У нас с братом был ночной детский ритуал — перед сном мы просили друг у друга прощения за совершенные нами «грехи». Будучи предупреждены о том, чтобы «не позволять солнцу садиться во гневе нашем», мы старались убедиться, что покрыли все возможные «грехи», которые могли совершить друг против друга в течение дня. «Аарон, прости, что сегодня я накричала на тебя, ударила, эгоистично поступила с тобой в отношении «Нинтендо» и наябедничала. Ты простишь меня?» И потом звучал его ответ, наряду с его собственным признанием. И после мы спокойно засыпали, полные раскаяния.
Когда я читаю Псалом 50 (написанный Давидом после того, как пророк Нафан противостал Давиду в его грехе), я понимаю, как поверхностны были мои детские извинения. Даже многие из моих раскаяний во взрослом возрасте оставляют желать лучшего.
Часто мы воспринимаем покаяние как заявление — «Мне очень жаль, пожалуйста, простите меня», ставящее галочку и (как мы надеемся) смягчающее нашу вину. Но если мы вчитаемся в 50-й Псалом, то увидим, что покаяние это обращение от греха к Богу — процесс, который не только смягчает вину, но и взращивает глубокую радость.
Так как же нам возрастать в этой дающей радость привычке покаяния? Вот восемь шагов.
1. Определите грех.
Первый шаг к осмысленному исповеданию — это понимание того, что такое грех. Давид использует три разных слова в Псалме 50: “беззакония”, “грех” и “преступление” (в переводе под ред. Кулаковых). Каждый термин был сознательно выбран за его уникальное значение. “Преступление” — это бунт против Божьей власти и закона, “беззаконие” — это искажение установленного порядка, а “грех” – это промах, непопадание в цель. Давид также говорит, что его грех глубок — без преуменьшения или оправдания.
2. Взывайте к Божьей милости.
Псалом начинается так: “Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей…” (Пс.50:3). Здесь Давид взывает о прощении, основываясь на том, что он знает о характере Бога: что Он милостив. Давид знает, что Бог посвящен ему в отношениях “неизменной любви” — и когда мы приходим к Богу в покаянии, мы делаем это благодаря Его завету с нами через Христа.
3. Избегайте самооправдания и смотрите на Бога правильно.
Грех Давида причинил боль многим людям. Он совершил прелюбодеяние, организовал убийство и пытался все это скрыть. И все же он говорит Богу: “Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал” (Пс.50:6). Как такое возможно? Грех это выстрел мимо цели — мимо Божьей цели. Наш грех причиняет боль другим, и мы должны просить у них прощения, но в конечном счете всякий грех направлен против Бога.
4. Взирайте на Иисуса.
Давид пишет: “Окропи меня иссопом, и буду чист” (Пс.50:9). Он знает, что иссоп означает очищение кровью (см. Исх. 24), и он знает, что только кровь может сделать его чистым. Чего он не знает, так это каким образом это будет сделано. Но мы знаем это. У нас есть полное откровение Иисуса, который “однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею” (Евр. 9:26).
5. Просите у Бога сокрушения и исцеления.
Давид молится: “возрадуются кости, Тобою сокрушенные” (Пс.50:10). Когда Бог открывает нам наш грех, это болезненно. Всегда неприятно столкнуться с тем, насколько мы нечестивы. Но подобно врачу, возвращающему в правильное положение сломанную кость, Бог — тот, Кто сокрушает, вправляет и исцеляет.
6. Примите утешение от Духа.
Затем Давид молится: “Духа Твоего Святаго не отними от меня” (Пс.50:13). Но тот факт, что Давид глубоко скорбит о своем грехе, является признаком того, что Дух действует в нем. Вы когда-нибудь были настолько обескуражены своим грехом, что задумывались: “Как Бог может любить меня? Я и не христианин вовсе”. Утешайтесь пониманием, что печаль, которую вы испытываете, является признаком того, что в вас действует Святой Дух, побуждая вас ненавидеть то, что ненавидит Бог.
7. Радуйтесь и провозглашайте истину.
В стихах 15-17 Давид просит Бога сделать его настолько радующимся о своем спасении, чтобы он не мог не возвещать Евангелие другим: “Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою”. Это важно, потому что очень часто мы делаем противоположное — мы погрязаем в своем грехе и отступаем от служения другим, потому что считаем себя недостойными. Но радость прощения должна побуждать нас делиться благой вестью с друзьями, семьей, коллегами и соседями.
8. Решите повиноваться.
Мы можем проделать все вышеперечисленные шаги, но если мы планируем снова грешить таким же образом, тогда благодать на самом деле не укореняется в нас. Бог желает видеть признак истинного покаяния — сердце, “сокрушенное” грехом и истинно “кающееся».
Как писал пуританский пастор Томас Уотсон: “Пока грех не станет горьким, Христос не будет сладким.” Если мы приходим к Богу с сердцем, настроенным на послушание, Он “не презрит его” по причине жертвы Христа за нас (Пс.50:19).
В отличие от моих детских извинений перед сном, практика такого рода покаяния привела к глубокой радости, когда я научилась ненавидеть свой грех и больше любить своего Спасителя. Это также побудило меня открываться другим людям, не стремясь скрыть свой грех, но призывать других молиться за меня и создать сообщество женщин, которые борются с грехом вместе. Как и Давид, я рада рассказывать другим о Божьей благодати и прощении, завися от Христа в каждом шаге на моем пути.
Кэтрин Паркс thegospelcoalition.org, перевод Татьяна Балтабекова ieshua.org
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!