Дни творения: буквальные дни или длительные периоды времени? Имеет ли это значение

Да, имеет. Главная причина, по которой важно верить, что Бог действительно создал все буквально за шесть дней, заключается в природе и характере Самого Бога. И вот почему:

1. Бог «не может лгать». В 1 главе Книги Бытие Он сказал максимально ясно, что Он сделал, когда Он это сделал и как Он это сделал. Он велел – и это было сделано. И хотя в Писании можно найти утверждение: «у Господа один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день» (2 Петра 3:8), важно понимать, что этот отрывок не имеет никакого отношения к продолжительности дней в истории из Быт. 1, поскольку:

A. В послании Петра речь идет о конце времен, а не о днях творения.
Б. Цель этого отрывка – показать, что Бог не ограничен временем так, как люди.

2. В повествовании Книги Бытие фраза «И был вечер, и было утро» повторяется шесть раз – по числу дней творения. В древнееврейской письменной традиции такой литературный приём используется для акцентирования внимания и придания особого значения описываемым событиям. Например, троекратное повторение слова в Книге пророка Исаии 6:3: «Свят, свят, свят Господь Саваоф». Также важно отметить грамматическую конструкцию в оригинальном древнееврейском тексте – употребление числительного перед словом «день» указывает на буквальное понимание 24-часовых периодов.

Такое многократное акцентирование, по-видимому, призвано подчеркнуть последовательность и поэтапность свершившихся актов творения. С литературной и лингвистической точки зрения библейский текст излагает повествование максимально ясно и недвусмысленно, что затрудняет иносказательное или символическое толкование дней творения как длительных эпох.

3. Единственная причина, заставляющая некоторых интерпретировать дни творения в Книге Бытия как длительные эпохи: стремление согласовать библейское повествование с хронологией эволюционистов. Эта хронология была придумана скептиками, чтобы уничтожить библейское мировоззрение и утвердить свою безбожную («прогрессивную», по их словам) точку зрения. Мы, якобы, обязаны верить в миллионы лет, потому что так говорит наука. Но это не так. Ознакомьтесь с материалами на эту тему, прочтите труды доктора Терри Мортенсона на сайте AnswersinGenesis.com. Он детально исследовал этот вопрос при написании своей докторской диссертации. Также посмотрите книги «В умах людей» Иэна Тейлора и «Императоры, у которых не было одежды» Милта Марси.

4. Важным богословским аргументом в пользу буквального понимания дней творения в Книге Бытия является упоминание о них в контексте четвёртой заповеди Декалога, касающейся субботнего дня (Исх. 20:8-11): «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».

Таким образом, согласно библейскому повествованию, суббота была дана Израилю как знак завета, напоминающий о шестидневном творении и последующем дне Божественного покоя. Вряд ли древние израильтяне могли толковать эти слова как указание на шесть эпох, длящихся миллионы лет, после чего наступил бы день отдыха. Скорее, имелись в виду обычные 24-часовые периоды. Это подтверждается тем фактом, что Десять Заповедей, включая заповедь о субботе, были начертаны на каменных скрижалях и переданы Моисею на горе Синай Самим Богом (Исх. 31:18). Такой контекст указывает на особую важность буквального понимания шестидневного творения.

5. Бог, которому мы поклоняемся, – наш удивительный Создатель! – Он не некомпетентен! Ему не нужны миллионы лет (или миллиарды), чтобы выполнить работу! Властитель говорит – и все происходит! Когда Иисус сказал разбушевавшейся стихии: «Умолкни, перестань!» (Марк 4:35-40), сколько времени прошло, прежде чем апостолы увидели результаты?

Описывает ли Слово Божье нашего удивительного Творца как жестокого тирана, создавшего мир, залитый кровью от зубов и когтей? Основные моменты эволюции включают в себя конфликты, борьбу, болезни и смерть на протяжении миллионов лет, с выживанием только сильнейших! (Неважно, как это называется – «теистическая эволюция» или «прогрессивное творение» – эти моменты заложены в самом процессе). Так ли учит Слово Божье о модели или процессе, который использовал наш Создатель? Нет! Утверждение «Он использовал эволюцию для сотворения» содержит противоречие само в себе. Эволюция – это не творение! Творение – это не эволюция! Это противоположные и противоборствующие мировоззрения. Говорить «создано эволюцией» – это извращение терминологии, как, например, называть бриллиант (ограненный алмаз) «разумным камнем». Бог создал идеальный рай! (См. Бытие 1). Исаия 11:6-9, а также Откровение 21 и 22 пророчествуют о восстановленном рае, где «не будут ни вредить, ни разрушать на всей святой горе Моей, ведь земля будет наполнена познанием Господа, как воды наполняют море» (Исаия 11:9, МБО).

