Почему многие христиане в Европе придерживаются самоцензуры (обзор СМИ)
Все больше европейцев, и особенно студенты-христиане, боятся делиться своими убеждениями и высказывать свое мнение, которое считается «оскорбительным».
«Любое отклонение от общепринятой линии означает, что вы плохой человек, а не тот, кто выражает несогласие». Кроме того, требуется мужество и понимание, чтобы преодолеть ужасную идеологию, стоящую за «языком вражды».
«Когда я только приехал в Европу, я думал, что где-то есть неписаный закон: если ты веришь, пусть это будет только между тобой и твоим Богом».
В этих словах Юсуфа — одного из девяти студентов, показанных в документальном фильме OIDAC «Self-Censored» (Самоцензура), — отражено то, что чувствуют многие студенты христианских университетов: Быть христианином — это нормально, если только не говорить об этом. Его слова имеют вес — не только потому, что они выражают общее чувство, но и потому, что Юсуф родом из Нигерии, а сейчас учится в Будапеште.
После создания этого фильма я встречался со многими студентами-христианами, которые говорили мне одно и то же: они боятся делиться своей верой, опасаясь негативных последствий. Начав исследование, я понял, что этот страх гораздо более распространен, чем я думал. Не только христиане, но и все большая часть населения Европы подвергает себя цензуре.
Худший год за всю историю
В Германии, к примеру, ежегодный Индекс свободы показал, что в 2023 году, впервые с начала составления индекса в 1950-х годах, больше немцев считают, что «лучше быть осторожными» в выражении своих политических взглядов на публике, чем тех, кто говорит, что чувствует себя свободно. Число последних сократилось с 78 % в 1990-х годах до 40 % в 2023 году.
В университетском контексте цензура является еще более серьезной проблемой. Отказ от приглашения или отмена выступлений спикеров и преподавателей стали неотъемлемой частью студенческой жизни. В США Фонд защиты индивидуальных прав и самовыражения (FIRE) только что опубликовал новое исследование, согласно которому 2024 год стал худшим годом для свободы слова в кампусе с начала проведения исследования в 1990-х годах: было зафиксировано 164 попытки деплатформирования.
Исследование академической свободы Times Higher Education 2024, в котором приняли участие 452 ученых из 28 стран (большинство из них — из Великобритании), показало, что 77 % респондентов считают, что академическая свобода слова в их стране более ограничена, чем 10 лет назад, а 68 % опрошенных признались, что подвергают себя цензуре, причем среди женщин этот показатель увеличился до 74 %.
Молодые христиане — одни из тех, кто особенно страдает от самоцензуры. Согласно недавнему исследованию «Голос за справедливость в Великобритании», в ходе которого было опрошено более 1500 христиан в стране, только 36 % молодых респондентов заявили, что чувствуют себя свободными в выражении своих взглядов на деликатные вопросы на работе или в других общественных местах. Но чего именно боятся те, кто занимается самоцензурой?
Причинение обид
Ответов на этот вопрос может быть много. Но один из них меня особенно поразил: На вопрос, почему они подвергают себя цензуре, респонденты из Германии, Великобритании и других стран ответили, что боятся показаться «оскорбительными».
Среди молодого поколения этот страх можно объяснить большей чувствительностью к эмоциональным потребностям других людей и желанием не задеть чьи-то чувства. Однако, согласно недавнему исследованию, даже среди профессоров «боязнь обидеть» была одной из главных причин цензуры их взглядов на конкретные вопросы.
«Боязнь обидеть стала вопросом морали. Один из профессоров, ответивших на недавний опрос Times Higher Education, хорошо выразил это, отметив, что «любое отклонение от общепринятой линии рассматривается как означающее, что вы плохой человек, а не просто тот, кто не согласен».
Для христиан эта динамика особенно сложна. Мы ненавидим, когда нас считают плохим человеком. Зная, что мы призваны свидетельствовать о Божьей любви, большинство старается любой ценой избежать того, чтобы нас считали ненавистниками или оскорбителями. Но что делать, когда Библию называют языком ненависти?
