Итак, приняв Иисуса Христа и Господа, живите в Нём. Укоренитесь в Нём и созидайте в Нём и укрепляйтесь в вере своей, как учили вас. И не скупитесь на благодарность Господу. Остерегайтесь, чтобы никто не совратил вас своими идеями и пустым обманом, исходящим от учений, принадлежащих миру, а не исходящих от Христа. Ибо вся полнота Божественная заключена в Нём, в Том, кто принял человеческий облик, вы достигли полноты своей в Нём, Том, кто глава над всеми правителями и властями. (Кол. 2:6–10)
В Церкви в последние времена тема психологии становится более актуальной и незамеченной одновременно. Психологическое мировоззрение беспрепятственно укореняется в умах большинства христиан и искажает восприятие опасности богоотступничества. Многие верующие считают психологические идеи отражающими истину и даже библейскими. Люди все больше и больше полагаются на разнообразные «человеческие измышления» и все меньше — на истину Божьего Слова. Влияние теорий светского пути познания человека настолько велико, что современный христианин с упорством и постоянством культивирует, отличное от Божьего, понимание себя и смысла своей жизни. Люди ищут ответы в себе вместо Бога. Некоторые обращаются к «экспертам людских душ», вместо того чтобы обращаться к тем, кого Бог наделяет духовными дарами и использует в служении Его Телу. И что самое прискорбное, игнорируют Самого Чудного Советника (Ис. 9:6). Это и есть кризис веры Церкви нашего времени. Популярность «христианской психологии» (так называемый бум христианской психотерапии) возрастает в церквях с каждым годом с неимоверной наглостью и поражает своей вредоносностью. Церковные библиотеки и магазины переполнены книгами «христианских» психологов, совращающих слабые сердца. Многие церковные семинары, конференции, проекты ориентированы на человека, на горизонтальные отношения. Психотерапевтические учения распространяются и используются христианами в духовных семинариях. И постепенно Богоцентричное поклонение заменяется человекоцентричным, а именно это Бог называет идолопоклонством. Поэтому наша обеспокоенность должна быть созвучна с переживаниями Павла (2 Кор. 11:3) и псалмопевца: «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю» (Пс. 118:113).
А может, все не так плохо, может быть, проблема преувеличена или ее и вовсе нет?.. Давайте честно ответим себе, насколько привычно в вашем обиходе и вашего христианского окружения, используются слова и фразы: «подсознание», «эгоизм», «комплекс неполноценности», «значимость», «языки любви», «детская травма», «самооценка», «простить себя», «полюбить себя», «самоуважение», «человеческое достоинство», «темперамент», «развитие личности», «законные нужды», «эмоциональная нестабильность»? А ведь за каждым из этих высказываний стоят учения светской психологии, противоречащие истине Слова Бога.
Светская психология, как сомнительная наука о душе, больше похожа на еще одну религию. Это попытка человека, отвергнувшего Бога Создателя души, исследовать, понять страждущую душу и выработать методологию помощи без Христа и Духа Святого. Все праотцы психологии Фрейд, Юнг, Адлер, Маслоу и прочие, создавшие различные теории понимания людской души, были ярыми богопротивниками и «соцработниками» сатаны. Бог через Павла (Рим. 1:18) объясняет откуда исходит создание неиссякаемого количества многоразличных пониманий человеческой души. Когда люди не хотят иметь Бога в разуме, они Божью Истину заменяют на человеческую ложь, фальсифицируя истину. Человек, наблюдающий другого человека в принципе не может объяснить его, игнорируя Бога, который в Слове Сам ясно и открыто объясняет человека. Но богопротивник вне библейского представления о сути греховной природы человека, учения о душе, воле, эмоциях, поведении, приходит к небиблейскому толкованию человека (что с ним не так, почему он что-то делает) и к небиблейской помощи личности. Затем другие «приверженцы светской истины о душе человеческой» пытаются помочь Богу и внедряют человеческие изыскания в христианское мировоззрение, используя некоторые стихи Писания, как раствор между кирпичами теорий человекоцентричного превратного мышления. Так и родилась «христианская психология», ставшая одной из величайших ошибок христианства наших дней. Христианская психология служит «троянским конем» для светской психологии для проникновения в церковь. Это сатанинский метод завуалированного внушения гуманистической идеологии Церкви для ее совращения в сообразовании с миром. И тот, кто ратует за внедрение теорий психологии в христианское мировоззрение, естественным образом ратует за утверждение гуманизма в среде, где должно царить Богопоклонение.
Психологи-христиане пытаются скрестить два пути помощи, пользуясь тем, что многие христиане нечувствительны (толерантны) к чужеродным мирским идеям, родившимся в умах ярых противников христианства с атеистическим, гуманистическим и эволюционистским верованиями (Мф. 6:24).
