Почему благой Бог допускает зло

Глядя на страдания и опустошение, которым сейчас подвергается Украина, невозможно не кричать в отчаянии: «Если Бог есть и если Он благ, тогда почему Он допускает это зло?»

Писания предлагают немало объяснений, почему Бог порой ждёт, прежде чем вмешаться, и эти объяснения могут дать не только понимание и утешение, но и надежду. В течение нескольких следующих недель я хотел бы поделиться с вами своими размышлениями над этими местами Писания и надеюсь, что вы примете мои слова с открытым разумом и сердцем. Но прежде, чем мы коснемся вопроса о том, почему Бог допускает сейчас этот ужас, давайте проанализируем четыре возможных взгляда на самого Бога.

Первый — это утверждение, что Бога не существует вовсе, и тогда ответ на наш вопрос сразу очевиден: Бог допускает зло, потому что никакого Бога, собственно, нет и препятствовать злу попросту некому. Всё ясно и понятно.

Но тогда непонятно другое: если Бога нет, тогда почему мы вообще задаёмся вопросом о причинах совершения зла? Наше возмущение развязанной Путиным войной исходит из нашего ощущения, что существуют некие «добро» и «зло», и «добро» было попрано, а «зло» совершено. Разумеется, вопросы добра и зла — это вопросы морали и нравственности. Но если Бога нет и сама жизнь — это просто материальный процесс без духовной или сверхъестественной причины или цели, тогда вопросы добра и зла не имеют никакого смысла, и нам незачем их задавать. Почему? Да потому что в этом случае ни добра, ни зла объективно не существует.

В молодости я называл себя евреем-атеистом. Я был зол на Бога за то, что Он допустил Холокост. «Если Бог существует, — негодовал я — тогда как Он мог допустить такое чудовищное событие?» Но затем до меня дошло, что если Бог не существует, то нет никакого смысла требовать от Него ответа и нет смысла в чём-то Его обвинять. Я осознал, что, на самом деле, моё внутреннее возмущение и гнев на Бога доказывают, что я хочу, чтобы Он существовал. Более того, моё негодование и гнев доказывали, что в глубине сердца я верю, что Он существует — что Он должен существовать.

Итак, раз Бог существует, тогда остаётся и вопрос «Почему Бог допускает зло?».

Следующее возможное объяснение: Бог существует, но Он не является ни святым, ни праведным, ни благим. Наоборот, Бог — это недобрая сила, которая получает удовольствие от происходящего вокруг зла. Он играет с нами, как беспощадный хищник с пойманной добычей, получая колоссальное удовольствие от страданий своих жертв прежде чем их прикончить. Возможно, при таком раскладе мы сможем найти какое-то утешение в том, что мораль и нравственность всё-таки существуют. Но при этом мы всегда будем оставаться не более чем моральными жертвами, обречёнными терпеть неизмеримые муки всю нашу жизнь. В таком случае лучше уж отбросить всякие моральные принципы и стать одним из угнетателей, нежели одним из угнетённых.

Третье возможное объяснение того, почему Бог допускает зло: потому что Он ничего не может с ним сделать. Да, Бог есть; да, Он благой; да, Он любящий. Но в лучшем случае Его власть ограничена, а в худшем Он полностью бессилен. Всё, что Он может сделать, это посочувствовать нам. Конечно, Он хотел бы вмешаться и помочь, но не может. По сути, именно такая точка зрения изложена в изданной несколько десятков лет назад книге под названием «Почему плохие вещи случаются с хорошими людьми?». Написана она была раввином, в чьей жизни произошла страшная личная трагедия. Если мне не изменяет память, ответ, к которому приходит раввин, сводится к следующему: мы должны найти утешение в осознании, что Бог разделяет нашу боль и страдает вместе с нами, но не стоит ожидать от Него помощи или какого-либо вмешательства. Он понимает нашу боль, но ничем не может помочь.

Существует ещё как минимум одно вероятное объяснение того, почему Бог допускает зло и не вмешивается до определённого момента. Бог существует; Бог святой и праведный; Бог справедливый, истинный и любящий; Бог всесильный — но у Него есть свои причины для того, чтобы ждать. Многим это объяснение кажется наиболее невнятным, наиболее надуманным и даже наиболее оскорбительным из всех вышеперечисленных. Но если мы проанализируем приведенные в Писаниях причины, почему любящий Бог порой не сразу отвечает на наш вопль о помощи и вмешивается в ту или иную ситуацию, то обнаружим, что эти причины не только логичны, но и дают нам утешение и уверенность в том, что Бог обязательно будет действовать, и действия Его будут справедливы и праведны. В книге Псалмов царь Давид провозглашает: «Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их» (Псалом 33:18). Про грешников же сказано: «Убьёт грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут» (Псалом 33:22)

Ну хорошо. Красиво сказано. Но если всё это правда, тогда почему же Бог ждёт и почему позволяет совершаться злу? Я верю, что у Него есть на то свои причины. Некоторые из этих причин я хотел бы рассмотреть в моих последующих статьях. Приглашаю вас разобраться в них вместе со мной!

Спасибо, что вы дочитали этот текст до конца. Я надеюсь, что вы продолжите читать этот цикл статей и дальше, а если у вас появится желание пообщаться на эту тему или даже поспорить, пишите мне – avi.snyder@jewsforjesus.org. Я буду очень рад вашим откликам.


