Христианин, который хочет положительно повлиять на ИИ, должен действовать прямо сейчас (обзор СМИ)

На этой неделе я с трепетом смотрел на свой экран. OpenAI, одна из ведущих компаний в области искусственного интеллекта, в настоящее время внедряет модель Sora. И это очень важно.

Что делает Sora? Она может преобразовывать простой текст в высококачественное видео. Так что если вы скажете: «Сделайте подробное видео, как муравей ходит по своему подземному жилищу, взаимодействуя с другими муравьями», — вы получите именно это. Причем иногда с качеством, с которым не может сравниться BBC в своих лучших документальных фильмах о природе.

Другие дают волю своим самым странным фантазиям на Sora (который, кстати, еще не открыт для широкой публики). Я видел примеры гигантской медузы, плывущей по большому городу в сумерках, человека, дающего миску молока огромному коту на троне, дайвера, исследующего затонувший космический корабль, черепаху, чей панцирь сделан из стекла и в теле которой есть маленький сад, с маленькой золотой короной на вершине панциря, идущую по ультрареалистичному песчаному ландшафту. Даже мои самые жестокие лихорадочные сны стали менее захватывающими.

Тем не менее, мне понравилось наблюдать за этими примерами, и я впечатлен этой новой вехой в развитии искусственного интеллекта. Мне бы хотелось смотреть на подобные удивительные технологические достижения с позитивом, но смогу ли я? В конце концов, сколько предупреждений было сделано о том, что технологии возьмут на себя наши роли? О мире, где «мы», человечество, должны будем противостоять сверхмощным, но безличным (или даже антиличным?) и нерелигиозным (или даже антирелигиозным?) цифровым «они»?

Короче говоря, я ищу обоснованные причины, по которым мы можем относиться к ИИ с ожиданием — хотя бы для того, чтобы избежать ситуации, когда христиане вскоре начнут массово предостерегать от ИИ, чтобы затем так же массово и некритично его использовать. Именно в такую ловушку попали ортодоксальные христиане, когда речь зашла о смартфонах. Говорить одно, а делать другое чуть позже — не самое лучшее христианское свидетельство.

Эйнштейн

В любом случае, мои поиски пока не позволяют мне беззаботно относиться к ИИ. Христиане особенно активно выражают свою озабоченность по этому поводу. Эммануэль Руттен, философ из Свободного университета в Амстердаме, в статье о ChatGPT указывает, что зависимость от этой программы в конечном итоге означает откат в развитии человечества.

Это происходит потому, что ChatGPT, как и Sora, не может быть по-настоящему творческой.

«Человеческий разум способен устанавливать связи между, казалось бы, совершенно несвязанными данными, выходить за рамки уже известного и создавать новые идеи, которых раньше не существовало. ChatGPT не может этого сделать. Он может просто создавать композиции из того, что мы уже думали».

Другими словами, чрезмерная зависимость от ИИ стоит на пути Эйнштейнов этого мира, которые действительно могут совершить скачок к совершенно новым идеям.

Еще более сильное возражение заключается в том, что люди будут невольно воспринимать программы ИИ как реальных личностей. Уже есть люди, использующие ChatGPT в качестве решения проблемы одиночества.

Американский христианин и философ Джордан Джозеф Уэйлс отмечает, что это лишает человека уникального аспекта: человек способен отдавать себя, делиться своим внутренним «я». По его словам, отдавая себя другим, мы можем отражать прежде всего Бога, Который отдал Себя миру. Социальный робот ИИ не может этого сделать — у него нет внутреннего «я», нет любви к получению и еще меньше любви к тому, чтобы делиться.

Носитель образа

Но все это не означает, что мы не должны ничего с этим делать. Напротив, есть несколько инициатив, таких как платформа AI and Faith (ИИ и вера), которые выступают за то, чтобы этическая мудрость религии вошла в дискуссию об ИИ именно сейчас. Богослов Маайке Хармсен написала книгу «Слава Богу за технологии» (2022), и одна из вещей, которую она в ней доказывает, — это то, как важно вводить богословие и технологии в разговор друг с другом. В противном случае мы рискуем, что современный взгляд на человека станет все более техническим. Человек будет рассматриваться как своего рода компьютер, который тоже не справляется со своими обязанностями, который делает меньше, чем искусственный интеллект. В таком представлении о человеке, чем менее умен человек, тем меньше его ценность. Хармсен справедливо возражает, что все люди являются носителями образа Божьего, независимо от уровня их интеллекта.

Если христиане не будут принимать полноценного участия в постоянных дискуссиях об искусственном интеллекте, эта проблема может просто разрастись снежным комом.

Оставаться в стороне от этого спорного вопроса — не вариант для христиан. Те, кто хочет оказать положительное влияние на развитие ИИ, должны сделать это сейчас, а не тогда, когда он уже исчерпает себя.

Достаточная ли это причина, чтобы продолжать активно заниматься ИИ?

Для меня — да. В конце концов, христианское осмысление текущих проблем и влияние на них можно рассматривать как часть миссии творения. Хорошие управляющие не просто следят за магазином, они активно участвуют в грядущем Царстве Божьем.

И, конечно, не стоит забывать о привлекательности этой странной черепахи со стеклянным панцирем. Не терпится узнать, что еще принесет нам Sora.

Джейкоб Хёкман  cne.news, перевод inVictory

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!