Светский путь | Библейский путь |
Плод человеческого затуманенного грехом разума. | Откровение Самого Бога. |
Используется набор из свыше 400 психотерапевтических теорий искусственных методов, подходов, практик. | Бог использует дары, плод Духа Святого, Свое Слово. |
Полагается на мнение человека, обученного различным человеческим теориям. | Полагается на Бога, Его Слово и действие Святого Духа в Божьих детях. |
Концентрируется и зацикливается на человеке. | Дух Святой ведет человека к пониманию Бога, Его благодати и себя, как Божьего творения. |
Основан на созданных человеком философских системах убеждений (гуманизм, эволюция, атеизм). | Основан на заветных отношениях с Богом Писания. |
Сочетание знаний, различных техник и навыков. | Сочетание Истины, Любви, Мудрости, сходящих Свыше. |
Включает изменчивость норм и гибкость моральных стандартов в ногу с современностью. | Следует неизменным вечным Божьим стандартам и авторитету Божьего Слова. |
Сосредоточие — самость человека. | Сосредоточие — Христос. |
Претендует на монополию влияния на душу, субъективно и вольно трактуя мышление, чувства и поведение личности. | Учитывает и касается всего естества человека в целом, работая Истиной Слова Божьего над преобразованием поклонения, обновлением мышления, чувств, воли, поведения, сообразно воли Божьей процесса освящения. |
Пытается изменить взгляды и поведение человека, воздействуя на мышление, эмоции и волю. | Приводит к преображению сердца и поведения человека, воздействуя на дух. |
Нуждается в компетентных, обученных, лицензированных профессионалах — психологах, психотерапевтах. | Доверен Богом Своим верным детям — пребывающим в духе христианам. |
Приводит к облегчению психоэмоционального состояния, поведенческой стабильности, позитивным переменам в мыслях и поведении, развития личности согласно современным стандартам. | Ведет к освящению, к возрастанию осознания благодати и своей зависимости от Христа, к преобразованию характера в образ Христа. |
Мотивация ради себя, ради своих ценностей, желаний и целей. | Мотивация ради Христа, ради Бога и Его воли. |
Как и в мирской психологии, в христианской не существует определенного стандартного подхода. Каждый христианский психотерапевт субъективно избирает методики «помощи». Но есть излюбленное «детище» интернационалистов (христиан-психологов) — теория, что человек создан Богом изначально нуждающимся («пустая чаша нужд», требующая наполнения). И у него есть две «психологические нужды»: в реализации себя и в любви (любить и быть любимым), но после грехопадения человек стал их восполнять греховными путями. Как следствие, человек чувствует боль, страх и стыд. Теперь проблема решается в выборе правильных стратегий удовлетворения своих законных «психологических нужд». И смысл жизни человека сводится к восполнению вышеперечисленного.
Но если задаться вопросом, какую проблему Бог решает на протяжении всей истории человечества после грехопадения? Мы увидим, о чем переживает Сам Бог. Он решает проблему поклонения сердца, так как человек создан поклоняющимся, а не нуждающимся. Фокус сосредоточен на Боге как на объекте поклонения сердца. Именно непослушание Богу и есть грехом. Все Писание богоцентрично, а человек переписывает его в историю о восполнении Богом «психологических нужд» человека.
Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды. Иер. 2:11–13
От 3-й главы Бытия до сего дня сцена выбора в эдемском саду разыгрывается в каждом сердце христианина. Человек продолжает выбирать не Бога и Его волю, а себя и то чего желает его сердце.
Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. Флп. 2:21
Выбираются замаскированные плоды человеческой богопротивнической мысли в стремлении получить знания от псевдонауки, чтобы стать опять богами своей жизни. «Психологическая нужда» в любви, принятии, реализации и т. п., подобна нужде в познании добра и зла и нужде быть богом своей жизни, определяя собственные желания и достигая их!
А слушающий и не исполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое. Лк. 6:49
Христиане перестали доверять Библии, но психологии как плоду, который восполнит вожделения сердца быстрее, легче и без жертв со стороны человека. Если причина проблемы человека, описана в одной из четырех сотен теорий, а сердцу предложен огромный выбор любого понравившегося оправдания, то о каком грехе и греховной природе может идти речь?! Люди не желают быть виноватыми. И им не нужен Спаситель, не нужен Христос. Они желают быстрого решения проблемы. Совет, как волшебная пилюля, должен «сработать» моментально. Услышал, сделал, свершилось — и проблемы как не бывало. «Сделайте мне хорошо» все чаще становится девизом прихожан в церкви. Такое же требование предъявляется и к христианским психологам, которые руководствуются благородным аргументом: у нас «законная нужда в реализации себя» и наставляют нынешние церкви стремиться удовлетворять нужды. Ведь людям важно быть реализованными и получать любовь! Похоти (желания) плоти, похоти очей и гордость житейская мастерски маскируются под легальные требования.
