Оружие веры в войне России против Украины (Обзор СМИ)
Россия ведет против Украины войну на уничтожение, используя все имеющиеся в ее распоряжении силы и средства. Среди этих средств — религиозные общины государства-агрессора.
И это касается не только патриарха Русской православной церкви Кирилла (Гундяева), мусульманского лидера Талгата Таджуддина и представителя иудаизма Аарона Гуревича. Небольшие, но тесно организованные евангельские церкви в России быстро мобилизовали свои ресурсы для поддержки имперских военных усилий.
ЕВАНГЕЛИСТЫ НА СЛУЖБЕ РОССИИ
Евангельские лидеры рассчитывают не только на одобрение властей, но и на определенные трофеи, заменив послание Христа заповедями «Z-религии». «Z» — это символ так называемой «Специальной военной операции» в России.
В отличие от Русской православной церкви, которая быстро и централизованно привела свою риторику и структуры в соответствие с военной машиной, евангельские церкви адаптировались медленнее. Некоторые лидеры сопротивлялись, другие покинули страну.
Однако спустя три года после полномасштабного вторжения российские евангелисты прочно заняли свое место в строю. Пасторы публично благословляют Путина и заявляют о своей поддержке «Специальной военной операции».
Вслед за бурятскими солдатами, вооруженными винтовками, движутся «миссионеры». На руинах украинских молитвенных домов российские «братья» раздают гуманитарную помощь и поют хвалебные песни.
Среди обломков Мариуполя (Украина) российский «миссионер» Андрей Крысов записал видеоприглашение на миссионерскую конференцию, которая должна состояться в Екатеринбурге (Россия).
Крысов указан в качестве одного из спикеров мероприятия. Вместе с другим «миссиологом», Павлом Пузановым, он будет обучать российских верующих тому, как проводить «миссии на освобожденных территориях», говорится в удаленном Telegram-канале конференции.
Но вопрос о том, в какого Бога и в какую миссию на самом деле верят российские «христиане Z», не будет поднят ни на конференции в Екатеринбурге, ни на любой другой конференции, лидерском саммите или молитвенном завтраке по всей России.
Тех, кто может задать такие вопросы, сажают в тюрьму, ссылают или уничтожают. Те, кто остался, стремятся урвать свой кусок от пиршества каннибалов.
Лидеры российских церквей — Шатров, епископ, заместитель председательствующего епископа Российского Союза Евангельских Христиан в Северо-Западном федеральном округе; Дириенко, епископ, заместитель председательствующего епископа Российского Союза Евангельских Христиан в Центральном федеральном округе; Колесников, председатель Всесоюзного братства евангельских христиан; Карасёв: епископ Всероссийского братства евангельских христиан, с гордостью сообщили о росте своих общин во время молитвенного завтрака в Вашингтоне, 6 февраля 2025 года: «Даже в сложных условиях специальной военной операции наши церкви умножаются», — заявили некоторые участники молитвенного завтрака.
И действительно, они умножаются — так же, как после оккупации Молдовы, Грузии и Крыма.
СТРАТЕГИЯ РОСТА ЦЕРКВИ
Стратегия везде одинакова. Сначала силы безопасности проводят рейды по домам и церквям местных христианских лидеров на оккупированных территориях. Затем приходят бюрократы, требующие от церквей перерегистрации в соответствии с российским законодательством.
После них прибывают эмиссары из российских протестантских церковных союзов, предлагая дружескую сделку: Присоединяйтесь к нам, и вы получите официальную российскую регистрацию. Тех, кто отказывался, ликвидировали спецслужбы. Те, кто согласился, теперь пополняют статистику роста российских церквей.
Основным инструментом этих «слияний и поглощений» является Объединенный Российский Союз Христиан Веры Евангельской (РОСХВЕ).
В самом начале так называемой «специальной военной операции» лидер РОСХВЕ Сергей Ряховский четко обозначил позицию союза: «Мы — граждане России и патриоты своей страны».
Выступая на заседании Совета религиозных лидеров Российской Федерации, где обсуждался вопрос о «специальной военной операции» в Украине, Ряховский заявил: «Сегодня у нас нет другого способа отстоять правду», и добавил: «Я убежден, что всеми нами движет любовь».
Российские евангелисты, конечно, не имеют такого влияния, как московское православие, и по сравнению с «волком» Кириллом Гундяевым их лидеры выглядят скорее как «волчата». Но и «волчата» хотят получить выгоду от поддержки «Специальной военной операции», а потому готовы молиться не только за Путина, но и на Путина.
За годы войны церкви страны-агрессора значительно «размножились» за счет общин на оккупированных территориях.
Изменилось даже их богословие.
ИЗМЕНЕНИЕ ТЕОЛОГИИ
Еще в 2014 году, сразу после аннексии Крыма, некоторые российские баптисты — потомки несгибаемых конфессиональных христиан советской эпохи — выступили с подневольным обращением к Путину, поблагодарив его за «защиту и укрепление духовно-нравственных ценностей».
Сегодня российские церкви изменились до неузнаваемости. Они больше не похожи на те исторические протестантские собрания, которые когда-то осмеливались отстаивать правду и говорить о ней власти.
Язык церкви — отражение ее мышления — быстро впитал в себя лексику государства. Такие фразы, как «освободительные военные действия» и «освобожденные территории», теперь без раздумий слетают с языка.
Сергей Киреев, один из лидеров РОСХВЕ, с гордостью заявил в докладе «Два года СВО: вклад пензенских протестантов в нашу общую победу», что «огромная работа уже проделана, но еще большая работа предстоит впереди, как в Пензе, так и на новых территориях».
