Мы живем внутри мыльного пузыря. Как христианство потеряло голос в информационном шуме СМИ

Основывалась ли Америка как «христианская» страна или нет, историки могут ещё долго спорить. Но одно точно: на протяжении большей части истории этой страны христианство было доминирующей культурной силой. Христианская вера оставила неизгладимый след на американском обществе — по крайней мере, так было до недавнего времени.

Христиане участвовали в создании системы социального обслуживания населения, наибольших учебных заведений и больниц, молились перед правительственными сессиями и спортивными событиями.

Сегодня этот голос затих. В 2012 году исследование «Pew Forum» показало, что 73% американцев по-прежнему считают себя «христианами». Но это число резко уменьшается, когда речь заходит о областях значительного влияния — таких, как СМИ, наука, бизнес, развлечения и многое другое.

В книге «Уникальность: рассказывая свою историю в эпоху брендов и социальных медиа» («Unique: Telling Your Story in the Age of Brands and Social Media»), я отмечаю, что у христианства всегда были сложные отношения с культурой, в частности со СМИ.

Исторически сложилось, что инновации и технологии, скорее всего, воспринимались церковью как что-то угрожающее, а не дружеское.

Католическая церковь восстала против угрозы печатного станка, опасаясь, что самостоятельное изучение Библии, которая оказалась в свободном доступе обычных людей, подорвет авторитет церкви. В результате Уильям Тиндейл большую часть своей сознательной жизни убегал от властей, обитая среди контрабандистов. В конечном итоге он был предан мученической смерти, и все это было за «преступление» перевода Слова Божьего на английский язык.

С того времени церковь извлекла некоторые важные уроки. К 1833 году «Harper and Company» — крупнейший издатель в Америке — мог похвастаться использованием одного мощного печатного станка и семью ручными печатными станками. Но, в то же время, в Американском Библейском Обществе было 16 новых станков, работающих от водяного пара и 20 ручных печатных станков.

В начале ХХ-го века церковь участвовала в создании кино, радио, телевидении, а позже — нашла место в интернете и социальных сетях. Но в подавляющем большинстве случаев мы не используем эти платформы для привлечения представителей «большой» культуры.

Мы живем внутри мыльного пузыря. В конце концов, зачем нужен Twitter, если вы можете присоединиться к «Christian Chirp», «Christian alternative to Twitter». И если вы ищете супруга-христианина, вы не будете пользоваться «eHarmony» или «Match.com», но будете использовать «Christian Mingle».

За последние 50 лет в христианстве наблюдается заметный отход от господствующей культуры (в интернете, издательствах, звукозаписывающих компаниях, телевизионных сетях, университетах и т.д.) и переход к существованию в закрытом защитном пузыре.

Честно говоря, церковь не теряет своего голоса, она его просто отдает.

Но Иисус никогда не выступал за защитные пузыри и никогда не отступал от вызовов культуры. Он проводил жизнь там, где были люди: на рынке, в общественных собраниях или на Храмовой площади, и Он не боялся отвечать на трудные вопросы.

В Деяниях апостол Павел направился прямо к языческим философам на Марсовом холме. Он понимал их верование так же, как и они, и был настолько интересен этим людям, что его приглашали приходить вновь. Но сегодня, когда речь заходит о культуре вокруг нас, церковь гораздо более склонна протестовать, критиковать и осуждать, чем участвовать.

Чтобы церкви восстановить свой голос и вновь заняться современной культурой, христианам нужно понять силу восприятия.

В 80-е годы моральное большинство могло быть мотивировано благородными причинами, но для «большой культуры» они были как осуждение, а не благодать. В результате их реакции воспринимались как просто раздраженное и сердитое бурчание тех, кто оставил культуру.

Перед церковью сегодня стоит большой вызов — говорить в культуре, которая воспринимает её как что-то неуместное, музейный экспонат, нечто оторванное от реальной жизни.

На протяжении своей жизни по иудео-христианским принципам, я воспринимал это всё как нечто само собой разумеющееся. Мы все знали правила, поэтому нам допускалось общаться жестко с людьми, которые пошли против преподавания Библии. Сегодня в мире бестселлеры называются «Бог не Великий» и враждебность к вере отстаивается большей частью культуры. Если мы действительно хотим получить сердца и умы окружающих, то сегодня мы должны реагировать по-другому.

Христианская церковь должна смириться с тем, что, хотя ее роль в ведущей американской культуре может подойти к концу, но нам следует продолжать говорить правду и делать это таким образом, чтобы привлекать слушателей, а не осуждать. В культуре, ориентированной на СМИ, имеет значение восприятие.

Две тысячи лет назад неясная маргинальная группа, следующая учению Иисуса, стала доминирующей религиозной силой в западном мире. У них не было политической власти, армии или огромного богатства. Но благодаря своему образу жизни, их взаимоотношениям и их действиям они изменили восприятие Рима — и, в конечном итоге, повлияли на мир.

Фил Кук, huffingtonpost.com, перевод: Виктории Ширченко emmanuil.tv

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!