Известный богослов: западные христиане неправильно понимают Небеса, конец времён и духовную войну

Большинство христиан на Западе, считает известный новозаветный богослов, епископ и писатель Том Райт (N.T. Wright), фундаментально ошибаются в понимании цели христианской веры. Вместо того чтобы видеть в христианстве историю о Божьем обновлении всего космоса – объединения Неба и земли – многие воспринимают спасение как личный план побега: уход души на Небеса после смерти, , сообщает Христианский Мегапортал inVictory со ссылкой на The Christian Post.

По словам 77-летнего англиканского епископа, богослова, исследователя апостола Павла, это приводит не только к искажённому взгляду на загробную жизнь, но и к ошибкам в понимании пророчеств о конце времён и духовной войне.

«Проблема в том, что большинство западных христиан сегодня думают, будто вся суть христианства – в том, чтобы наши души попали на Небеса после смерти, тогда как Новый Завет концентрируется на том, что Бог приходит, чтобы обитать с нами», – сказал Райт в интервью The Christian Post, посвящённом его новой книге The Vision of Ephesians: The Task of the Church and the Glory of God (Видение Послания к Ефесянам: задача Церкви и слава Божья).

«Направление движения неверное, и результат неверный, и промежуточные стадии неверные», — отметил богослов.

Эта ошибка, считает он, сформировала целые поколения, которые читают и неправильно толкуют Писание. В античном мире, куда пришло христианство, идея о том, что душа возносится на Небеса, уже существовала.

«Это те люди, кого мы называем средними платониками – такие, как Филон Александрийский или Плутарх. Они свободно говорят о том, что их души идут на Небеса. Ранние христиане – нет», – отметил Райт.

Новый Завет, подчёркивает он, говорит совсем о другом: не об уходе человека на Небеса, а о приходе Бога на землю. Райт указывает на заключительные главы Откровения, где «жилище Бога – с людьми», и на Ефесянам 1:10, где говорится, что Божий замысел – «соединить в Мессии всё небесное и земное».

«Но можно было бы подумать, что Божий план изначально – помочь нам покинуть землю и отправиться на место под названием Небеса. Это просто не то, о чём говорят Ефесянам и весь Новый Завет», – сказал он.

Непонимание прослеживается даже в переводах Библии. Греческое слово ψυχή («псюхе»), традиционно переводимое как «душа», происходит от еврейского нефеш, обозначающего не бессмертную сущность, а живого человека целиком.

«Нефеш – это вся личность; точнее переводить как “человек”», – объяснил Райт. Он указывает, что и такие тексты, как слова Иисуса разбойнику на кресте: «Сегодня будешь со Мной в раю», часто чрезмерно упрощаются. «Иисус ведь собирается вернуться через пару дней… потому что Он воскреснет», – сказал он. По его словам, существует множество мест Писания, которые «рутинно читают неправильно».

Так, по мнению Райта, западное христианское сознание оказалось затуманено влиянием греческой философии.

«Вы можете интерпретировать платонизм по-разному, но именно это происходит уже сотни лет», – сказал он. Убеждение, что главный религиозный вопрос – «Как моей душе попасть на Небеса?» – руководило христианским учением со времён Реформации. Реформаторы ответили на этот вопрос иначе, чем средневековая Церковь, но саму постановку почти не оспаривали.

В своей книге Райт утверждает, что послание Ефесянам предлагает иной подход. Начальная молитва Павла в Ефесянам 1:3–14, по его словам, насыщена образами творения и Исхода и завершается утверждением, что Божья цель – единство Неба и земли во Христе.

«Ефесянам 1:10 даёт вам это чувство: вот куда всё движется. Это был замысел с самого начала, – сказал Райт. – И остальная часть книги раскрывает это».

Такой взгляд напрямую влияет на то, что многие западные христиане называют «концом времён», выражение, которое Райт считает «очень американским». Он связывает его популярность с диспенсационализмом – богословием, породившим учения о восхищении, пророческих хронологиях и апокалиптических сценариях.

«Весь диспенсационалистский проект… создал идею особенного времени, которое мы можем назвать “концом времён”», – сказал он, добавив, что в Новом Завете для такой схемы нет оснований. Хотя диспенсационализм теряет влияние среди богословов, на массовом уровне он, по словам Райта, продолжает процветать.

Психологически его привлекательность, считает он, понятна.

«Он позволял людям думать, что, хотя мир сошёл с ума, у нас есть внутреннее знание, тайная истина, – сказал он. – Мы любим теории заговора… этот шёпот: “я знаю то, чего ты не знаешь”».

Он сравнил популярную литературу конца времён, включая серию «Оставленные» и книги Фрэнка Перетти, с христианским аналогом Гарри Поттера, создающим ощущение участия в героической космической драме.

«Лучше пусть люди приходят через любую дверь, какая есть… чем вообще отвернутся и станут атеистами, – признал он. – Но это глубоко вводит в заблуждение».