Действительно, РОСХВЕ и другим российским евангелистам предстоит еще много работы. Их организации сосредоточены на «новых освобожденных территориях», а их «миссиологи» разработали специальную стратегию миссии — заселение и обустройство «очищенных» российскими войсками украинских земель.
ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ХРИСТИАН
Факты преследования христиан за отказ присоединиться к «религии Z» подробно описаны в докладе «Вера под российским террором».
По словам пастора Михаила Брицына, соавтора доклада: «На оккупированных в 2022-2024 годах украинских территориях Россия устроила масштабный религиозный геноцид: сотни религиозных общин были уничтожены; священнослужители после арестов и допросов были грубо депортированы или вынуждены покинуть свои дома; церковные здания были захвачены оккупационными властями и перепрофилированы под их нужды.
Только в Мелитополе было захвачено более 15 церковных зданий, большинство из которых были протестантскими. Ни одно из них не было возвращено религиозным общинам, даже после того, как они прошли так называемую «перерегистрацию по российскому законодательству».
Именно в таких условиях лидеры российских церквей начинают свою «миссионерскую деятельность» — гротескную операцию, напоминающую уничтожение прекрасного парка ради того, чтобы посадить несколько маленьких деревьев.
И пока все это происходит, лидеры российских церквей свободно путешествуют по миру, убеждая западную аудиторию, что Россия — это страна религиозной свободы, христианских ценностей и бурного роста церквей.
Американский проповедник Рик Реннер, переехавший в Россию, открыто восхваляет режим и оказывает ему мощную медийную поддержку. Люди верят Реннеру, Ряховскому, Шатрову и Дириненко — потому что те, кто мог бы бросить им вызов, гниют в тюрьмах, лежат в могилах или заклеймены как радикалы и неприкасаемые.
ПРИМЕР ТРЕТЬЕГО РЕЙХА
Все это не ново для истории христианства. Подобным образом вели себя «немецкие христиане» Третьего рейха. Их идеологи четко понимали свою роль в «окончательном решении еврейского вопроса» — точно так же, как современные российские «миссиологи» понимают свою роль в «миссии на освобожденных территориях».
Лидеры рейх-церкви обманывали американских христиан примерно так же, как сейчас это делают лидеры «Церкви Z». И им поверили.
В 1936 году Освальд Смит из Народной церкви в Торонто — уважаемый миссионер с безупречной евангелической репутацией — посетил Германию и вернулся, воспевая хвалу Гитлеру. Его восторженный отчет был основан на беседах с другими евангелистами. Германия, утверждал Смит, «пробудилась».
«Немецкие верующие говорят, что они довольны Гитлером». И эти настроения были широко распространены: «Каждый истинный христианин — за Гитлера». Смит привел эту цитату в своей статье «Мой визит в Германию», опубликованной в журнале The Defender в сентябре 1936 года, как указано в книге Дэвида А. Рауша «Наследие ненависти» (A Legacy of Hatred).
МОЛЧАЛИВАЯ ОППОЗИЦИЯ
Сегодня в России есть христиане, которые не разделяют эйфории таких лидеров, как Ряховский или Киреев, но их голоса замалчиваются и остаются неуслышанными.
Все, что остается, — это громкое пение на конференциях и богослужениях, повторяющее призрачный образ, описанный Эрвином Лутцером в книге «Крест Гитлера», где немецкие верующие продолжают петь, когда мимо проезжают поезда:
«За нашей маленькой церковью проходила железная дорога, и каждое воскресное утро мы слышали далекий свисток, а затем стук колес по рельсам. Мы приходили в волнение, слыша плач, долетавший из проходящего поезда. Мы понимали, что в этих вагонах, как крупный рогатый скот, перевозили евреев!
Этот свист звучал неделя за неделей. Мы уже боялись слышать стук этих колес, потому что знали, что услышим и плач евреев на пути в лагерь смерти. Их крики мучили нас.
Мы знали время прибытия поезда и, когда раздавался свисток, начинали петь гимны. В то время, когда поезд проезжал мимо нашей церкви, мы пели громче всего. Если до нас долетали крики, то мы пели еще громче, и вскоре их уже не слышали».
Как и прежде, участники предстоящей «миссионерской конференции» в Екатеринбурге, Россия, будут петь «еще громче», прежде чем отправятся на семинары по проведению миссий «на освобожденных территориях».
СОХРАНИТСЯ ЛИ ВЕРНЫЙ ОСТАТОК?
Христианство в современной России превратилось в «Z-христианство» — религию ассимиляции и поглощения, завоевания, обернутого в хвалебные хоры.
Найдутся ли среди русской церкви «семь тысяч, которые не преклонили колена перед Ваалом» (1 Царств 19:18)? Только Господь знает. Только Он знает, могут ли среди российских евангелистов еще подняться новые лидеры — лидеры, способные противостоять, различать Его волю и оставаться верными.
Что же касается остальных — «христиан Z», которые променяли свидетельство на пропаганду, которые молятся империи и поют, чтобы заглушить звуки страданий, — то пророческие слова Лонгфелло звучат как колокол:
Хоть жернова Господни мелют медленно,
Но мелют в пыль — неумолимо, верно.
Он терпеливо ждет, безмолвно наблюдая,
Но справедливость — совершит без промедленья.
Денис Горенков — служитель евангельской церкви «Новая жизнь» в Киеве, Украина, и преподаватель Центра подготовки военных капелланов при Военном институте Киевского национального университета имени Тараса Шевченко
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!