6. Идея о том, что Бог для сотворения мира использовал в течение миллионов или даже миллиардов лет эволюционные процессы, противоречит библейскому учению о грехопадении и искуплении. Согласно Книге Бытия, всё, что Бог сотворил за шесть дней, было «хорошо весьма». И лишь после грехопадения Адама и Евы в мир пришли страдания и смерть. Апостол Павел подчёркивает, что «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть…» (Рим. 5:12).

Таким образом, использование эволюционного механизма, основанного на смерти и выживании наиболее приспособленных, до появления греха противоречило бы библейскому откровению о первоначальном «весьма хорошем» состоянии творения. Это ставит под вопрос саму логику искупительной миссии Христа как второго Адама, пришедшего исправить последствия грехопадения первого человека.

Иисус победил грех и смерть благодаря Своей безгрешной жизни. Он умер на за наши грехи и воскрес, открыв нам путь к вечной жизни. Это и есть благая весть Евангелия.

7. Любые попытки интерпретировать космологию, изложенную в Книге Бытия, через призму спекулятивной концепции древности Вселенной («старой Земли») вступают в противоречие с библейским Откровением о первородном грехе и искуплении. Помещая страдание и смерть до грехопадения прародителей, они разрушают внутреннюю логику повествования о творении, ниспровергают апостольское учение о прародительском грехе как причине смерти (Рим. 5–8).

Тем самым подрываются основания искупительного подвига нового Адама – Христа, призванного победить губительные последствия древнего преступления. Искажение Замысла Творца в угоду человеческим воззрениям извращает сокровенный смысл Священного Писания. Предостерегая от сего, Господь призывает хранить данное Им Откровение во всей полноте и неприкосновенности, дабы не лишиться дара вечного спасения. См. 2 Петра 3:14-18.

8. Генеалогия Иисуса Христа, прослеженная евангелистом Лукой вплоть до Адама, ставит под сомнение попытки интерпретировать библейское повествование о сотворении первого человека как аллегорию или поэтический образ. Сторонники концепции древнего возраста Земли, отвергающие буквальное прочтение Книги Бытия, вынуждены допустить, что вымышленный персонаж «эволюционировал» в реального предка Христа.

Однако евангельский текст не оставляет такой возможности – родословная от Адама до Иисуса излагается как историческая реальность. Первые главы Бытия, повествующие о творении мира и человека, носят такой же характер подлинного свидетельства, а не поэтического вымысла. Попытки аллегорической интерпретации ради согласования с сомнительными теориями требуют неоправданной веры в надуманные допущения.

9. Сколько лет было Адаму и Еве на 7-й день? Один день? Или миллионы лет? Как мы можем понять, что каждый день – это долгий век?

10. Каково происхождение семидневной недели? Год измеряется оборотом Земли вкруг Солнца, месяц – обращением Луны вокруг нашей планеты. Но откуда берёт свой отсчёт семидневная неделя? Ответ кроется в словах Писания, в Божественном Законе, данном Синайским Откровением и начертанном на скрижалях Создателем Вселенной: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему». Только в вечном и неизменном Творении мира за шесть дней, описанном в Книге Бытия, заключается истинное основание для ритма недельного времени. См. Исход 20:8-11; 31:12-18.

11. Вопрос о жанровой принадлежности Книги Бытия и адекватной интерпретации её замысла имеет принципиальное богословское значение. В Библии можно выделить произведения, использующие высокий поэтический стиль и аллегорическую образность (например, некоторые пророческие книги). Однако в соответствии с традициями библеистики Пятикнижие относится к жанру библейской историографии и законодательства.

Это означает более буквальный подход при его толковании в отличие от символически-образных текстов. Безусловно, в Книге Бытия присутствует определённая литературная обработка материала. Но, по сути, она представляет собой повествование об исторических событиях, которое необходимо рассматривать как достоверное изложение подлинных фактов.

