Церкви были сторонниками или противниками Гитлера? В Германии проходит тематическая выставка

В немецком монастыре Дальхайм проходит выставка, рассказывающая об отношениях между церквями и политикой и нацисткой Германии и Гитлера.

Выставка, которая освещает отношения между различными конфессиями и национал-социализмом продлится до 18 мая 2025 года. В экспозиции представлено более 200 предметов из музеев, библиотек и частных коллекций: фотографии, дневники, уставы и ранее не публиковавшееся письмо папе Пию XII из архива Ватикана, сообщает Христианский Мегапортал inVictory со ссылкой на CNE News.

Тема настолько обширна и сложна, что выставка разделена на десять тем, освещающих различные ее аспекты. Каждая тема начинается с вопроса, например, «Как национал-социалисты относились к христианству?», «Поддерживала ли протестантская Германия национал-социализм?» и «Была ли Римско-католическая церковь противником или партнером национал-социализма?».

Посетители могут ознакомиться с историческими фактами той насыщенной событиями эпохи. При этом им рассказывают о современном состоянии науки по различным темам и предлагают поразмышлять над каждым вопросом.

Каролин Мишер, один из кураторов специальной выставки в немецком монастыре, на вопрос зачем нужна выставка на эту тему спустя почти восемьдесят лет после окончания Второй мировой войны отвечает: «Вторая мировая война еще не закончилась. Церкви и монастыри все еще не пережили войну. Сразу после войны они дистанцировались от национал-социализма. Долгое время господствовало мнение, что церкви были лишь жертвами и противниками режима. Только в 1960-х годах они осознали свои ошибки. Дальше всех пошел Папа Иоанн Павел II, который в 2000 году у Стены Плача в Иерусалиме молил Бога о прощении и признал, что христиане частично виноваты в гибели евреев».

«В следующем году исполняется 80 лет со дня окончания Второй мировой войны, и мы хотели сделать выставку до этого времени», — сказала Мишер. Она добавила, что организация в основном ориентирована на учащихся средних школ и взрослых.

В названии выставки фраза из молитвы «Отче наш» — «И прости нам согрешения наши» заканчивается вопросительным знаком, чтобы побудить посетителей сопоставить картину и ответить на вопрос самостоятельно.

Выставка начинается с ситуации в Германии до 1933 года, времен Веймарской республики, которая возникла как первая парламентская демократия в Германии в 1918-1919 годах. Версальский договор породил в Германии недовольство, а в 1929 году рухнули фондовые рынки, начался экономический кризис, приведший к массовой безработице. Эти события создали идеальную питательную среду для радикальных партий, таких как НСДАП Адольфа Гитлера.

На предвыборном плакате, который висит в одном из залов, Гитлер показан как «последняя надежда».

Куратор Каролин Мишер отмечает, что Гитлер представлял себя как религиозного спасителя и показывает на страницу со статистикой по выборам 1932 года. Протестанты, в частности, голосовали за Гитлера. Мишер поясняет это: «У католиков была своя центристская партия, которой они оставались верны в большинстве своем. У протестантов не было своей партии».

Выставка не только поднимает вопрос о том, как церкви вели себя по отношению к Гитлеру, но и рассматривает отношение национал-социалистов.

Мишер: «У нас здесь тоже не однобокая картина». Она указывает на открытку, на которой готическим шрифтом написано: «Мы считаем силы христианства необходимыми для морального воскресения немецкого народа».

«Видите ли, в начале своего правления Гитлер внешне заявлял, что ему нужны верующие. Он сказал, что будет уважать церкви».

Внутри страны Гитлер провозгласил, что искоренит христианство в Германии под корень, потому что «для немецкого народа решающим является то, обладает ли он иудео-христианской верой с ее слабой моралью жалости или сильной героической верой в бога в природе, в бога в собственном народе, в бога в собственной судьбе, в собственной крови». Гитлер продолжал: «Немецкая церковь, немецкое христианство — это нонсенс. Человек является либо христианином, либо немцем. Нельзя быть и тем, и другим».

«В школе дети узнавали, что «так же, как Иисус освободил людей от греха и ада, Гитлер спас немецкий народ от уничтожения». Иисус и Гитлер подвергались гонениям, но в то время как Иисус был распят, Гитлер стал канцлером. Апостолы завершили работу своего Учителя. Мы надеемся, что и сам Гитлер завершит свою работу. Иисус строил для небес, Гитлер — для немецкой земли».

