«Жизнь, как дом»

«Жизнь, как дом» – один из самых, на мой взгляд, недооцененных фильмов начала ХIХ века. Дело в том, что премьера киноленты состоялась 11 сентября 2001 года. Как вы помните, в тот день произошел самый кровавый теракт в истории. Ясное дело, любые другие инфоповоды были вытеснены из новостного пространства, прошли практически незамеченными.

Фабула картины такова: жизнь 45-летнего Джорджа Монро (Кевин Кляйн) просто разваливается, летит под откос. Он уже десять лет в разводе. Его сын-подросток подсел на наркотики и всерьез задумывается о занятии мужской проституцией. Единственное, что придает смысл его существованию – работа, изготовление архитектурных макетов. Но и здесь он оказывается не у дел. Агентство переходит на компьютерное моделирование, и его должность упраздняется. В этот же день он узнает, что смертельно болен, и жить ему остается всего несколько месяцев.

Что ж, терять больше нечего, и Джордж – архитектор, всю жизнь клеивший миниатюрные копии чужих проектов и ничего не создавший сам, – решает хоть напоследок сделать нечто стоящее. От отца ему досталась ветхая халабуда, давно портившая вид выросшего рядом благополучного квартала. На ее-то месте герой и задумывает впервые построить настоящий дом по собственному проекту. Но это, казалось бы, чисто личное начинание постепенно меняет жизнь окружающих…

Что в доме самое главное? Когда мы рассматриваем чье-то жилище, придя на новоселье, мы обращаем внимание на то, насколько просторны помещения, хорошо ли организовано пространство, удачно ли подобрана мебель, как окрашены или оклеены стены, со вкусом ли оформлены простенки и т.п. Но если наш интерес не празден, если мы, скажем, намерены купить этот дом или хотя бы долгосрочно арендовать его, нас такие мелочи волновать не будут – все можно переделать. Лишь одно будет важно: насколько надежен фундамент?

Есть целый ряд признаков, свидетельствующих о проблемах фундамента. Нужно убедиться – нет ли на стенах трещин, не «повело» ли пол, не клинит ли из-за перекоса рам двери и окна…

Вот и жизнь – как дом. Самое важное – иметь надежный фундамент. И если вы начинаете замечать, как в ней появляются трещины, если в ровных доселе отношениях не все гладко, если прежде легко открывавшиеся двери теперь требуют усилий или же вовсе открываться перестали, значит, пришло время проверить: все ли в порядке с фундаментом, на котором я ее строю?

Так называемая «Нагорная проповедь» (слова Иисуса, записанные в Евангелии от Матфея с пятой по седьмую главу) – надежный чек-лист для проверки нашего фундамента. Ее по праву считают лучшей проповедью из когда-либо произнесенных. Недаром, «когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его» (Матф.7:28). «Вот это да!», – наверняка восторгались слушатели про себя, а, может, даже вслух, – «Отродясь не слыхали ничего круче! Что ж, разговорами сыт не будешь… Засиделись мы. Пора к повседневным делам возвращаться».

Иисус же бросает вызов своим слушателям: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лук.6:46). Наверное каждый, у кого были дети-подростки, имел дело с такой ситуацией. Выслушали, сказали: «да, мама», – и пошли заниматься, чем вздумается. Но не подобным ли образом поступаем и мы, когда возвращаемся из церкви, восхищаясь проповедью, но так ничего и не поменяв в своих мыслях, подходах, отношениях. А что менять? У нас есть заранее выстроенные благочестивые планы на выходные, на неделю, на жизнь… Об этом, собственно, и говорит Иисус в хорошо знакомой нам притче.

«Я скажу вам, с кем можно сравнить того, кто приходит ко Мне, слушает Мои слова и исполняет их. Он похож на строителя дома, который выкопал глубокий котлован и заложил фундамент на камне. Когда случилось наводнение и на дом обрушилась река, она не пошатнула его, потому что он был крепко построен. А того, кто слушает Мои слова, но не исполняет их, можно сравнить с человеком, который построил дом на земле без фундамента. Как только река обрушилась на дом, он тут же рухнул, и падение его было великим» (Лук.6:47-49).

К сожалению, хорошо знакома нам не только сама притча о двух строителях, но и вывод из нее на уровне начальной программы в Воскресной школе: «Жизнь надо строить на Иисусе». Вывод, безусловно, верный. Да только – не из этой притчи. Что же, в действительности, значит притча сия?

1) Оба персонажа – ученики Иисуса. Оба построили дом. И оба дома, скорее всего, выглядели прекрасно! Так, читаешь посты христиан в соцсетях – какие же все мы благочестивые, безупречные и высокодуховные последователи Христа! Всегда счастливые, всегда довольные, всегда успешные, всегда благодарные. Причем, каждый единственно правильно понимает Писание, и готов сурово противостать любому еретику (то есть всякому, кто не согласен с мнением автора). Просто умиляешься, насколько же гармонична и благоуханна наша церковь! Уж где-где, а у нас-то точно никогда не бывает никаких проблем (не то, что в иных церквах, объединениях, деноминациях).

