Как археология подводит нас очень близко к библейскому миру

Влажное просеивание приближает нас к миру Иеремии, Исайи и Езекии, как никогда раньше.

Ближе всего к пророку Иеремии я чувствовал себя, сидя на дне пустой цистерны. Около 20 лет назад меня привели к раскопанному водохранилищу в Иерусалиме и сказали, что это может быть та самая яма из Иеремии 38:6, где пророк был оставлен голодать, когда четыре правительственных чиновника решили, что им не нравятся его послания от Бога.

Я сел на скамейку и посмотрел на каменные стены. Иеремия погрузился в грязь, согласно библейскому рассказу.

Но, возможно, это было не в том месте. Кто скажет, что это была именно эта цистерна, которую откопали в 1998 году, а не другая, которую еще предстоит найти? Или, возможно, она никогда не будет найдена. Я мог бы представить себе пророка в ловушке именно в этом месте, гадающего, спасет ли его Бог, но никто не мог бы сказать наверняка, если бы не нашел «Иеремия», нацарапанное на стене.

За время, прошедшее с тех пор, как я был там, возникли вопросы об этой цистерне, ставящие под сомнение ее роль в драме Иеремии. В наши дни это не то место, которое посещают люди.

Археология может очень близко подвести вас к библейскому миру и все же заставить вас жалеть, что никто не оставил здесь подпись.

Когда люди находят подписи, это очень важно. В последние несколько лет археологи находят множество глиняных печатей с оттиском, которые древние израильтяне использовали для закрепления узла на веревке, которой перевязывали свиток.

В 2005 году израильский археолог Эйлат Мазар руководила раскопками в самой старой части Иерусалима. Ее команда нашла отпечаток печати, и на этой глиняной печати было имя: Иегукал, сын Шелемии, одного из тех, кто бросил Иеремию в цистерну.

Три года спустя Мазар объявил о находке еще одной «буллы», как называют печати. У этой печати тоже было имя: Гедалия, сын Пашура, еще один чиновник из истории в книге Иеремии 38.

Два библейских злодея словно ожили после этих открытий. Они прикоснулись к этим печатям, оставив свои имена в качестве вещественных доказательств, которые будут обнаружены спустя тысячи лет.

«Нет ничего более захватывающего на раскопках, чем обнаружение печати или буллы»,  — говорит Скотт Стриплинг, директор Археологического института при Библейской семинарии в Кэти, штат Техас. «Часто там есть частичные или полные отпечатки пальцев, которые напоминают нам о человеческой связи. Это были реальные люди».

Глиняные печати — редкие находки, но с 2005 года они стали встречаться все чаще. Они маленькие — часто размером с кончик пальца. И сделаны они из глины, в основном из того же материала, в котором копаются археологи, поэтому их трудно обнаружить. В архивах журнала новостей библейской археологии, который я редактирую, «Артифакс», я вижу очень мало упоминаний о буллах с начала 1990-х годов до 2005 года.

Однако с тех пор было сделано так много находок глиняных печатей с оттиском, что эта новость стала почти обыденной. А некоторые из находок настолько замечательны — в том числе одна с именем царя Езекии и другая, которая может принадлежать пророку Исайе, — что они часто попадают в мой ежегодный список 10 лучших открытий в области библейской археологии для Christianity Today.

Изменения можно проследить по развитию археологической техники влажного просеивания.

Инновации в долине Кедрон

Все началось с 9 000 тонн грязи, бесцеремонно сброшенных в долину Кидрон. В 1999 году мусульманские власти, отвечающие за Иерусалимскую Храмовую гору, решили построить на святом месте третью мечеть в подземных «конюшнях Соломона». Они раскопали вход и вынули огромное количество земли без археологического надзора.

Исторические свидетельства, которые можно было бы извлечь в этом пространстве, представляют жизненный интерес для ученых и многих христиан и евреев. Но в Израиле, где претензии предков оспариваются с ожесточением, археология также имеет политическое значение.

Ученые были потрясены масштабами этого преступления против археологии. Некоторые, однако, также поняли, что это уникальная возможность. Они могли осмотреть 400 грузовиков с грязью. Это может стать способом получить редкие сведения о Храмовой горе, находясь на безопасном расстоянии от разжигаемой политики.