Часть 2

Война принесла хаос в жизнь каждого из нас. Бессмысленное мучение. Чудовищная жестокость. Столь ужасная катастрофа, как эта война, вынуждает нас вопить с понятной болью и отчаяньем: «Если Бог существует, почему Он допустил, чтобы нас постигло такое зло? Почему Он не предотвратил его? И почему Он медлит и не положит ему конец прямо сейчас?»

К сожалению, иногда Богу приходится медлить именно для того, чтобы привлечь наше внимание. Чаще всего — слишком часто — пока у нас всё хорошо, мы не думаем о Боге. Бог предупреждал нас и наших предков об этой опасности.

«Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его, которые сегодня заповедую тебе. Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить в них, и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Второзаконие 8:11-14).

Когда всё в жизни отлично, мы постепенно впадаем в состояние духовной амнезии. Мы игнорируем Бога или вообще отрицаем Его существование. А потом вдруг случается катастрофа, и мы задаемся вопросом, почему.

Я вспоминаю 1991 год в Одессе. Как раз в то время Советский Союз трещал по швам, повсюду был полнейший хаос. И однажды у меня случился разговор с молодым одесситом, который горячо и рьяно уверял меня в том, что он атеист. Когда я спросил его, почему же он так уверен в том, что Бога не существует, он широко раскинул руки и сказал с нескрываемой яростью:

— Посмотрите на всё это! Если Бог есть, то почему же Он позволяет этому происходить?!

Я принялся терпеливо объяснять:

— Не Бог сделал это с нами, — сказал я. — Мы сами это сделали. Семьдесят лет назад мы сказали Богу, что Он нам не нужен. Мы сказали Ему, что Его вообще не существует. И заявили, что собираемся построить рай на земле без всякой помощи с Его стороны. И знаете, что Он сказал в ответ?

Молодой человек был весьма любезен, он терпеливо слушал, не перебивая, поэтому я продолжил:

— Бог сказал: «Хорошо».

Затем я добавил:

— Мы не можем винить Бога в том, что происходит, если мы отрицаем Его существование. Мы не можем винить Его за то, что Он не вмешивается, если мы сами сказали Ему оставить нас в покое.

Эту правду нелегко слышать, и такое дистанцирование Бога может показаться нам мелочным, как будто Он говорит: «Ну и ладно! Если вы не хотите иметь ничего общего со Мной, тогда и Я не хочу иметь ничего общего с вами». Но это совершенно не то, что на самом деле говорит Бог. Бог страдает вместе с нами, и Он хочет войти в нашу жизнь. По сути, Он практически умоляет каждого из нас попросить Его вмешаться. «Призови Меня в день скорби, — взывает Он. — …Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Псалом 49:15).

Бог не мелочный. Его сердце переполняет боль.

Есть такое известное выражение, заимствованное из сферы спорта: «Теперь мяч на нашем поле» — наверняка вы его слышали. Оно означает, что следующий шаг за нами и то, что произойдёт дальше, зависит от нас. Готовы ли мы позвать Бога или предпочтём винить Его в наших бедствиях, одновременно отрицая само Его существование?

Когда мы зовём, Он отвечает. Но есть одна проблема. Сплошь и рядом мы взываем и даже требуем Его вмешательства, и в Своей милости, сострадании и любви Он делает именно то, что мы просим, — Он вмешивается. Непосредственная проблема решается. Однако затем мы снова поворачиваемся к Нему спиной. То, что Он для нас сделал, мы приписываем себе и выбрасываем Его из головы.

К сожалению, этот сценарий раз за разом повторялся на протяжении большей части истории нашего народа в библейские времена, и мы никак не можем вырваться из него и сегодня. В Книге Судей описан масштабный кризис, когда «возопили сыны Израилевы к Господу, и Господь воздвигнул им спасителя» (Судей 3:15). Но как только всё улеглось, «сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа» (Судей 4:1).

Его Слово обещает нам, что, если мы взываем к Богу, Он ответит. Но, когда мы взываем, наш зов должен включать в себя признание нашей неверности и искреннее желание вернуться к Тому, кого мы отвергли, но кто всё равно ждёт нас, хочет вмешаться и помочь. Его имя Иешуа, Мессия Иисус. Мы пренебрегли Им и отвергли Его, когда Он принёс в жертву Свою безгрешную жизнь в уплату за наши грехи. Мы отвернулись от Него, когда Он умирал за нас. Но Он не остался среди мёртвых. Он жив и сейчас обращается к нам так же, как когда-то к нашим предкам: «Призови Меня в день скорби, и Я избавлю тебя».

Итак, мяч на нашем поле. Позовём ли мы Его?

Я понимаю, что, возможно, вам будет нелегко принять мои слова. Но, прежде чем отмахнуться от них, потому что они вам не нравятся, не хотите ли вы узнать правдивы ли они? Я буду очень рад обсудить это с вами. Пишите мне: avi.snyder@jewsforjesus.org.

Есть ещё причины, почему Бог часто медлит с ответом. Я опишу их в моей следующей статье. И я буду очень благодарен, если вы ознакомитесь и с ними.

(Продолжение следует)

Ави Снайдер, сайт «Евреи за Иисуса»

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!