И Церковь незаметно слабеет, а христианское общество преобразуется в морально приемлемое для мира, с «хорошими общечеловеческими» и «межхристианскими» ценностями. Библейские категории намеренно откладываются как производящие неловкость в отношениях «принятия в любви» людей из мира. Слово «грех» становится каким-то архаичным и не отражающим реальность психологических оправданий. «Любовь» стала созвучна слову «принятие». Понятия подменяются, смешиваются, нивелируются в угоду человеку.
Нынешнее поколение обленилось настолько, что готово внимать чужим голосам, разжевывающим как им жить, во что верить, что делать, какие ценности иметь и т. п.
В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским. 1 Тим. 4:1
Новоявленные лицензированные профессионалы человеколюбивого общества берут на себя миссию «спасать» психоэмоциональное состояние Церкви Христа. «Вам плохо, больно, неспокойно, некомфортно — мы идем к вам»! И христиане психологи с усердием заменяют Слово Божье человеческой мудростью (1 Кор. 3:19). Библия «переписывается» в умах и затем в жизни христиан. Действие Святого Духа (1 Кор. 3:9,16) заменяется мастерством дипломированного гуру-профессионала. Полагаясь на профессионалов, Церковь проигрывает, так как умаляет веру в Бога как Источник Истины, «воды живой», мудрости, водительства, силы, победы. Количество разрушенных душ увеличивается. Люди уклоняются от Живого Бога, отвергают Его Слово, не учатся жить верой в Духе Святом, не пользуются духовными ресурсами и не служат дарами. Царственное Священство превращается в паразитарных потребителей. Что еще желать сатане?
Как же церкви не сообразоваться с миром и укреплять свою веру в Божьей Истине в «запсихологизированную» эпоху? Этими вопросами задается каждый, кто сталкивается с обмирщением христиан. А в противовес слышится другой вопрос: «Разве мы не можем взять из психологии что-то, что будет полезным для христиан и применять в христианской психотерапии?» Полезное есть — это наблюдения. И только! По сути психология, что и может делать так это наблюдать и описывать. Но любая попытка объяснить, истолковать и вывести очередную «истину» приведет к еще одному витку обольщения ложью до следующей попытки понять человека. Когда мы слышим: «В результате исследований психологи пришли к выводу…» Будьте настороже! Создается еще одна теория. Поэтому вопрос не в том: угодна ли для христиан христианская психология, но угодна ли она Богу. Церковь нуждается в очищении, освящении от всех видов мирских психотеорий и практик. Результат должен быть признан волком в овечьей шкуре — лжеучением. Пора народу Божьему остановиться и оглянуться, если он действительно народ Божий, а неискусственная подделка искусственного мира, которой нужны искусственные заменители. Церкви необходимо покаяться: обновить свое мышление, наполнить Его Богом и пребывать во Христе. Христианам-психологам, желающим постигнуть душу человека, необходимо скрупулезно изучить Писание, ясно описывающее главную проблему человеческой души и способы ее преображения, а также откинуть психологические гипотезы и Словом Божьим вести души ко Христу (Ин. 14:6). Это и есть задача каждого христианина. Христос доступен всем в простоте; Слово Божье доступно всем Духом Святым; одаренные ресурсы семьи Божьей доступны всем для благовременной помощи.
Мы должны ответственно относиться к тому, что впускаем в свой разум (Ин. 8:32). Наше мышление и вера отразятся на нашей жизни. Мир, покой, радость счастье — все, что аккумулирует в себе слово шалом, только в Единственном Источнике — Боге. Иисус — Путь, Истина и Жизнь. Он начинатель нашей веры, Он же и совершитель ее. Христос показывает пример Своей жизнью и смертью: Чью волю Он исполнял и что Он делал со своими нуждами! И этого Он ожидает от тех, кто называет себя христианином. Христос призывает к личным отношениям с Ним, хождению в Нем в познании Бога Отца. Жить не ради себя, а ради Него (Ин. 15).
У церкви неимоверно сложная задача — беречь основные ценности:
- sola Scriptura ʻтолько Писаниеʼ;
- sola fide ʻтолько веройʼ;
- sola gratia ʻтолько благодатьюʼ;
- solus Christus ʻтолько Христосʼ;
- soli Deo gloria ʻтолько Богу славаʼ.
Это поможет выстоять нам завтра (1 Кор. 3:11).
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!