12. «Староземные креационисты» обычно соглашаются с эволюционной геохронологией. Но такой подход, конструирующий согласование библейского повествования о сотворении мира с современной геохронологией, опирается на неправомерное распространение принципа актуализма (униформизма) на условия доисторического мира. Согласно этому принципу, физические законы, наблюдаемые сегодня, действовали всегда в неизменном виде. Те же процессы, какие мы наблюдаем в геологии сегодня, протекали и в далеком прошлом. Однако, такой подход полностью игнорирует возможность глобальных катаклизмов и нарушения сложившегося порядка вещей. Между тем, как свидетельствует геологическая летопись, история Земли полна кардинальных переломов – эпох оледенений, извержений супервулканов, столкновений с космическими телами и, как следствие, значительных изменений рельефа и ландшафта. Наиболее разрушительным из таких событий, безусловно, был Всемирный Потоп, зафиксированный в библейском Откровении, и оставивший после себя следы в геологической летописи.

Попытки же «местной» интерпретации Потопа как некоего ограниченного наводнения противоречат тексту Книги Бытия, однозначно указывающему на глобальный масштаб этой Катастрофы, от силы которой «лицо бездны разверзлось» по всей Земле. (Эта мысль раскрыта более полно во второй главе моей книги «Нет ли в Библии ошибок?»).

По вдохновению Святого Духа апостол Петр предсказал, что насмешники будут использовать униформизм в качестве основания для своих насмешек. «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: “Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же”. Думающие так не знают, что в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водой, потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водой. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же словом, сберегаются для огня на день суда и погибели нечестивых людей» (2 Петра 3:3-7).

Предлагаю Вашему вниманию два вопроса для размышления о смысле приведённого отрывка Писания:

1. Если полагать, что в выделенном фрагменте речь не идёт о теории униформизма, то какое же иное явление здесь описано?
2. Если данный текст не повествует о Всемирном потопе в прошлом, то какое историческое событие в таком случае имеется в виду? И будет ли «огненный суд», упомянутый далее, лишь локальной катастрофой, а не полным и окончательным Божьим приговором миру?

13. Текст Книги Бытия о сотворении мира верно и достоверно передаёт подлинную историю происхождения всего сущего – в этом убеждает нас свидетельство Самого Господа Иисуса Христа. Он не раз ссылался на повествование Моисея как на бесспорный исторический факт. Более того – Сын Божий является Творцом и Первообразом мироздания, ибо «Им создано всё, что на небе и на земле».

Итак, перед нами выбор – либо принять со смиренной верой это откровение, подобно Аврааму, либо усомниться и попытаться «извратить Писание в угоду человеческим домыслам». Да укрепит Господь нашу веру и последует нам благодать праведного Авраама, чтобы вслед за ним сподобиться чести «друга Божия» и обретения вечного спасения.

14. Внемлем же словам Давида (Пс.32:6,8-9), свидетельствующего, что Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их, тем же дыханием уст Создателя сотворена вся земная твердь с живущими на ней. Ибо сказал Он – и явилось, повелел – и стало так. Пребудем же в трепете перед Его Величием! Какая державная сила заключена в глаголе Его! Не забудем и строгое предостережение: ни прибавлять, ни убавлять от заповеданного Им (Втор.4:2).

Апостол Павел писал: «Ибо что говорит Писание? Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (Римлянам 4:3). Верим ли мы Богу или нет? Является ли вера в Бога пустяковым, второстепенным вопросом? Пребудем ли и мы в такой же вере или возгордимся умом своим? Павел предупреждал Тимофея об опасности лжеименного знания.

Недавнее творение мира отнюдь не противоречит истинной науке. Бог премудро устроил гармоничный мир, и нет расхождений между познанием природы и Писанием, открывшим нам Творца. Да утвердит нас Господь в сей истине и дарует постичь глубины премудрости Своей.

И еще стоит заметить – любая христианская организация, отстаивающая шестидневное творение мира, может предоставить обилие научных доказательств, опровергающих распространенные в некоторых кругах утверждения о многомиллионном возрасте Земли, Солнечной системы и Вселенной.

Рик Дейтон scienceandapologetics.com

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!