евангелическую общину, которая составляет 30,9% населения страны.

Созданная в прошлом году программа Bono El Buen Pastor («Бонус доброго пастыря») и Plan Mi Iglesia Bien Equipada («План моей хорошо оснащенной церкви») предлагают пасторам и их церквям ресурсы, включая деньги, стулья, строительные материалы и дорогостоящее звуковое оборудование — без каких-либо условий. Mi Iglesia Bien Equipada существует в рамках Misión Venezuela Bella, государственной программы, инвестирующей в места отдыха и искусства, в рамках которой с 2019 года было отремонтировано около 3 000 церквей.

В начале марта Мадуро собрал 17 000 человек на мероприятии только для пасторов в северном городе Карабобо и объявил, что еще 20 000 пасторов стали бенефициарами программы Bono El Buen Pastor, в рамках которой каждому новому участнику будет выплачиваться ежемесячное пособие в размере 495 боливаров (около 14 долларов США). (Минимальная установленная законом месячная зарплата в Венесуэле составляет 130 боливаров или 3,50 доллара США).

Официально правительство заявляет, что программа направлена на то, чтобы предоставить прихожанам достойные места, где они смогут развивать свою веру. Однако есть и те, кто смотрит на щедрость государства с некоторым подозрением.

Сесар Мермехо, президент Евангелического совета Венесуэлы и один из руководителей Федеративной федерации церквей Венесуэлы, назвал эти усилия Мадуро попыткой купить души евангелистов.

«Как и положено в политических процессах, [политики] ищут голоса в каждой сфере общества, — сказал он. — Евангельские церкви не могут избежать этого».

Поиск поддержки у евангелистов начался еще во времена социалистической революции Уго Чавеса.

Хотя те, кто находится за пределами Венесуэлы, могут быть удивлены тем, что социалистический правитель обращается к евангелистам, политическое руководство страны давно обращается к ним в поисках политической поддержки.

В 2004 году, когда перед президентом Чавесом встал вопрос о референдуме по поводу того, стоит ли ему оставаться на своем посту, он обратился к евангелистам. В один момент представители 2 000 церквей собрались вместе, чтобы попросить божественной защиты для лидера. В 2006 году, после столкновения с властями католической церкви, Чавес даже объявил себя евангелистом.

Мадуро, который с 2012 года занимал пост вице-президента, занял пост президента, когда Чавес умер в следующем году после борьбы с раком. Он продолжал ухаживать за церквями и их лидерами, что, похоже, вылилось в две инициативы, которые он сейчас расширяет.

По словам Дэвида Смилда, профессора социологии Тулейнского университета, который на протяжении 30 лет изучал взаимоотношения между «чавизмом» — популистской идеологией, связанной с Чавесом, — и евангелистами, успех этого начинания на выборах неясен.

«Независимо от того, сколько денег венесуэльское правительство тратит на эти программы, нет никаких доказательств того, что Мадуро удалось взять под контроль евангелистов», — сказал он.

По мнению Смилда, деноминационное разнообразие евангелической церкви в Венесуэле затрудняет манипулирование ею со стороны политиков.

«В основе верований евангелистов лежит свобода воли. Это включает в себя свободу голосовать за того, кто, по их мнению, лучше для их страны», — сказал он.

Руководителем этой части стратегии переизбрания Мадуро является его сын, Николас Эрнесто Мадуро Герра, который лично поставляет стулья и звуковое оборудование в церкви, о чем некоторые правительственные чиновники с энтузиазмом пишут в социальных сетях. В марте он отпраздновал новое постановление, согласно которому Венесуэла больше не будет облагать налогом новые религиозные гражданские организации, включая налоги на открытие церквей.

«Президент Николас Мадуро продолжает укреплять духовность нашего народа и содействовать любящей работе для нуждающихся во всех уголках страны», — написал он в Instagram.

Одной из церквей-бенефициаров этих государственных программ стало семейное служение под названием Ministerio Familiar Fe Renovada (также известное как Miffer). Оно действует в центре Каракаса в старом здании, которое было подарено церкви местным правительством.

Пастор Эдгард Мартинес благодарен за то, что ему предложили эти программы, и не считает, что они повредили его способности высказывать свои политические взгляды.

«Я верю, что нельзя проклинать то, что является для тебя благословением, — сказал он. — Поскольку мы получили эту помощь, мы не отказались от министерского подхода, и мы не перестанем называть хорошее хорошим, а плохое — плохим».

Но не только правительство виновато в желании манипулировать евангельской церковью на этих выборах.

Мермехо считает, что оппозиционные кандидаты тоже небезобидны и пытаются привлечь церкви к политической поддержке.

«Для меня самое тревожное в обоих случаях — это легкость, с которой оппозиция и правительство создают условия для завоевания, пытаясь превратить евангелистов в „полезных дураков“», — сказал он.

По тем же причинам Габриэль Бланко, пастор молодой церкви в Валенсии под названием Comunidad de Fe Valientes, стремится сохранить независимость своей церкви.

«Мы молимся за власти, мы благословляем власти, но мы приняли решение не участвовать ни в чем, что связано с политикой или получением помощи от правительства, — сказал он. — Слава Богу, наши люди участвуют в социальных мероприятиях, которые мы проводим как церковь. Это позволяет нам сохранять независимость».