«Она потеряла 90 процентов своей научной ценности», — сказал своим коллегам израильский археолог Габриэль Баркай. «У нас осталось 10 процентов. Но это гораздо больше, чем ноль процентов».

В 2004 году Баркай и археолог Зачи Двира начали проект «Просеивание Храмовой горы», используя влажное просеивание, чтобы увидеть, что еще осталось в грязи.

Процесс происходит следующим образом: ведро грязи высыпается на сито, закрепленное на деревянной раме на уровне пояса. Волонтер берет шланг и распыляет воду, пропуская грязь через сито и оставляя мелкие предметы: керамику, камни, кости, монеты, другие кусочки металла, стекло, мозаичные тессеры и буллы.

«Мы придумали эту идею в первые же дни,  — сказала Двира в интервью,  — поскольку было очень трудно отличить природные камни от горшечных изделий. Это потому, что в почве много пепельной пыли. .которая покрывает предметы» .

Вскоре Двира и его команда разработали метод, которому они могли обучить добровольцев. В течение следующих 17 лет более 170 000 добровольцев высыпали ведро за ведром материалы Храмовой горы в сита, смывали грязь и тщательно изучали все, что осталось.

Они нашли тысячи артефактов, начиная с каменного века. Было найдено более 6 000 еврейских, исламских, римских и средневековых монет.

Еще одно важное открытие: печать времен царя Соломона возрастом 3 000 лет. Ученые говорят, что она может опровергнуть теории археологических минималистов, которые утверждают, что Писание преувеличивает возраст и значение Иерусалимского храма.

«Вот почему археология так увлекательна»,  — сказала мне Мазар за десять лет до своей смерти в мае. «Все написано в Библии, а потом мы находим эти оттиски печатей. Это доказывает, что библейская история настолько точна».

Мазар была впечатлена возможностями влажного просеивания и начала отправлять грязь с раскопок, которыми она руководила, в TMSP. Именно там в 2004 году волонтеры обнаружили буллы с именами чиновников, которые пытались убить Иеремию.

«Печати и буллы неоднократно оказывались очень важной частью доказательств вне Библии»,  — написал Ларри Микитюк, заслуженный профессор Университета Пердью, чьи исследования посвящены историчности Писания, в электронном письме в редакцию. «Они чрезвычайно ценны, потому что подтверждают существование и официальные должности царей, первосвященников и царских чиновников, которые упоминаются в еврейской Библии/Ветхом Завете, а титулы на некоторых печатях и буллах показывают, что они были в состоянии делать то, о чем говорится в Библии».

Обыватели часто не понимают, как мало письменных текстов сохранилось с библейских времен. Писание было сохранено путем дублирования, но сохранилось лишь несколько старых копий книг закона, пророков, поэзии и истории. По сравнению с сотнями египетских иероглифических папирусов и тысячами месопотамских клинописных табличек, раскопанных за последние несколько столетий, корпус древних еврейских текстов ничтожен.

«Печати и оттиски печатей — это самая большая часть обнаруженных нами надписей»,  — говорит Роберт Дойч, ученый и дилер, опубликовавший информацию о многочисленных буллах в научных журналах.

На глиняной печати написано имя Иегукала, сына Шелемии, одного из чиновников, бросивших Иеремию в цистерну на смерть за пророчество о разрушении Иерусалима.

Дойч подвергался критике со стороны археологов за покупку и продажу печатей на рынке древностей. Такая торговля создает стимулы для мародеров и прикрытие для фальсификаторов.

Дойч возражает, что игнорирование многих предметов в частных коллекциях означает изгнание их в небытие. Он утверждает, что археологам полезно знать о них, даже если они имеют сомнительную историю.

Например, в 1997 году он опубликовал в научном журнале информацию о печати с оттиском царя Езекии. Ее происхождение неизвестно, и она могла быть подделана. Но в 2015 году Мазар обнаружил идентичную буллу в Иерусалиме. Эта находка была бы значимой сама по себе, но булла, находящаяся в частной собственности, добавила контекст.

По его словам, образцов древнееврейского языка так мало, что все они должны рассматриваться как важные.