Библия как «язык ненависти»
Для многих студентов ощущение вреда от того, что кто-то обиделся на их слова, — это не просто вопрос морали, а нечто, что должно быть наказано. И действительно, студенты все чаще призывают университетские власти обеспечить соблюдение ограничений на высказывания и применять санкции к тем, кто их не соблюдает. Согласно недавнему исследованию, проведенному Королевским колледжем, 41 % студентов согласились с тем, что преподавателей, которые преподают материал, оскорбляющий некоторых студентов, следует увольнять.
Главная проблема с этим требованием заключается в том, что понятие «оскорбление» основано исключительно на субъективном опыте. Те, кто выступает за ограничение оскорбительных высказываний, обычно не видят ничего, кроме своих чувств, в качестве стандарта определения «оскорбления».
Одна из студенток, которой удалось закрыть дебаты об абортах в Оксфордском университете, утверждала в газете Independent, что «идея о том, что в свободном обществе абсолютно все должно быть открыто для обсуждения, оказывает пагубное влияние на маргинальные группы. (…) Как студентка, я утверждала, что [эти дебаты] заставят меня почувствовать угрозу в моем университете».
Другая проблема заключается в том, что некоторые из этих крайне субъективных понятий, таких как «причинение беспокойства» или «язык вражды», не имеют определения, но, тем не менее, были введены в уголовное законодательство многих государств, вопреки всем правилам юридической практики.
Если западные страны активно боролись с этими концепциями, когда коммунистические государства проталкивали их во время разработки Всеобщей декларации прав человека, то сегодня, похоже, от этой решительной борьбы за свободу выражения мнений ничего не осталось.
И действительно, концепция «языка ненависти», продвигаемая в настоящее время международными институтами, не имеет практически ничего общего с компромиссом Декларации, предусматривающим ограничение свободы слова только теми высказываниями, которые подстрекают к неминуемому насилию.
Совет Европы, например, в своем руководстве по языку ненависти утверждает, что «[язык ненависти] не обязательно проявляется в выражении ненависти или эмоций. Он также может быть скрыт в высказываниях, которые на первый взгляд могут показаться рациональными или нормальными». В столь же абсурдном предложении Агентство ЕС по основным правам призвало разработать обязательный к исполнению документ для эффективной борьбы с «выражениями негативных мнений в отношении ЛГБТ», которые считаются «языком ненависти».
Доктор Джо Венке, автор и автор HuffPost, даже утверждал, что то, как христианские организации используют слово семья «как исключительно гетеросексуальную социальную ячейку» и «фразу «традиционные семейные ценности», само по себе является формой языка ненависти».
В свете этих событий неудивительно, что по результатам опроса, проведенного компанией Whitestone Insights в 2023 году, 23 % британцев в возрасте от 18 до 34 лет высказались за запрет на широкую продажу Библии, «если из нее не будут удалены оскорбительные части», которые «некоторые воспринимают как язык вражды».
Нас также не должен особенно удивлять тот факт, что некоторые христиане подвергались проверкам и даже судебным преследованиям за якобы «язык ненависти» при публичном выражении своих религиозных взглядов.
Говорить истину
В то время как все больше стран принимают двусмысленные и плохо прописанные законы о «языке ненависти», Евросоюз готовит столь же плохо прописанный закон об ограничении «дезинформации» и других «вредных материалов» в Интернете. Когда поколение хочет, чтобы его защищали от эмоциональных потрясений, а не бросали вызов различным точкам зрения, нам приходится преодолевать множество трудностей, пытаясь делиться Евангелием и говорить истину в современном обществе.
Однако ни одна из этих проблем не является непреодолимой. Как мы можем видеть из нынешних событий в США, ограничения на свободу слова могут быть сняты почти так же быстро, как и введены. Но более того, жажду и восприимчивость человеческого сердца к истине не так-то легко утолить. Прошлое учит нас, что даже самые ужасные идеологии можно преодолеть. Для этого необходимо осознать слепоту нашего времени. Как и мужество.
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!