Размышления о пророческом служении — призыв к смирению и покаянию

Я уже 45 лет связан с пророческим служением.

Для меня это началось со служения проблемным людям в Чикаго — когда я получал от Бога чёткое понимание о том, как действовать, и информацию о жизни человека, которому служил (что его весьма удивляло).

Однако я ещё не видел по-настоящему удивительного пророческого служения. В течение многих лет, с 1984 года и до сего дня, я был участником нескольких встреч, на которых люди с даром пророчества могли вызывать из аудитории людей по имени и описывать то, что они проходят сейчас в жизни, или же давать подтверждение каких-то вещей, которых люди жаждали или в которых нуждались. Служитель не знал имени человека, получавшего слово. Я лично знал этих служителей, очень порядочных людей. Одним из них был Джон Уимбер.

Иногда пророки говорили о мировых событиях или делали предсказания о грядущих событиях. Репутация таких предсказаний была неоднородной. Если в пророческом служении на личном уровне наблюдается высокий уровень точности, мы склонны доверять и прочим словам этих пророков. Я считаю, что такое доверие сомнительно, если только у них нет подтверждённой точности пророчеств подобного уровня. Некоторые говорят, что пророки оставляют путь своего призвания и авторитета (в пророческом служении на личном уровне), и им недостаёт этого на других уровнях. В начале 1990-х я заметил, что люди с даром пророчества имеют гораздо большую точность, когда они подчиняются апостольской и пасторской власти.

Я писал, что пророческое служение никогда меня не подводило (на протяжении 45 лет). Я не имею ввиду, что мне не говорили чего-то, что не осуществлялось впоследствии. Такое происходило несколько раз. Когда человек говорил мне слово, я знал, что это было неверное слово. Однако я получал много слов от людей с сильным даром, удивительных слов с удивительной точностью, и они всегда исполнялись, когда я чувствовал твердую уверенность в них.

Например, когда мой сын умирал в 1987 году от неизлечимого миокардита, врачи рекомендовали нам искать место на кладбище. Д-р Майкл Браун пророчествовал, что наш сын будет полностью исцелён и восстановится, и это было не вопросом нашей веры, а абсолютным словом, решением. Ещё один помазанный пророк увидел Божьи руки вокруг его сердца, сжимающие это сердце до нормального размера.

Одиннадцать лет спустя, когда тот же мой сын был на аппарате жизнеобеспечения после пожара в доме, люди, которых мы знали, как людей с даром пророчества, не получили слово о том, что наш сын будет восстановлен, но только о том, что мы должны молиться за его восстановление. Когда мы размышляли о переезде в Израиль, мы получили три удивительных слова. Мы планировали переехать на север страны, но получили слово, что должны поселиться в районе Иерусалима. Во время служения нас вызвал из зала один пророк, не знавший, что мы планировали частичный переезд в Израиль и что мы планировали поселиться на севере.

Это слово было подтверждено двумя нашими старшими лидерами, один из которых был пророком, и мы знали, что это правда. Тот же самый пророк, не зная о предыдущем слове для нас, сказал на другой встрече, что мы сначала будем жить на севере. Действительно, наши первые четыре месяца в Израиле были на севере странаы, когда мы учились в языковой школе при Хайфском университете. Другой пророк отметил, что в процессе получения гражданства мы обретем благосклонность одного человека в Тель-Авиве. Мы не подтверждали и не опровергали это слово, но казалось, что оно попросту не уместно, поскольку мы подавали запрос на гражданство в Хайфе. Однако, у нас были некоторые документы на румынском языке, и клерк в Хайфе отправил нас в румынское отделение Департамента внутренних дел. И там, в Тель-Авиве, мы и увидели благосклонность упомянутого пророком человека, который играл ключевую роль в получении нами гражданства. Подобное продолжается в нашей жизни и по сей день.

Но в последнее время появились два вопроса, которые стали причиной больших сомнений в пророческом движении в Соединённых Штатах. Первым были пророчества о коронавирусе. Некоторые говорили, что пандемия закончится к Песаху. Другие говорили, что ситуация обернётся и всё закончится к Пятидесятнице. Но были некоторые люди, которых мало кто слышал, говорившие, что это будет разрушительная и продолжающаяся эпидемия, которая продлится долго. Моё личное смутное предчувствие заключалось в том, что всё закончится к Пятидесятнице, но я не утверждал, что у меня есть пророческое слово, и не видел в этом особого смысла. Я пытался взвешивать то, что говорилось.

Некоторые из вышеупомянутых пророков предсказывали переизбрание Дональда Трампа. У некоторых из этих пророков были удивительные слова о первой победе Трампа на выборах, в некоторых случаях ещё даже до того, как появилась мысль о том, что он будет баллотироваться. Один из них не очень известен, но у него было такое слово. Он живёт в Австралии. Некоторые из этих слов казались удивительными и подтверждались великолепными совпадениями. Сейчас некоторых из этих людей дискредитируют критики. Когда я пишу это, оспариваются результаты выборов 2020 года. Я никогда не чувствовал, что должен публично подтвердить или не подтвердить эти предсказания, потому я ободрял других взвешивать их и задумываться о том, что они чувствуют в отношении этих слов. Хотя я много пишу о Библейском законе, социальных проблемах и политике, я не думаю, что для нашего служения хорошо делать или подтверждать масштабные предсказания. Я считаю, что лучше молиться и поститься, прося о Божьей праведности и справедливости. Но что нам сказать сейчас о пророках и пророчествах? Не все придерживаются единого мнения.