Все еще не стандартная практика

Несмотря на очевидную ценность влажного просеивания, его использование не стало стандартным на местах раскопок в Израиле.

Стриплинг, который работал супервайзером в TMSP в 2008 и 2009 годах и руководил раскопками в Хирбет эль-Макатир и Тель-Шилохе, считает, что Израильское управление древностей должно сделать мокрый просев обязательным. Он беспокоится о том, что упускают археологи, когда не просеивают грязь. В Тель-Шилохе он попросил добровольцев просеять кучу мусора, оставшуюся после раскопок, проведенных в 1980-х годах. Они нашли пять скарабеев, жукообразных амулетов из Египта.

То же самое он проделал на старом месте раскопок на горе Эбал. Стриплинг нашел бронзовое лезвие ножа и табличку, которая, возможно, использовалась для церемониальных проклятий. Он отметил, что гора Эбал описана как гора проклятий во Второзаконии 27.

«В отвалах прошлых раскопок содержится огромное количество материала. Именно такие находки выбрасываются большинством раскопок из-за неумения проводить влажный отсев»,  — сказал он во время презентации на заседании Ближневосточного археологического общества в 2020 году.

«Влажный просев способен произвести революцию в археологических раскопках».

Другие археологи, работающие на израильских раскопках, говорят, что этот процесс не должен быть обязательным. Он очень трудоемкий и требует много воды. Для этого может потребоваться много добровольцев, которых нет на всех раскопках, и много воды, которой нет в пустыне. Некоторые говорят, что этот метод лучше использовать с осторожностью.

Роберт Маллинз, заведующий кафедрой библейских и религиозных исследований Тихоокеанского университета Азусы, говорит, что использует мокрый просев, когда это крайне важно для интерпретации объекта. На раскопках, которыми он руководит в Абель Бет Мааке на севере Израиля, команда провела влажный отсев грязи из кладовой, где хранились десятки кувшинов возрастом 2 800 лет. Таким образом они нашли все, что осталось внутри кувшинов или на полу.

Дэниел Мастер, который в настоящее время руководит раскопками в долине Джезреэль, сказал, что это вопрос знания «правильного метода для правильного контекста».

«Я склонен думать, что использование одного конкретного метода в качестве показателя „хороших“ раскопок — это полное упущение»,  — сказал он. «Археолог, как и любой исследователь, нуждается в репертуаре методов и инструментов и должен знать, когда использовать каждый из них».

Но каждый археолог знает истории об открытиях, сделанных не благодаря опыту, а благодаря случайности, несчастному случаю или везению новичка. Джимми Хардин, содиректор раскопок небольшого участка под названием Хирбет Суммейли на северной окраине пустыни Негев, вспоминает, как несколько лет назад несколько добровольцев нашли восемь или девять глиняных печатей. Они не занимались мокрым просеиванием, и буллы выглядели так же, как и окружающая их грязь, но остроглазые студенты заметили их.

Такое случается достаточно часто, чтобы заставить самых опытных археологов задуматься о том, что они могли пропустить.

«Как только вы раскопаете этот материал, его уже не будет»,  — сказал Хардин. «Ваша обязанность — собрать как можно больше данных».

Данные о буллах, которые сейчас так часто обнаруживаются при влажном просеивании, особенно убедительны. Они несут в себе авторитет древних имен, запечатленных на глине и сохранившихся в течение тысячелетий. На одной из них написано: «Натан-Мелех, слуга царя Иосии». А еще одна недавняя находка — булла, принадлежавшая священнической семье Иммер.

«Каждая печать и оттиск печати оживляют человека», – сказал Дойч. «Библия оживает».

Третья булла, сломанная почти пополам и найденная в древней мусорной яме, может содержать надпись «принадлежащая пророку Исайе». Однако это неясно, потому что слово, которое могло бы быть «пророком», отколото. Без последней буквы алеф кто может сказать наверняка?

Легко представить, что пророк вдавил свой знак в глину, прикоснулся именно к этому предмету, отметив его своим именем. Но, возможно, это не так. Археология может так близко подвести вас к библейскому миру и все же заставить пожалеть, что отсутствует чья-нибудь подпись.

Гордон Говьер Christianity Today, перевод hristiane.ru

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!