Временная конституция Сирии будет основана на исламском праве

После непродолжительного процесса подготовки, который длился менее двух недель, Сирия объявила о принятии временной конституции, которой страна будет руководствоваться в течение следующих пяти лет.

Документ призван стать основой, пока правительство готовится к очередным выборам в 2030 году, и стал результатом национального диалога, который состоялся в прошлом месяце и собрал представителей со всей страны для обсуждения дальнейших действий, сообщает Христианский Мегапортал inVictory со ссылкой на persecution.org.

Анализ конституционной декларации позволяет предположить, что прежние словесные заявления о соблюдении прав женщин и религиозных меньшинств остались важной составляющей нового правительства. Тем не менее, в документе власть сосредоточена в руках президента, и в нем четко выражено уважение к исламскому праву.

«Религия президента Республики — ислам, — гласит статья III. — И исламская юриспруденция является основным источником законодательства“. Эта формулировка несколько резче, чем в предыдущей конституции Сирии, где исламское право упоминалось лишь как один из источников среди прочих.

Тем не менее, конституция также провозглашает защиту «всех религий» и гарантирует право людей заниматься религиозной практикой до тех пор, пока эта практика не нарушает общественный порядок. Хотя практическое значение этого положения, как бы оно ни было оговорено, еще предстоит выяснить, оно, похоже, указывает на то, что правительство намерено терпимо относиться к христианам и другим религиозным меньшинствам.

Помимо положений, защищающих свободу вероисповедания, другие статьи защищают целый ряд прав человека, включая право женщин на получение образования и работу.

Объявление о принятии конституции было сделано в тот момент, когда Сирия переживает широкомасштабное насилие, сосредоточенное в районах запада страны, где проживает большинство алавитов. Насилие представляет собой серьезную проблему для попыток правительства объединить страну и предполагает, что давняя напряженность в обществе не исчезнет быстро.

Новый президент Сирии Ахмед аш-Шараа сделал множество заявлений, в которых он отмечает достоинства религиозной терпимости и предпринимает конкретные шаги по обеспечению их безопасности, однако он по-прежнему является убежденным сторонником идеологии салафитов-джихадистов и имеет гораздо более глубокие корни как гонитель религии, чем сторонник ее свободного исповедания.

«Разнообразие — наша сила, а не слабость», — заявил аш-Шараа в своем указе после взятия Алеппо на пути в Дамаск. Тем не менее, по сообщениям, боевики, присоединившиеся к HTS, ходили в Дамаске от двери к двери, прося жителей назвать свою веру, что говорит о том, что религия может оставаться точкой напряженности.

Частично непоследовательность сообщений может заключаться в том, что Аш-Шараа и HTS всегда были сосредоточены на противостоянии режиму Асада, а не на создании собственного позитивного видения развития страны.

Пока международное сообщество наблюдает за тем, какое правительство придет на смену режиму Асада, сотни тысяч людей из религиозных меньшинств в Сирии также наблюдают за происходящим. Для них уважение нового правительства к свободе вероисповедания является сугубо личным делом.

Если аль-Шараа продолжит поддерживать права христиан и других людей, это будет фундаментальным сдвигом к лучшему. Но такой исход далеко не гарантирован, а возвращение к прежним принципам, когда он сотрудничал с группировкой «Исламское государство» и «Аль-Каидой», будет катастрофическим для этих и без того уязвимых общин, которые так сильно пострадали при Асаде.

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!