Мишер подчеркивает, что Гитлер показал свое истинное лицо на публике во время войны. «Тогда он сказал, что после войны мы уничтожим церкви».

В партии звучали призывы заменить христианство германской псевдорелигией. Мишер указывает на так называемый «Julleuchter», подсвечник, который использовался в семьях эсэсовцев.

«Муж семьи зажигал его во время праздника зимнего солнцестояния, который должен был заменить Рождество. Этого, кстати, так и не произошло. Христиане держались за свои обычаи».

Мишер рассказывает, что в протестантских церквях Германии также возникло движение «Немецкие христиане», которое пропагандировало слияние христианства и национал-социализма.

«Именно они заявили, что Иисус был не евреем, а арийцем-галилеянином», — говорит она.

Мишер указывает на гобелен площадью восемь квадратных метров, который висел в церкви в Ротенбурге-ан-дер-Фульда и демонстрировал слияние нацистов и церкви. В течение года женская ассоциация церкви совместно с NS-Frauenschaft, женской организацией НСДАП, работала над гобеленом, на котором были изображены мальчики из Гитлерюгенда и девочки из Бунда Немецких Мадл, марширующие в церковь.

«Обратите особое внимание на текст по краям гобелена, — говорит Мишер. 0 Что там аккуратно вышито? Молитва Господня».

Многие протестантские пасторы присоединились к НСДАП, говорит Мишер.

«Для протестантов это черная страница в их истории. В то же время я хочу отметить, что у немцев-протестантов было и контр-движение. Оно называлось Bekennende Kirche (Исповедническая церковь) и возникло, когда евреи, принявшие христианство, должны были отказаться от своих должностей в церквях. Нельзя назвать Bekennende Kirche движением сопротивления, хотя верно, что многие служители этого движения присоединились к сопротивлению».

Мишер: «Раздел выставки, посвященный Римско-католической церкви, задает вопрос: «Противник или партнер национал-социализма?». Поначалу немецкие епископы относились к национал-социализму с пренебрежением. В 1930 году они в своем заявлении дали понять, что христианин не может быть членом НСДАП. Их отношение изменилось, когда в 1933 году к власти пришел Гитлер и в своем правительственном заявлении сказал, что будет уважать церкви. После этого епископы дистанцировались от своего заявления».

В июле 1933 года Гитлер заключил с Ватиканом договор, известный как Конкордат Рейха. Римско-католическая церковь сохраняла часть своей автономии, а нацисты оставляли церковь нетронутой. Гитлер праздновал успех соглашения, поскольку это был первый договор его правительства с государством.

Вскоре немецкое правительство разорвало соглашение.

Мишер: «Римско-католические ассоциации и газеты были запрещены. Епископы обратились за помощью к Пию XII в письме».

Она указывает на послание. «После этого папа написал письмо с протестом, которое было размножено епископами и зачитано с кафедр. Впоследствии Гитлер закрыл типографии, и последовала волна арестов среди духовенства».

На вопрос молчал ли папа Пий XII в то вермя, Мишер ответила: «Папа сам сказал, что нет. В то же время он утверждал, что должен сохранять нейтралитет и, следовательно, быть осторожным в своих высказываниях».

Пий XII знал о преследовании евреев. Голландские епископы протестовали против этого в письме в 1942 году. Впоследствии было собрано множество христиан еврейского происхождения. Они содержались в лагере Амерсфорт и в конце концов были убиты. Но этот протест уникален. Ничего подобного не было нигде. А вот последствия были ужасающими. Именно на этот аргумент ссылается Римско-католическая церковь, когда ее спрашивают, почему она не сделала больше».

Открытое сопротивление со стороны обеих основных христианских церквей практически отсутствовало. Сопротивление исходило от немногих. Некоторым из них уделено должное внимание на  выставке: Софи и Ганс Шолль, Дитрих Бонхёффер, священник Максимилиан Кольбе, погибший за своего товарища по заключению. Но это были исключения.

На выходе выставки стену проецируются вопросы и главный из них: «Что бы вы сделали?»

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!