Британский писатель утверждает, что период «нового атеизма» закончился и у людей возникают вопросы

Автор книги «Удивительное возрождение веры в Бога» Джастина Брайерли утверждает, что период «нового атеизма» закончился и христианство все больше принимается обществом. Об этом он рассказал в интервью на cne.news, сообщает Христианский Мегапортал inVictory.

Долгие годы Айаан Хирси Али была убежденной атеисткой. Недавно она стала христианкой. По словам британского писателя Джастина Брайерли, она далеко не единственный интеллектуал, совершивший этот переход. На самом деле он видит «удивительное возрождение веры в Бога».

На дворе 2009 год. Внезапно по улицам Лондона проезжают красные автобусы с надписью: «Бога, скорее всего, нет. Перестаньте беспокоиться и наслаждайтесь жизнью». Рекламная кампания атеистов и гуманистов развязывает языки. После жалоб христиан слоган ненадолго оказался под угрозой запрета, но английское Управление по рекламным стандартам отклонило возражения: он не вводит потребителей в заблуждение.

Сейчас, спустя почти 15 лет, Брайерли все еще иногда вспоминает те дни. Это был расцвет так называемого нового атеизма, пишет он в своей книге «Удивительное возрождение веры в Бога», опубликованной в прошлом месяце. Философ Дэниел К. Деннетт, нейробиолог Сэм Харрис, журналист Кристофер Хитченс и биолог Ричард Докинз, которых также называют «четырьмя всадниками» из Откровения 6, боролись против всего, что хотя бы отдаленно напоминало христианскую веру.

Брайерли много лет работал на британской радиостанции Premier Christian Radio, где вел популярную программу «Невероятно?» В ней христиане и атеисты обсуждали взгляды за и против веры и религии.

«Когда светские интеллектуалы возвращают людей к христианству, это может быть первым признаком перелома ситуации» — говорит автор Джастин Брайерли.

«Новый атеизм в то время действительно становился чем-то большим, — говорит Брайерли по телефону. — Книга Ричарда Докинза «Заблуждение Бога» продавалась очень хорошо. Складывалась атмосфера, когда христианство воспринималось как антинаука, детская сказка. Я хотел что-то с этим сделать: заставить умных атеистов и умных христиан поговорить друг с другом, чтобы христиане увидели, что их вера тоже может быть интеллектуально развитой».

Вы видели, как атеисты обращаются в веру, но и христиане теряют веру. Как это повлияло на вас?

«Я думаю, очень немногие люди пришли к вере непосредственно через эту программу, потому что она требует большего, чем просто аргументы в пользу существования Бога. Но я знаю, что для некоторых она сыграла важную роль на пути к христианской вере.

С другой стороны, сильные аргументы атеистов никогда не являются единственной причиной, по которой люди теряют веру в Бога. Они тоже уже двигались в определенном направлении и, возможно, утвердились в своих возражениях против христианства.

Я позволяю людям формировать свое мнение. В конечном итоге от Бога зависит, что Он с ним сделает».

Вы брали интервью у откровенных атеистов и заметили изменения в тоне и содержании интервью. Что это показало?

«Передачи начались в период расцвета нового атеизма, когда христианство вообще не воспринималось всерьез. Но с годами я заметил, что тон изменился. Некоторые гости все больше дистанцировались от атеистической риторики. «Я атеист, но не такой, как Ричард Докинз, заметьте», — говорили почти извиняющимся тоном.

«Все больше и больше людей нуждаются в чем-то большем, чем они сами: Христианство» — автор Джастин Брайерли

Думаю, отчасти это произошло потому, что сам новый атеизм приобрел религиозный оттенок. Лидеры нового атеизма были первосвященниками, их книги — священными текстами, а научный материализм — ортодоксией. И никому не разрешалось подвергать это сомнению. Думаю, некоторые люди начали уставать от снисходительного отношения к религиозным людям.

Кроме того, атеистическое движение начало раскалываться. Бога не существует, а религия вредна: в этом они согласны. Но что дальше? Одни считали, что атеизм должен больше заниматься вопросами социальной справедливости, другие видели в нем бастион свободной мысли и разума. В итоге новые атеисты начали воевать друг с другом больше, чем когда-либо с христианами.

Это привело к разного рода противоречиям. Многие атеистические ораторы не желали выступать на одной сцене друг с другом. Поэтому конференции атеистов отменялись. В 2021 году Докинзу была присуждена премия «Гуманист года», но позже она была отозвана.

Все это говорит о том, что очень трудно построить движение, которое на самом деле основано на негативном утверждении: Бог не существует. В движении всегда должен быть позитивный аспект. Когда сила нового атеизма начала ослабевать, я заметил, что все больше светских гостей открыто признают ценность христианства, даже если сами они не обязательно верят в него».

Означает ли это, что новый атеизм исчез с общественной сцены?

«Он все еще существует в разных уголках интернета, но как общественное движение все больше исчезает. Выставлять религию на всеобщее обозрение стало совсем не модно.

