Настороженно относящиеся к безвизовой иммиграции американцы продолжали игнорировать своего мохнатого предка Гесперопитека. Нужно было как-то легализовать его существование, одновременно сделав ему как можно более громкую рекламу. И вот в июле 1925 г., представители крайне антихристианской организации ACLU (Американский союз гражданских свобод), беззаветно исповедовавшей эволюционные идеи, подали в суд на молодого учителя физкультуры из Дайтона (Теннеси) Джона Скоупса за то что он, подменяя однажды учителя биологии… учил детей теории эволюции.
Еще раньше, когда «антиэволюционный закон» был только что принят в Теннеси, ACLU известил все газеты штата, что если кто-либо из учителей решится нарушить этот закон, Союз возьмет на себя финансирование всех судебных издержек. Целью было создание прецедента, ведущего к отмене закона. И вот подопытный кролик был найден. Слушание этого дела стало всемирно известно как «Обезьяний процесс».
Сам Скоупс сомневался, рассказывал ли он школьникам об эволюции, ввиду слишком слабых собственных познаний в этой области. Однако некто Джордж Раплейя, член ACLU, убедил его сознаться в провинности, добавив: «Не волнуйся, мы тебя в обиду не дадим». Лидеров ACLU трудно было бы упрекнуть в скупости. Впервые в истории судебный процесс транслировался по радио; а по общему количеству слов, переданных в зарубежные информационные агентства телеграфом, слушание дела побило рекорды любых событий, происходивших в Америке когда-либо до этого.
На помощь совсем растерявшемуся учителю была выделена целая бригада адвокатов-добровольцев во главе с Лоренсом Дэрроу. Не один час был потрачен Дэрроу на то, чтобы свидетельские показания учеников Скоупса совпадали слово в слово – под благовидным предлогом не дать в обиду любимого учителя опытный юрист обучал целый класс лгать под присягой.
Самое удивительное выяснилось позже: в тот злополучный день, 24 апреля, Скоупса вообще не было в школе – достаточно было лишь заглянуть в журнал, чтобы убедиться в этом, — и защите это наверняка было известно. Но ни один из адвокатов не упомянул этот простейший факт, вполне достаточный для того, чтобы оправдать обвиняемого. Защита вовсе не ставила перед собой цель доказать невиновность учителя. Ее задачей было добиться публичного признания несостоятельности антиэволюционного закона и его отмены.
Все шло как нельзя более удачно, пока не выяснилась одна деталь – выполнять роль обвинителя вызвался Уильям Дженнингс Брайан – выдающийся юрист, трижды выдвигавшийся кандидатом на пост президента США и занимавший пост Государственного секретаря в период правления Вудро Вильсона; автор аналогичного закона в штате Флорида.
Первым, что в ходе процесса попыталась сделать защита, было нападение. Государственному обвинителю был устроен перекрестный допрос, неоднократно переключавшийся на личность самого Брайана и откровенно ставивший целью продемонстрировать его безграмотность как в биологии, так и в Священном Писании. Тем не менее, Брайан выдержал этот натиск и присяжные признали его достаточно осведомленным, чтобы продолжать вести дело. Следующим номером программы последовал парад-алле свидетелей защиты — прогрессивных ученых, рассказывавших суду о Пилтдаунском человеке; о жаберных щелях у человеческого эмбриона; о наличии в человеческом организме бесполезных органов, унаследованных от эволюционных предков, и т.п. При этом ни адвокаты, ни свидетели защиты не стеснялись в выражениях, вовсе не опасаясь быть оштрафованными за оскорбление оппонентов или неуважение к суду – «фирма» все оплачивала. Но главным козырем защиты был именно портрет четы мистера и миссис Гесперопитек. Тот самый, что был нарисован на основании зуба дикой свиньи! «Смотри, Брайан, – взывал Дэрроу, – даже в твоем родном штате Небраска находят ископаемые промежуточные звенья, свидетельствующие об истинности эволюции!»
Видя, что дело идет далеко не о нарушившем закон учителе, Брайан, обложившись справочниками и научными статьями, стал готовить заключительную речь о теории эволюции. Выведав об этом через подставных лиц, защита не на шутку перепугалась: Брайан никогда не писал пустых речей. Ни в коем случае нельзя было допустить, чтобы речь прозвучала и попала в печать. В кульминационный момент процесса Дэрроу вдруг неожиданно принес от имени защиты извинения за проявленное неуважение к суду и признал обвинения в адрес своего подзащитного обоснованными.
Непосвященные в суть дела присяжные и слушатели ничего не могли понять. Скоупс был признан виновным в нарушении Закона об образовании и приговорен к минимальному наказанию, допускаемому законодательством – штрафу в размере 100 долларов. Цель же была достигнута – речь Брайана так и не прозвучала, и опубликованные по всему миру материалы суда включали лишь показания свидетелей защиты в пользу эволюции человека, что создало впечатление полного отсутствия контраргументов.
Защитники же Скоупса тут же подали апелляцию в суд штата. Их целью было довести подобным образом дело до Верховного суда США, дабы сделать преподавание эволюции обязательным по всей стране. Но суд штата частично удовлетворил апелляцию. Признав решение городского суда справедливым, он, тем не менее, счел возможным снизить размер штрафа до 50 долларов. Формально это означало пересмотр приговора, что исключало возможность дальнейшей передачи дела на рассмотрение в вышестоящих инстанциях. ACLU оплатил штраф, а также предъявленный Скоупсу счет в $327.77 на покрытие судебных издережек, включавших «неспортивное поведение» защиты. Общее же количество средств, вложенных Союзом в мероприятие, составил, по оценке Science, десять тысяч долларов – немалую по тем временам сумму.
Много позже Джон Скоупс, обратившийся ко Христу (возможно, процесс тоже сыграл в этом свою роль), признался, что больше всего на суде он боялся, что его начнут опрашивать не как обвиняемого, а в качестве свидетеля, и, в соответствии с требованиями процедуры, приведут к присяге. В этом случае он был бы вынужден сознаться, что никогда никого не учил теории эволюции. Но все сошло с рук. Брайану процесс обошелся дороже — формально выигравший дело, но подвергшийся во время процесса шквалу издевок и оскорблений, бывший Госсекретарь скончался, не покидая Дайтона, через несколько дней после завершения процесса.
Следующий демарш, предпринятый потомками гесперопитека, носил уже чисто пропагандистский характер. В Голливуде был снят полнометражный художественный фильм о деле Скоупса «Ветер в наследство», изображавший процесс как триумф свободомыслия над тупым бюрократическим консерватизмом фундаменталистов. Посмотрев эту ленту, трудно было даже усомниться в победе Скоупса и его команды. Тем не менее, антиэволюционные законы в южных штатах были отменены лишь в конце шестидесятых годов ХХ века.
Сергей Головин facebook.com
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!