Когда Бог закрывает двери. Богословское образование и война России с Украиной

“Время обнимать, и время уклоняться от объятий; время войне, и время миру.” (Эккл.3:5,8).

“Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить её.” (Отк.3:8)

24 февраля 2022 года стало не только началом полномасштабной войны России с Украиной, но и окончанием существования т.н. “постсоветского пространства”. Реальность последних тридцати лет после распада Советского Союза прекратила свое существование. Соответственно, в существенной мере, деятельность и партнерство между многими странами – республиками бывшего СССР – замерли и еще не скоро возобновятся.

Ситуация войны негативно повлияла не только на социально-политическую сферу, но и на сектор религиозной жизни общества. Связи, существовавшие между украинскими и российскими церквами и семинариями, разорвались. Это не могло негативно не сказаться и на объединении евангельских богословских учебных заведений Евразии, которое было основано 1997 году как Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация (ЕААА). Так 11 мая 2022 года, во время общего онлайн-собрания членов ЕААА, было принято решение о роспуске организации, существовавшей в течение двадцати пяти лет.

События, положившие начало сомнениям в жизнеспособности ЕААА, произошли не в феврале 2022-го, но скорее в 2014 году, когда были оккупированы Донецк и Луганск. Были захвачены здания Донецкого христианского университета и Библейского института «Слово жизни». После аннексии Крыма, в Симферополе был захвачен Американо-украинский колледж. ЕААА тогда не высказала своей оценки в отношении произошедших событий. Не высказала организация своей оценки и когда российские войска захватили кампус Таврийского христианского института в Херсоне и уничтожили центральный офис «Миссии Евразия», которую знают по программе обучения лидеров «Школа без стен». В результате военных действий пострадало здание Ирпенской библейской семинарии. Было разграблено и частично разрушено здание, принадлежащее Украинской евангельской семинарии. Также пострадал кампус Украинской евангельской теологической семинарии в Пуще-Водице.

Руководители российских евангельских учебных заведений – членов ЕААА – никак не отреагировали на действия российских войск, не осудили войну. Не получило единогласной поддержки предложение выступить с совместным заявлением от ЕААА, осуждающим агрессию российских войск. Российские коллеги в сфере богословского образования не захотели высказать морально-нравственные суждения в отношении своего государства в письменном виде, чтобы, скорее всего, не подвергнуться репрессиям. Они отвергли путь Иоанна Крестителя и не захотели обличить руководство своей страны в агрессии. Вместо этого, в мае с.г. делегаты съезда Российского Союза ЕХБ пожелали лидеру РФ «крепкого здоровья и мудрости», не упомянув ни разу о совершенных им преступлениях в отношении Украины.

Следует отметить, что ЕААА до своего роспуска объединяла пятьдесят семь образовательных учреждений (семинарий, университетов, колледжей) и миссионерских организаций на постсоветском пространстве, большая половина из которых находилась в Украине. В семью ЕААА входили и богословские школы из Молдавии, Беларуси, Армении, Кыргызстана, Казахстана и др. стран – республик бывшего Советского Союза.

ЕААА, безусловно, являлась успешной межконфессиональной площадкой для диалога и взаимопомощи для евангельских христиан Евразийского региона, которые занимались христианским образованием и подготовкой кадров для своих церквей. Это было до войны России с Украиной.

Начиная с 2014 года, участники проектов ЕААА все больше ощущали, что постсоветское пространство меняется. Конструктивное сотрудничество и эффективное взаимодействие сводились к минимуму. Русский язык стал терять объединяющую роль. Некоторые страны СНГ и Балтии все больше начали отказываться от использования русского языка. Богословские ресурсы стали создаваться или активно переводиться на украинский и другие языки.

Постсоветское культурное и внешнеполитическое пространство коренным образом трансформировалось после революций на киевском Майдане 2004 и 2014 гг. Мы стали разными. Многие из нас уже не ориентируются на Москву. Российское христианство не только не может показать позитивного примера влияния на общество, но и не считает необходимым его обличать в греховных действиях, которое оно совершает, одобряя войну против Украины.

Учитывая вышеназванные факторы, представители тридцати восьми евангельских богословских школ, в основном, из Украины, Молдавии и Прибалтики, (что составляет две трети от общего состава ЕААА) заявили о необходимости самороспуска аккредитационной ассоциации, тем более, что она из-за войны и так приостановила свою деятельность.

Это значит, что общая площадка для взаимодействия евангельского богословского образования прекратила свое существование. С другой стороны, сейчас ведется активный поиск решений для будущего, чтобы не утерять накопленный опыт и ресурсы ЕААА. Это не только аккредитационные стандарты и налаженные взаимоотношения, но и международное признание, библиотека, книжный фонд, участие в различных теологических проектах, исследовательский институт, богословский журнал и т.д.

В общем, огромный потенциал ЕААА остается нереализованным из-за агрессивной политики Российского государства, которая приводит к кровопролитию, смертям и разрушениям. Евангельские христиане России в большинстве своем оказались не способными осудить агрессию и противостоять злу. Они стали жертвами мощной имперской пропагандистской машины. Страх российских верующих перед властью неприятно шокирует, а заискивание вызывает отторжение.