Но, стоит столкнуться с теми же людьми по эту сторону интернета, тут же покидаешь параллельную реальность. Оказываешься в реальности реальной – той самой, от которой мы, собственно, и убегаем в соцсети. Ведь наши онлайн публикации – отнюдь не то, какие мы есть на самом деле. В лучшем случае они о том, какими мы хотели бы быть, в худшем – о том, какими хотим казаться. Вот и выходит, что внешне оба дома выглядели безупречно.

2) Никто не избежал бури. Бурь в этой жизни не избежать никому, вне зависимости от того, насколько крепки ваши отношения с Богом. В падшем мире Бог творит добро из зла, потому что больше его здесь творить не из чего.

«За что мне это, Господи?» – бессмысленный вопрос. То, что верных последователей Христа ждет беззаботная жизнь – двойная ложь! Мы здесь – странники и пришельцы, беженцы и переселенцы. Мы – уже граждане небесного Иерусалима, но по воле Господа продолжаем жить на руинах уже поверженного Вавилона. Наша миссия – призывать все еще сопротивляющихся вавилонян к примирению с Царем-победителем (2 Кор.5:20). А потому и страдаем мы вдвойне – не только вместе с вавилонянами, но и от самих вавилонян! Вместе с миром мы переносим те же скорби, что и остальные – болезни, войны, стихийные бедствия, потеря близких. Но мы, кроме того, терпим еще и нападки от самого мира, восполняя тем самым недостаток скорбей Христовых за Церковь (Кол.1:24).

3) Не благоденствие, а буря свидетельствует, насколько прочно ваше основание!

Оба человека построили дом. Ни один из них не избежал бури. Один дом тут же рухнул. Второй – даже не пошатнулся! Разница – фундамент! Слушание или послушание? Слова или дела? «Ибо благодатью вы спасены через веру … на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефес 2:8,10). Каким бы ветвистым и высоким не было дерево вашей веры, без крепких корней ваших дел оно не способно противостоять натиску стихии.

Притчу о двух строителях, завершающую Нагорную проповедь, Иисус предваряет предупреждением: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие!» (Матф.7:21-23).

Вот так. Быть слушателем Иисуса недостаточно. И называться именем Христовым, провозглашая Его своим Господом – мало. И даже самые неимоверные служения от Его имени не являются пропуском в Царство. Ибо все, что делается по собственному усмотрению, а не по воле Отца – беззаконие.

Так что дело вовсе не в том, христиане мы или нет. Ведь оба строителя из притчи – ученики Иисуса. Оба внимают Его заповедям. Оба называют его Господином. Разница – чьей воле они при этом следуют. Вариант «Да будет воля Твоя, а Галя – моя!» не работает. Такую веру Писание называет бесовской. Бесы веруют, аж трепещут (Иак.2:19). Они первыми и безоговорочно провозглашали Иисуса Сыном Божьим. С учением Христовым они знакомы куда лучше нас с вами. Вот только волю Отца не исполняют. А мы?

Разумеется, изучать Слово Божье нужно, важно и интересно. Ведь, согласитесь, интересно знать, что в греческом, в зависимости от прилегающего глагола, используются разные эквиваленты нашего слова «любовь». Любовь, которой занимаются – эрос.  Любовь, которую чувствуют – филио. Любовь же, которой достигают – агапе. Знать это, безусловно, полезно. Но чем именно полезно? Тем, что мы усвоили несколько греческих слов и теперь можем блеснуть в частной беседе или с кафедры? Или же мы поняли – что именно имеет в виду, призывая нас к любви, Иисус, и теперь будем воплощать Его наставление в своей жизни?

Как это делать? Наверное, единого рецепта нет. У меня, к примеру, есть лайфхак, позволяющий оценивать – получается ли? Хотите – поделюсь? Читая описание любви-агапе в 1Кор.13, я вместо слова «любовь» подставляю собственное имя и смотрю, насколько результат далек от истины. Попробуйте подставить свое – что получится?

[#####] терпелив,
[#####] добр,
[#####] не завидует и не хвалится,
[#####] не гордится,
[#####] не бывает груб,
[#####] не ищет выгоды себе,
[#####] не вспыльчив и не помнит зла.

Почувствовали разницу? Насколько же это отличается от простого разбора Слова Божьего! Да, изучать Писание важно. Я бы никогда не стал учителем, если бы не признавал этого. Вероучение подобно карте, которая помогает не заблудиться в незнакомой местности. Мы, собственно, прямо сейчас что делаем, если не размышляем над Словом? Но если это – все, в чем заключена наша роль, как учеников Христовых, мы строим дом на песке.

Когда мы покидаем богослужение, рассуждая – интересна ли была проповедь, кому из наших знакомых было бы полезно ее послушать, сколько новых слов мы узнали на греческом, вдохновляющим ли было прославление, насколько безупречно работала аппаратура и т.п., наш фундамент – песок. Стоит случиться буре – наш дом рушится!

