«Морозко» — это известная русская народная сказка. Исследователи, изучавшие записи сказки в разных регионах, нашли не менее сорока её русских разновидностей, около тридцати — украинских вариантов и одиннадцать — белорусских.
Собиратель фольклора Александр Афанасьев включил два варианта «Морозко» в собрание своих сказок. Ещё одна редакция «Морозко» вошла в книгу «Сказки и легенды Пушкинских мест».
Какие евангельские мотивы есть в этой народной сказке? И есть ли они вообще? Читайте дальше.
«Морозко» — это сказка о…
Вариант Афанасьева:
Злая мачеха, желая избавиться от падчерицы Марфушки, девушки работящей и безропотной, приказала мужу отвезти её в лес и выдать замуж за Мороза. Старик не посмел ослушаться сварливой жены: привёз дочку в бор, оставил возле большой сосны и вернулся домой.
Вскоре появился Морозко. Трижды спросив у Марфушки «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?», он укутал замерзающую гостью шубами.
На следующий день старик снова поехал в лес и нашёл там дочку живую, здоровую, с богатыми подарками. Когда мачеха увидела падчерицу в новой шубе и с коробом белья, она решила и своих дочерей отправить к жениху. Однако на вопрос «Тепло ли вам, девицы?» те отвечали грубо и скоро «окостенели».
Вариант Пушкинских мест:
Овдовев, старик вторично женился. Новая жена невзлюбила его родную дочь и приказала избавиться от неё. Отвёз старик её в лес, насобирал хворосту и уехал. Девушка шла по тропинке и набрела на избушку. Ночью туда пришёл Морозко, принёс ей платье, шубу, валенки, подогнал коня, доставил карету.
Когда собака сообщила мачехе о том, что её падчерица едет домой в серебре и золоте, старуха сначала не поверила. Но скоро увидела, что девушка и вправду жива, здорова и богата. Велела мачеха и своё родное дитя доставить в ту же избушку. Но мачехина дочка повела себя заносчиво, встретила Мороза неприветливо, за что и поплатилась: остались от неё одни косточки.
Сказка "Морозко"http://russkaja-skazka.ru/morozko/— Тепло ли тебе, девица? — Тепло ли тебе, красная? — Тепло ли тебе, …
Posted by Русская сказка on Sunday, January 7, 2018
«Морозко»: где зло и добро не смешиваются
В известной сказке «Морозко» говорится о девочке-сиротке, которую невзлюбила злая мачеха.
Нужно отметить, что для русской волшебной сказки характерно четкое деление на положительных и отрицательных персонажей. То же самое и в сказке о мачехе и падчерице: семья с родной матерью противопоставлена семье с мачехой, мать – мачехе, падчерица – родной дочери мачехи.
И вот в доме появляется мачеха. Второй брак – нарушение законов христианской морали. Отсюда все несчастья. Сказка пытается оправдать отца (в редких случаях, но никогда не оправдывает мачеху): «Девочка осталась маленька, молоденька», ей нужна мать, т.е. отец, хотел, прежде всего, привести дочери новую мать, а уж потом — себе новую жену. Но семьи в христианском восприятии не получилось: сказка никогда не дает сведений об общих детях, а имеющиеся дети не воспитываются должным образом. В семье падчерицы все разобщены, единства нет.
Мачеха нарушает все нормы поведения и воспитания по отношению и к падчерице, и к родной дочери. Именно это приводит к возникновению трагической ситуации. Христианство за грех считает следующее: «Заботясь о родных детях, холодно относиться к приемным».
Сказка являет более чем холодное отношение: «Ну вот, а мачеха-то пришла да уж так и невзлюбила эту падчерицу-то, уж исть не дават»; «Дочь старуха не любила (она была ей падчерицей), рано будила, всю работу на нее сваливала».
С христианской позиции, нерадение о детях – больший из всех грехов. Мачеха совмещает в себе противоположные полюсы не-матери в воспитании родной и приемной дочерей (по существу, она нарушает христианские нормы воспитания).
Основная черта характера мачехи – ненависть, направленная на падчерицу. Эта героиня нарушает заповедь – возлюби ближнего своего как самого себя. Видит в приемной дочери врага – врага в ближнем своем. «Борьба ведется уже не со злом, а с теми, на кого это зло, не преодоленное духовно в собственном сердце, направлено». Нет ничего дальше от духа христианской любви.
Грешит мачеха и перед родной дочерью, нанося ей большой вред чрезмерной любовью. И вновь вспоминается родная мать падчерицы: она учила свою дочь трудолюбию и доброте. «В доброй семье родители всегда следят за нравами своих детей, своими примерами и наставлениями созидают в них любовь и единство с братьями». Мачеха же чрезмерной любовью и потаканием портит свою дочь. Христианство считает за грех, если мать воспитывает детей в духе честолюбия, побуждает их к гневу, мести, пробуждая у них честолюбивые мечтания относительно их будущего. А именно это и делает мачеха по отношению к родной дочери. Ибо «не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание». Честолюбие и стремление к мести – основные качества мачехиной дочки.
Падчерица – воплотившийся идеал добродетели
Падчерица – самый трогательный образ русской волшебной сказки, образ, воплотивший идеал добродетельной дочери и девушки. Восприятие этой героини шло, прежде всего, через христианское мировоззрение.
Падчерица обладает множеством добродетелей, основная из которых – смирение, потому что через него открываются другие.
Она работящая: «Падчерицу заставляла (мачеха) всю работу по дому и в хлеву делать». Падчерица смирилась со своей долей и не пытается противиться воли мачехи. Девочка-христианка понимает: «Нужно принимать то, что посылается, — искушения или испытания». И она покорно принимает испытание. Следует отметить: эта добродетель – следствие не бессилия, а силы духа. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».
Падчерица – образец кротости и жертвенности. Идея жертвы — одна из важнейших в христианском миропонимании. Когда ее родной отец отводит в лес, она лишь «бедненькая, трясется и тихонько молитву творит».
Сказка "Морозко"http://russkaja-skazka.ru/morozko/Вдруг слышит — невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на ел…
Posted by Русская сказка on Sunday, December 17, 2017
Близко смирению и кротости терпение, которое соприкасается с идеей жертвы. Все эти добродетели присущи падчерице. Именно они противопоставлены ненависти мачехи. Это противопоставление, становясь противостоянием, с бытового уровня поднимается на уровень духовный: мачеха – падчерица = плоть – дух.
Еще одной важной чертой героини является жалость. Это качество тождественно любви. Проявивший жалость достоин помощи. Хотя и зла мачеха, а посылает мужа в лес за замёрзшей девочкой, чтобы похоронить по-христиански .Падчерица, вернувшись с подарками, пытается наладить отношения с мачехой и ее дочерью – выражает неродной матери свое почтение. «Приехали домой, и девица бух в ноги мачехе», одаривает их подарками. Дар, согласно христианскому учению, «блаженнее давать, нежели получать». Это очередное подтверждение высоких моральных качеств падчерицы: она не помнит причиненного ей зла. Но у мачехи иное восприятие дара – языческое, он обязывает эту героиню. И в восприятии дара они вновь противопоставлены.
Мачеха в сказке не изменятся. Она все так же ненавидит приемную дочь, демонстрирует свою жадность и зависть: «Моя дочь два стада коней пригонит, два воза добра притащит», «Моя дочь пойдет, так еще не столько принесет». И сказка являет финал, печальный для мачехи и ее дочери.
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!