Один мой друг сказал, что он готовит камни на случай, если апелляция Трампа провалится. Это основано на идее, что стандарты эпохи Закона Моисея применимы и сегодня. И это также основывается на идее о том, что ветхозаветные пророки были на 100% ясны и точны. Один из мои любимых богословов — библейский теолог д-р Крег Кинер из семинарии Эсбери. Он президент Евангелического теологического сообщества, наиболее престижной организации евангелических богословов Америки. Недавно Крег написал потрясающую статью в издании «Christianity Today». Изучая Библию на иврите, он показал, что библейские пророки не всегда ясно представляли слова, проверяемые однозначно, которые бы подтвердились, или же их побили бы камнями. Кинер приводит примеры произнесенных пророчеств, в которых впоследствии были изменения по причине покаяния — так, что сказанное не происходило. Поэтому я думаю, что мысль о побивании камнями — это неправильное толкование.

С моей точки зрения, сами по себе неверные слова не требовали побивания камнями, но побивание камнями требовалось в случае «пророческого слова», приводящего детей Израиля к идолопоклонству. Израилю было велено не бояться неточных пророков. Акцент еврейских пророков был не на предсказании, а на покаянии и предупреждении о суде Божьем. Хотя, конечно, также было и много предсказаний. Есть несколько случаев, в которых исполнение пророчества кажется неясным или же откладывается на более поздние времена. Некоторые настолько сложны в плане идентификации исполнения, что споры о них продолжаются по сей день. Дж. Б. Пейн утверждает, что разорение Вавилоном Египта, предсказанное Исаией, произошло в 6 веке до н.э., а Уолтер Кайзер рассматривает его как предсказание о будущем (после этого предсказания прошло уже 2600 лет). Для людей того времени могло показаться, что Исаия ошибся. Нужно ли было побить Исаию камнями? Опять же, в пророчестве есть условность, в которую часто не верят современные толкователи периода Закона Моисея. Вот несколько рекомендаций, которые помогают лично мне.

1. Пророк не является автоматически заслуживающим доверия на том лишь основании, что у него есть удивительное описание того, как он был взят на небо, как его посетили ангелы или даже сам Иисус. Он получает доверие, имея послужной список точных и подтверждённых предсказаний среди зрелых верующих. Более 50 лет назад я узнал на уроках по психологии, что у некоторых людей бывают технологичные цветные сны, и у них могут быть видения в состоянии бодрствования, но это может и не быть пророчеством. Неверующие также могут испытывать подобное.

2. Следует больше сомневаться в пророке, который неподотчётен старшим апостолам, другим пророкам или пастырям, или даже команде лидеров пятигранного служения. Я видел некоторых пророков, у которых были точные пророчества, но они вышли из подотчётности по причине обид — и их пророчества утратили точность.

3. Характер пророка имеет решающее значение. Я действительно настроен более серьёзно воспринимать тех пророков, у которых есть реальная подотчётность и о которых говорят их супружеская жизнь, семья, смирение и благочестие.

Однако это не решает всех проблем. Иногда даже пророки с хорошим послужным списком и удовлетворяющие всем трём стандартам допускают ошибки. В Новом Завете все верующие имеют Духа в той степени, чтобы, согласно Божьему желанию, Его народ не зависел, заблуждаясь, от других людей. Мы должны слышать и проверять истину слова и брать на себя некоторую ответственность. Кроме того, Бог желает, чтобы мы акцентировались на послушании написанному Слову Божьему как своему авторитету, а не жили сегодня даром пророков.

Увлечение поиском пророчеств может быть чрезмерным. Также важно отметить, что пророческое слово может быть истинным в тот момент, когда оно давалось, но обстоятельства могут измениться таким образом, что эти слова не исполнятся. Хотя нам и не нравится такой «лёгкий выход», но истина в том, что некоторые пророчества условны. Если пророк не описывает условия, может создаться впечатление, что он (или она) действительно ошибся. Мне бы хотелось, чтобы пророческое слово всегда сопровождалось ясным описанием условий или же чтобы это слово было безусловным постановлением, но это не так. Не было так и в событиях, записанных в Библии.

Когда пророк, кажется, ошибся, очень важно, чтобы он покаялся и подчинился команде лидеров в поиске ответа от Бога на вопрос «почему это произошло». Информация о таком упущении должна приводить к выводу из Второзакония: «Не бойся его» (Втор. 18:22). По крайней мере, это должно применяться к тем уровням пророчеств, в которых данный пророк неточен. Однако, пророк с хорошим послужным списком должен обрести милость и благодать, если окажется, что он допустил ошибку, при условии, что он покажет своё смирение и покаяние и признает ошибку.

И нет, сейчас не время собирать камни и бросать ими в мнимых пророков. Я бы предпочёл 90-процентную точность и благословение пророческого аспекта, чем побивание их камнями за 10-процентную неточность. Я боюсь, что если мы будем слишком критичны, то вырвем пшеницу вместе с плевелами и потеряем благословение пророческого служения. Когда пророк служит на уровне личных пророчеств людям, и люди могут подтвердить его слово (или не подтвердить), это не является серьёзной проблемой. Когда же произносятся громкие слова на государственном уровне или же слова, связанные с изменением структуры стран или движений, в таком случае нам действительно нужна серьёзная подотчётность.

Мы видим вызов пророческому движению в вопросах независимости, подотчётности, смирения и покаяния. Критики же нуждаются в определённой дозе смирения. Давайте же вместе искать Господа для очищения и покаяния.

Ден Джастер tikkun.tv, перевод Анна Иващенко ieshua.org

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!