Мы закладываем надежное основание, если всякий раз после проповеди, после чтения Писания, после библейского урока, при поклонении задаемся вопросом: что мне с того? Как воплотить услышанное в своей жизни? Не рассуждать, кому бы было полезно послушать, чтобы этот человек изменился. Меняться самому. В противном случае церковь превращается в эдакий духовный бодибилдинг – наращивание мышц, которые круто смотрятся, но не используются.

«Всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному», – предупреждает Иисус (Матф.7:26). «Безрассудный» здесь – то же самое слово (глупый, безумный), о котором Им же только что было сказано, что назвавший им брата, подлежит геенне огненной (5:22). Но если слушаем слова Иисуса и не исполняем их, мы уподобляемся именно такому человеку.

Изучая Слово, мы получаем немало полезной и интересной информации. Но информация не тождественна трансформации. Не знания изменяют нас, а следование воле Божьей. Знания лишь помогают понять – в какую сторону нужно меняться. Знание же ради знания лишь надмевает (1 Кор.8:1). Фарисеи и учители Закона были самыми информированными людьми своего времени. Но они же и получали наибольше нареканий от Господа, «ибо они говорят, и не делают» (Матф.23:3).

С тех, кто не знает – с тех и спрос не велик. Незнание закона, конечно же, не освобождает от ответственности. Но любой суд примет во внимание факт неосведомленности, как смягчающее вину обстоятельство, и назначит преступнику менее строгое наказание. Тот же, кто знает закон, но не исполняет – злоумышленник!

Разрыв между знанием и применением – такая же проблема и для современной церкви, нередко впадающей в крайности. С одной стороны – невежественные деятели под девизом «слабоумие и отвага», с другой – проинформированные созерцатели, которые все прекрасно понимают, но ничего не делают. Стоит признать: Дух Святой зачастую действует в церкви не посредством нашей деятельности, а вопреки!

Мы живем в век как рекордного количества информации о правильном питании, так и наивысшего уровня пищевой распущенности. Люди больше, чем когда-либо, знают о том, как правильно питаться, а питаются при этом хуже, чем когда-либо.

В XX веке Макдональдс был самым распространенным в мире фастфудом, но в последние десятилетия он стал сдавать свои позиции, уступая в Северной Америке сети «Chick-fil-A», а за ее пределами – Subway и KFC.

Руководство сети вложило немалые средства в исследование – что же такого посетители хотели бы видеть в меню, чего там еще нет? И 80% респондентов ответило: не хватает здоровой еды. В результате, не меньшие средства были потрачены на разработку низкокалорийных чизбургеров, получивших название «МакЛин» (мак-стройность). Но уже через полгода новинку убрали из меню – никто ее не заказывал. То есть на словах-то все ратовали за здоровую пищу, а на деле самой популярной едой по-прежнему оставались картофель фри и Биг Мак.

Ничего не напоминает? Мы все в курсе, к чему призывает нас Писание. А вот исполнять, почему-то, не торопимся. Когда чувствую побуждение – исполняю, когда же сердце не лежит – ограничиваюсь изучением. Сердце же, однако, – плохой советчик. «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер.17:9). Чем меньше мы практикуем исполнение Слова Божьего, чем реже прославляем Его в собрании святых, чем меньше служения несем, тем меньше сердце к этому и лежит. Когда же оставляешь все это – не лежит вовсе!

Божье слово – истина! Ему и надлежит следовать. Чувства – лукавы. Они могут соответствовать истине, а могут – и нет. Их нужно воспитывать, тренировать. Лишь так они могут быть «навыком приучены» (Евр.5:14) к различению Божьей воли.

Всякий вопрос нужно поверять Писанием. Что говорит Слово Божье о сплетнях, о лукавстве, о сексе, о супружеской верности, о прощении, о служении финансами, о сквернословии, о воспитании детей, о гендерной идентификации. Если вы знаете, как правильно, то исполняйте – не ищите оправданий. Следуйте за Словом независимо от того – «лежит сердце» или нет.

Я говорю об этом не потому, что достиг. «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3:13-14). Я ведь и сам нередко, слушая проповеди или читая Писание, ловлю себя на мысли о том, кому это было бы полезно почитать или послушать. Это – такое «духовное» оправдание нежелания примерить прочитанное или услышанное на себя. Но слово Божье – не для кого-то там, оно – для каждого из нас. Мы призваны быть исполнителями Слова, а не пересказчиками. Мы – не вышки сотовой связи, получающие и отправляющие информацию дальше, никак при этом не меняясь.

Бури неизбежны. И когда приходит буря, уже не до фундамента – удержать бы все от падения, сохранить бы хоть что-нибудь. Закладывать фундамент надо, предвидя неизбежность бури, а не дождавшись ее.

Фильм «Жизнь как дом» – не экранизация притчи. В нем вообще нет каких-либо библейских параллелей. Но это – история о том, насколько важен заложенный фундамент.

Не буду спойлить, чем кончается картина. Но было и продолжение. По договору аренды земельного участка дом, построенный при съемках, надлежало снести. Однако художник по костюмам Молли Мэгиннис сформировала из коллег инициативную группу, чтобы вместо этого выкупить участок и провести реконструкцию строения. Теперь там – школьная библиотека.

Сергей Головин scienceandapologetics.com

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!