Нравственный шок

Нравственный шок при межкультурном взаимодействии вызывается непониманием ценностных устоев культуры. Люди зачастую не видят различия между обычаями (элементами культуры) и моралью (этическими принципами). Традиции, отличные от тех, что им привычны, воспринимаются как безнравственные. В частности – в вопросах собственности.

Так, один миссионер привез с собой некоторое количество привычной ему еды, чтобы время от времени баловать себя ею как лакомством. Запаса, по его расчетам, должно было хватить на несколько месяцев. Но уже при разгрузке его вещей аборигены стали свободно разбирать (в его понимании – разворовывать) его запасы, пока не растащили все. Он был до мозга костей возмущен столь вопиющим посягательством на частную собственность. «Да они тут все – воры!» – возмущался он. Однако старейшина, уже имевший дело со странностями североатлантических пришельцев, объяснил: у местных жителей, живущих ежедневным собирательством и рыбной ловлей, понятия «пища» и «собственность» несовместимы. Не может же принадлежать кому-то вода в реке или воздух, которым мы дышим. Нет у них и представления о запасах еды. «Еда принадлежит всем, – сказал вождь. – В твоей хижине есть еда – мы все едим ее. У нас в хижинах будет еда – мы также все будем ее есть».

Рассказывают, как молодой миссионер приехал в Африку, где в свое время служил еще его дед. С собой он привез семейную реликвию – ружье, с которым тот ходил на охоту. Помня о его славном прародителе, юношу сходу приняли как своего на правах сына вождя племени, и он быстро влился в жизнь общины. Как-то вечером вся деревня собралась у костра в связи с визитом представителя соседнего племени. Собравшиеся поочередно рассказывали о том, какой хороший он охотник, и насколько его успехи превосходят достижения всех других охотников в округе. Речи эти тянулись довольно долго, и миссионеру было совершенно непонятно какова цель всего этого мероприятия, пока вождь, наконец, не произнес: «Сынок, мы уже все убедились, что этот охотник – гораздо лучше. Какие еще нужны слова? Пойди, принеси наше ружье. Мы должны отдать его этому человеку». В душе миссионера все кипело от возмущения! Но он покорно встал и, принеся ружье своего деда, отдал его вождю, а тот – охотнику. Для славы Божьей было куда важней сохранить отношения.

При посещении поселения ромов (народа, в большинстве известного под пренебрежительным экзонимом «цыгане») нас предупредили: избегайте декларативных заявлений относительно собственности – вас просто не поймут. Ромы не знакомы с римским правом, лежащим в основе североатлантической юриспруденции, и их представление о собственности не декларативно, а функционально. Если вы скажете: «Не берите эту кружку, она – моя», можете с нею распрощаться. Люди просто не поймут того, что вы сказали. Но если сказать: «Не берите эту кружку, я из нее буду пить», никто и не подумает ею воспользоваться.

Сергей Головин facebook.com

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!