Бланко также руководит молодежной конференцией Festival Juventud Libre, на которой выступают международные христианские исполнители, такие как Алекс Кампос, Кристина Д’Кларио и Монтесанто. Политики зачастую стремятся выступить на подобных мероприятиях, собирающих десятки тысяч молодых людей. Но Бланко решил, что не стоит открывать сцену для политических лидеров.

«В нашей организации мы всегда заявляли, что наши мероприятия проводятся для поднятия имени Иисуса, а не являются платформами для поднятия имени какой-либо партии», — сказал он.

Мартинес защищает решение своей церкви получать государственные средства, сравнивая свой случай с делом Неемии.

«Иногда Бог использует плохое во благо. Как Неемия получил помощь от царя Артаксеркса для восстановления стен Иерусалима, так и мы используем эти ресурсы для морального восстановления Венесуэлы», — сказал он.

Несмотря на эти обхаживания, Мадуро может и не нуждаться в голосах евангелистов, во многом благодаря недавнему решению верховного суда Венесуэлы запретить выдвижение кандидатур Марии Корины Мачадо и Леосениса Гарсии, двух основных кандидатов от оппозиции.

«Правительство совершило два отвратительных поступка, — заявил Гарсия в интервью телеканалу CT. — Во-первых, женоненавистнический акт, устранив Марию Корину, единственную женщину, которая могла противостоять им на этих выборах. А также расистский поступок — снятие с дистанции меня, единственного чернокожего кандидата, лидировавшего в опросах».

Подобные обвинения в мошенничестве становятся все более распространенными во время президентских выборов в Венесуэле.

В 2018 году многие избиратели бойкотировали выборы, а сторонние наблюдатели, в том числе из США, заявили о фальсификации выборов.

Только около 60% венесуэльцев планируют принять участие в выборах 2024 года, согласно мартовскому опросу венесуэльской компании Datanálisis. Из них 15% заявили, что являются сторонниками нынешнего правительства, 36% — оппозиции, а 41% — не причисляют себя ни к одной из сторон.

«Евангелисты из беднейших районов поддержали Чавеса, когда он демократическим путем пришел к власти в 1999 году, — объясняет профессор Смилде. — Но экономический кризис, порожденный плохим правительством Мадуро, сделал его крайне непопулярным президентом. Вот почему он отчаянно нуждается в евангелистах, если хочет победить на перевыборах, не оставляя никаких сомнений».

Экономический и социальный кризис в Венесуэле вызвал самое значительное миграционное движение в Латинской Америке в этом веке. По данным агентства ООН по делам беженцев Управления Верховного комиссара ОНН, на ноябрь 2023 года насчитывалось более 7,7 миллиона венесуэльских мигрантов или беженцев, рассеянных по всему миру, в основном в Латинской Америке и Карибском бассейне. Население страны составляет 29,4 миллиона человек.

Пастор, баллотирующийся в президенты

После неоднозначного решения Верховного суда исключить Мачадо и Гарсию из избирательного бюллетеня за пост президента Венесуэлы теперь будут соперничать восемь кандидатов. Среди них — Хавьер Бертуччи, евангелический пастор и депутат Национальной ассамблеи, который уже во второй раз баллотируется от правоцентристской партии «Надежда на перемены». В 2018 году Бертуччи занял третье место, набрав более 1 миллиона голосов и набрав 10% от общего числа голосов.

В прошлом Бертуччи сталкивался с судебными разбирательствами и даже был ненадолго задержан по обвинению в контрабанде. Он также был замешан в скандале с «Панамскими документами», который разоблачил лиц из политической и деловой сфер, действующих в оффшорных налоговых гаванях.

Бертуччи отметил, что в рамках этих двух инициатив правительство сосредоточилось на оказании помощи церквям в беднейших кварталах крупнейших городов Венесуэлы. Но то, что церкви охотно принимают эти пожертвования, не означает, что общины теперь поддерживают Мадуро, говорит он.

«Хотя пасторы получают то, что им присылают [политики], на самом деле их не подкупают», — сказал он. «[Политикам] не удается убедить пасторов принять их социалистическую политическую идеологию».

Смильде считает, что венесуэльское правительство использует Бертуччи, чтобы разделить голоса оппозиции.

«Бертуччи верит в то, что он делает, и убежден, что может стать первым президентом-евангелистом Венесуэлы», — сказал он. «Однако Мадуро использует его кандидатуру в своих интересах, чтобы иметь слабого соперника, которого можно будет легко победить 28 июля».

У Бертуччи есть ответ тем, кто критикует его за участие в этих сомнительных выборах.

«Оппозиция исторически совершила ошибку, призвав к бойкоту. Это лишь способствовало продолжению социализма, — сказал Бертуччи. — Опросы показывают, что более 60% венесуэльцев хотят пойти голосовать, потому что они хотят перемен в этом ужасном правительстве. Не участвовать в выборах — значит подвести тех людей, которые верят в возможность возвращения к демократии».

Независимо от того, будет ли Мадуро переизбран в июле, последние стратегии, запущенные правительством, доказывают политическую важность евангелистов в Венесуэле. По данным исследования Latinobarómetro, в 2023 году численность евангелистов в Венесуэле росла быстрее, чем в любой другой латиноамериканской стране.

«В условиях, когда вера в политических лидеров — как правительственных, так и оппозиционных — исчезает, люди все чаще прибегают к религиозным убеждениям, — говорит бывший кандидат в президенты Гарсия. — Это пропорционально уровню бедности и инфляции. Политики сегодня не могут никого сдвинуть с места, но церкви могут».

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!