По его словам, ещё опаснее, когда такая теология смешивается с политикой и войной. Райт вспомнил годы после 11 сентября, когда некоторые христиане трактовали ближневосточные конфликты как исполнение апокалиптических пророчеств и видели в военных действиях ускорение конца времён. «Мы, остальные в мире, смотрели на это и думали: пожалуйста, надеюсь, вы придёте в себя, потому что мир слишком опасен, чтобы самая могущественная страна была захвачена такими идеями».

В своей книге Райт возвращается к мысли, что в смерти, воскресении и вознесении Иисуса Бог уже начал обещанное новое творение.

«Бог сделал то, что обещал, и делает это сейчас – до тех пор, пока Иисус не вернётся», – сказал он, ссылаясь на 1 Коринфянам 15, где говорится, что Христос царствует, пока все враги не будут покорены. Ефесянам, добавил он, показывает роль Церкви в этом процессе: «Церковь призвана быть маленькой рабочей моделью нового творения», общиной, живущей по Духу и свидетельствующей о Божьем будущем тем, что воплощает его сейчас.

Такая перспектива определяет и понимание духовной войны, которую Райт считает сильно искажённой в массовом христианстве. Ефесянам 6 призывает надеть «всеоружие Божье», но Райт ставит этот текст рядом с Ефесянам 1 и 2, где говорится, что верующие уже «посажены на небесах во Христе».

«Небесные области – это место, где идёт битва прямо сейчас, – объяснил он. – Бог победил в Иисусе». При этом, отмечает он, всёоружие почти полностью оборонительное, «кроме меча Духа».

Главная опасность – в неправильной идентификации врага, подчеркнул Райт.

«Павел, как и Сам Иисус, говорит… наша борьба не против плоти и крови». Люди могут воплощать зло, признал он, но демонизировать целые группы или народы – это уже часть духовной проблемы.

«Если вы думаете, что можно вести духовную битву, сражаясь с конкретными людьми, народами или этническими группами, то это само по себе становится частью демонической проблемы, а не христианским решением».

Он предупреждает и против скептицизма, который полностью отрицает духовное зло, и против попытки видеть демонов «за каждым кустом».

«Как сказал К. С. Льюис в Письмах Баламута, существуют две равные и противоположные ошибки: одни считают всё это средневековым вздором, другие видят демонов повсюду», – отметил он. Как бывший епископ Дарема, Райт рассказал, что курировал ненавязчивое служение освобождения, где имели дело с подлинными случаями духовных проблем.

«Они молились с людьми и делали то, что можно осторожно назвать экзорцизмом. Это очень неприятно, грязно, тяжело… и в итоге ты просто чувствуешь глубокую жалость к тем, кто в это вовлечён».

По его словам, превращать каждую трудность в «действие бесов» приводит к путанице и духовной безответственности. Райт вспоминает, как наблюдал по телевизору беспорядки у Капитолия 6 января 2021 года.

«Камеры показали женщину, сидевшую в углу и молившуюся: “ангелы идут, ангелы идут”. Я подумал: ты живёшь в романе «Оставленные». Было очевидно, что она радикально заблуждается». Он добавил: «Одна из худших демонических иллюзий – считать демоническим всё, что вам не нравится».

По мнению Райта, ответ христиан должен состоять в верности Писанию, в молитве «Отче наш» и регулярном участии в Евхаристии.

«Это то, что мы должны делать день за днём, неделю за неделей, чтобы не быть увлечёнными ложными видениями борьбы».

В центре послания Ефесянам, подчёркивает он, стоит общинное видение, которое многие церкви ещё не реализовали.

«Все, кто верит в Иисуса, принадлежат одной семье и сидят за одним столом», – сказал он, напоминая, что Ефесянам 2 говорит о Божьем намерении соединить Иудеев и язычников, исцеляя самые глубокие человеческие разделения. «Когда иудей и язычник… соединяются во Христе, это знак нового творения». Церковь в этом единстве становится «новым храмом, где Бог живёт Духом».

Однако современные общины зачастую считают нормой разделение по этническим и культурным линиям.

«Теперь у нас есть чёрные церкви, белые, китайские – и мы думаем, что это не важно, – сказал Райт. – Павел был бы абсолютно в ужасе».

При этом он подчеркнул, что такое единство не связано с политической повесткой. «Смотрите на мои губы. Я один из наименее “прогрессивных” людей, которых вы можете встретить». Ранняя церковь, сказал он, была первой в истории по-настоящему многонациональной и многоэтнической семьёй – видимым доказательством того, что Господь не «начальства и власти», а Иисус Христос.

«Наша задача сейчас, – заключил Райт, – так верить в Бога Евангелия, чтобы строить церкви, которые действительно становятся маленькой рабочей моделью нового творения».

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!