Конечно, статистика свидетельствует о секуляризации. На Западе все меньше и меньше людей посещают церковь; все большее число считают себя нерелигиозными. Но посмотрите на обложку моей книги: на ней вы видите набегающие волны. Потому что я думаю, что прилив меняется, что вера в Бога снова поднимается, как наводнение.

Запад не может долго жить на безвкусной диете светского материализма. Он не отвечает на вопросы людей. Если светская интеллигенция возвращает людей к христианству, это может быть первым признаком перелома ситуации».

Какой разговор запомнился вам в этом плане?

«Это беседа с канадским психологом Джорданом Петерсоном. Он привлек огромную аудиторию: в основном миллениалов, ищущих разумные ответы и смысл в своей жизни. Можно было подумать, что Петерсон — христианский апологет, настолько часто он ссылался на Бога и Библию. Наши взгляды на права и достоинства человека проистекают из идеи, что мы созданы по образу и подобию Божьему, утверждал он.

Мне трудно определить, что именно Петерсон думает о Боге. О Библии он говорит в основном в психологических терминах. Но, тем не менее, для многих людей он, кажется, открывает дверь, пропуск к серьезному восприятию христианства. И действительно, я знаю некоторых людей, которые прошли через эту дверь и теперь называют себя христианами, потому что они начали читать Библию и встретили Христа.

В своей книге «Удивительное возрождение веры в Бога» я также пишу о других интеллектуалах, которые указывают на христианство как на источник смысла. Например, светский историк Том Холланд показывает, что ценности, которые отстаивают светские гуманисты, — права человека, равенство, прогресс, свобода и сострадание — были даны им христианством. Светский гуманизм — это внук христианства. Вы не можете поддерживать эти ценности без христианской веры. Если обрубить корни дерева, плоды могут висеть некоторое время, но в конце концов они засохнут и упадут.

Я думаю, все больше людей начинают понимать, что им нужно что-то большее, чем они сами. И поэтому они становятся более открытыми для христианства».

Как Айаан Хирси Али?

«Да, ее принятие христианства — очень хороший пример и в точности соответствует тому, что я описываю в своей книге. После того как Айаан Хирси Али отвергла фундаменталистский ислам своей юности, она оказалась в числе новых атеистов. Но теперь она пишет, многократно ссылаясь на Тома Холланда, что атеизм и прогрессивные идеологии бодрствования не могут противостоять великим угрозам цивилизации. Только иудео-христианское повествование может по-настоящему поддержать ценности, которыми дорожит Запад. Светский гуманизм не имеет для этого ни корней, ни сил. Он слишком слаб».

Понимание ценности христианства — это совсем другое, чем вера в Христа. Первый шаг?

«Интеллектуальные аргументы действительно могут сыграть определенную роль в обращении человека. В беседах я обнаружил, что убеждение в существовании Бога обычно сопровождается эмоциональным путешествием, в котором люди ищут смысл своей жизни. Возвращаясь к Айане Хирси Али, можно сказать, что она пришла к христианству на интеллектуальных основаниях, но в ее статье также прослеживается нечто вроде духовного поиска. Она задается вопросом, зачем мы здесь, на земле, какова цель жизни.

Урок, который я вынесла из всех дебатов в моей программе «Невероятно?», заключается в том, что мы достигаем только половины того, кем мы, люди, являемся: рациональной части. Однако вера — это еще и вовлеченность, обращение к воображению, сердцу.

Никогда не найдется настолько весомого или убедительного аргумента, чтобы человек просто не смог возразить против христианской веры. Но мы можем устранить как можно больше препятствий, чтобы люди могли идти по пути веры, к Иисусу. В конечном итоге все дело в сердце — а это уже дело Бога и человека.

Это также заставляет меня быть осторожным: есть опасность, что светские интеллектуалы, научившись видеть ценность христианской веры, застрянут в своего рода культурном христианстве. Полезное для сохранения западной культуры, но без веры в истинность самой истории.

В этом и заключается проблема. Светские люди, которых христианская вера привлекает на каком-то уровне, смогут получить полную картину только тогда, когда познают Христа, Сына Божьего».

Вы пишете об интеллектуальном авангарде, для которого христианство стало социально приемлемым. Но относится ли это и к обычным людям?

«В какой-то степени это правда: многие разговоры происходят на интеллектуальном уровне. Но в то же время у этих людей огромная аудитория. Вместе с 12 000 других людей я слушал Джордана Петерсона и его друзей на O2 Arena в Лондоне в октябре. Миллионы людей следят за его подкастами или читают его книги. Он и Том Холланд, со-ведущий крупнейшего в мире подкаста по истории, охватывают множество обычных людей. Я бы не стал недооценивать их влияние.

Конечно, есть те, кто никогда не слышал о Петерсоне и Холланде, кто не слушает подкасты и не читает книги, кого не интересует более интеллектуальный подход к вере. Но все ищут смысл жизни, хотя некоторые могут формулировать его по-разному.

Некоторые светские интеллектуалы становятся пророками вне церкви, потому что они задают правильные вопросы. Но я верю, что в конечном итоге ответ есть у христианства».

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!