ЕААА была основана в далеком 1997 году после четырех лет консультаций, встреч и конференций, которые объединили тридцать семь учебных заведений Евразии. Знаменательным местом первой встречи в 1993 году и создания ассоциации, спустя четыре года, является Москва (Мытищи). На начальном этапе многое вращалось вокруг российской столицы. Это неудивительно, ведь не только на постсоветском пространстве существовало восприятие, что Москва – главный город бывшей «Красной Империи». Многие западные христиане ее воспринимали, в качестве не только основного центра России, но и всего Евразийского пространства.

Именно в Москве Петр Петрович Дейнека (основатель Peter Deyneka Russian Ministries в США) открывает в 1991 году одну из наиболее влиятельных в евангельском мире организаций со смелым названием «Духовное возрождение». Размах деятельности миссии был сногсшибательным. «Проект 250», так называемая инициатива по основанию новых церквей, смело завоевывала целые города для Бога. Церкви в 1990-х появлялись как «грибы после дождя».

Интересно отметить, что при основании ассоциации преобладающее количество богословских/библейских школ находилось на территории России (пятнадцать богословских учебных заведений). Впоследствии ситуация изменилась в пользу Украины, однако заданная конфигурация равнения на Москву оставалась практически неизменной.

Например, уже в 2015 году, после аннексии Крыма и начала военных действий на Донбассе, в Ирпене (что под Киевом) на базе Центра христианской жизни Украины проводится общее собрание ЕААА. На одном из пленарных заседаний выступил Юрий Решетников (на тот момент, представлявший христианские церкви Украины на государственном уровне). Он, как чиновник, обратился к присутствующим (а их было около 120 человек) на украинском языке. Это возмутило делегатов из России. Российские представители богословских школ потребовали, чтобы к ним обращались на общедоступном русском языке. Так как Решетников отказался говорить на русском, его пришлось переводить с украинского на русский. Таких случаев было немало. Из-за этого главным языком общения в ЕААА был русский.

Когда в ЕААА встал вопрос о переводе стандартов аккредитации на украинский язык для некоторых богословских школ на западе Украины, почему-то такое предложение было отклонено. Как мы видим, Ассоциация изначально ориентировалось на Россию, хотя на сегодняшний день российских школ в ЕААА столько же, сколько было и при её основании. В общем, разрыв был ожидаем.

Интересно вспомнить, в каком режиме проходила последняя встреча представителей школ Ассоциации. Понятно, что она не могла пройти в режиме живой встречи. Это представляется нереальным в условиях продолжающейся войны. Режим онлайн-встречи хоть и позволяет делегатам легко выйти в эфир прямо из своего кабинета, однако он далек от идеала, так как представители разных богословских вузов не могут полноценно пообщаться лицом к лицу.

В ходе онлайн-общения отчетливо выразился рост национального самосознания украинцев. Представители украинских богословских вузов отчетливо дали понять, что они уже не находятся под влиянием Москвы. Украинское богословие перестало равняться на русское герменевтическое восприятие библейского текста и эсхатологическую интуицию. Пути украинского богословия уже не проходят через Москву. Украинские школы выросли до самостоятельного принятия решений, тем более, что российские коллеги по цеху не поддержали их в их страданиях со своим народом.

Децентрализация, думаю, принесет обильный плод. Теперь нам интересно многообразие истины, которая в эпоху постмодерна воспринимается через личностное познание Христа и изучение текстов Священного Писания. А это значит, что уже нет тех, кто отвечает за цензуру и критикует всех за либерализм. Подобные критики сами оказались уличенными в непоследовательности и двойных стандартах.

Альтернативным путем развития богословского образования в Евразии видится организация субрегиональных ассоциаций, которые бы объединяли учебные заведения по обе стороны конфликта. Например, учебные заведения Украины, Молдавии, Латвии, Литвы и Эстонии могли бы организовать общую Восточноевропейскую образовательную площадку. Богословские вузы России и Беларуси могли бы организовать единую ассоциацию. Учебные заведения Закавказья и Средней Азии могли бы выбрать, к какому объединению присоединиться. При этом, ни одна из субрегиональных ассоциаций не может быть официальным приемником ЕААА.

В любом случае, не следует отвергать необходимости в общей международной площадке, которая могла бы объединить школы того или иного региона. Единственное, так это то, что мы не знаем, когда станет возможным создание таких сообществ. На сегодняшний день из-за войны практически ни одна школа в Украине не может полноценно функционировать, развиваться и строить отношения с другими учебными заведениями.

Из-за войны будущее нельзя прогнозировать. Сейчас украинским школам необходимо сосредоточиться на выживании в нелегких условиях войны и реализации тех ресурсов, которые напрямую связаны со служением беженцам, детям, молодежи, женщинам, сиротам, многодетным семьям и т.д.

Украинским теологам необходимо от теоретических концепций перейти к практическим вопросам, касающимся войны и мира, беженцев, гуманитарной помощи, участия христиан в военных действиях. Многие уже работают над этим. Семинарии и колледжи на время войны прекратили свою привычную академическую жизнь и переключились на действенную помощь беженцам и военным. Теология стала ближе к людям.

Богословие во время войны переместилось из аудиторий на улицы украинских городов и сел. Теперь оно иное: практично, уместное, адекватное. Мы отвечаем на реальные нужды людей: перевязываем раны, кормим голодных и укрываем детей, которые из-за войны потеряли родителей.

Тернистый путь украинского богословия, уверен, принесет в будущем свои плоды. Сейчас пока не время, но настанет день, когда Господь откроет дверь, и мы вернемся в аудитории, сядем за парты и постоим возле полок библиотек.

Константин Тетерятников xmegapolis.com

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!