Иисус — беженец и «резня в Вифлееме»

Войны всегда сопровождаются таким явлением, как огромные колонны беженцев. Людей, которые готовы оставить свои комфортные жилища и ехать в неизвестность. Угроза войны толкает их к этому.  Но никто так не понимает беженцев, как Иисус. Ведь история Его рождения начинается именно с бегства в чужую страну.

Давайте посмотрим на эту историю с новой стороны.

Новая перспектива

На картине « Anno Domini» (Святое семейство в Фивах, Эдвин Лонгсден Лонг, конец XIX века) изображается известная история бегства в Египет. Но обычно в этой истории мало внимания уделяется таким деталям: а каково было Иосифу и Марии в этой культуре жить? На что они жили? Не вдаваясь в подробности, мы видим, что художник изображает «святое семейство» чуждыми в новой культуре. Очевидно, что они не вписываются в это сообщество. Чуждые для них не только одежда, пища, благовония, но и религия. Здесь поклоняются тому, что осуждалось в Израиле. Иосиф и Мария – выглядят аскетично, на фоне повсеместного распутства Египта. Однако их сюда направил Бог, чтобы избежать угрозы, которая грозила им на родине.

В рождественской истории есть четыре элемента:

Первая группа — семья беженцев

Перед нами — родившийся Иисус и родители, которая вынуждена эмигрировать в неизвестную для себя страну. Они не знали язык, у них не было там родственников. Им было не просто.

Египет во времена Христа являлся наиболее развитой страной — житница римской империи. Египет кормит все средиземноморье.  Здесь также интеллектуальный центр. Величайшая Александрийская библиотека. Философы, мыслители, торговцы.    Здесь находится огромная диаспора евреев. Именно здесь, в Александрии, были те ученые, которые перевели Ветхий Завет на древнегреческий. Тут появился перевод под названием Септуагинты (3-1 век до н.э) перевод семидесяти старцев.

Но для молодой семьи это время сложных вопросов, на которые они не находят ответ: что дальше? Как нам жить?  Им нужно просто ждать знака от Бога.

Вторая группа — добрые люди

Это были волхвы, которые пришли издалека. Они пришли поклониться родившемуся Мессии. Некоторые исследователи считают, что это были евреи из вавилонской диаспоры, которые хорошо помнили пророчества Ветхого Завета и желали поклониться своему Мессии.

Именно в Вавилоне была особенно развита астрономия. Вавилоняне тщательно следили за звездным небом. Они давали названия планетам, звездам, и пр (открытия вавилонян ). У них были обсерватории. Наблюдая за небесными светилами, они ввели календарь, состоящий из 12 месяцев. Ввели понятие «недели» состоящее из 7 дней. Они различали созвездия и давали им названия, большинство из которых тождественны современным названиям.

И вот эти знатоки звездного неба и библейских пророчеств принесли дары — золото, ладан и смирну.

Обычно, мы обращаем внимание на богословский аспект этой истории. Что значат эти дары?  Золото, возможно это символ царя, ладан — священника, а смирна – пророка или жертвы.

Но, размышляя об этих образах мы можем упустить из виду практический аспект в этих дарах.

Золото это был крайне необходимый ресурс, чтобы молодая семья могла прожить в Египте. Хоть Египет и был развитой цивилизацией, но с социальной помощью там все обстояло плохо. Ее просто не было. А молодой семье нужно было на что-то жить.  И поэтому этот дар был «соц.помощью» авансом.  На это золото Иосиф и Мария смогли не голодать в Египте. Благовония (ладан и смирна), также была бы ликвидна в этой стране.  Люди, которые оказываются в чужом городе, отлично понимаю, насколько важно есть ли добрые люди, которые отрывают свои кошельки для служения.

Вероятно, волхвы не смогли бы предвидеть такой поворот событий, что семья, к которой они пришли подвергнется ужасной опасности. Но Бог управлял всеми ресурсами. И снабдил молодую семью всем необходимым для жизни на чужбине.

Третья группа — злодеи

Ирод и воины

Раз есть беженцы, то значит и есть тот, который является источником угрозы.

Ирод, это личность весьма значима для Израиля. Он очень много сделал для этой земли. Он по-своему «поднял с колен» свою землю. Важнейшим делом Ирода Великого была реконструкция Второго Храма (Храма Зоровавеля). В пригороде Иерусалима построил амфитеатр. Под его руководством построен средиземноморский порт Кесария. Реконструирована Самария. И прочее, и прочее. Его было за что уважать. Но в историю, Ирод вошел, благодаря своей одной особенности — он постоянно беспокоился о безопасности личной и своего престола. И уничтожал любого, даже своих сыновей, кто только мог потенциально претендовать на его позиции.

Резня в Вифлееме

Ирод решил, что родившийся младенец Иисус – является угрозой. И нужно превентивно нанести удар, ведь если не он, то значит его. Ирод старался всегда действовать с опережением, нужно быть на «шаг впереди всех». Именно поэтому о нем говорили, что лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном. Так больше шансов выжить.

И он отдает приказ уничтожить всех мальчиков до двух лет, это были избыточные рамки, но, чтобы наверняка.  И воины устраивают «резню в Вифлееме». Не думаю, что кому-то в голову приходила мысль, о том, что воины не виноваты в убийстве младенцев, ведь просто исполняли приказ. Есть определенные границы и для военных, когда они должны отказываться исполнять приказ.

И еще одно качество Ирода, это постоянно ощущать себя униженным, ему часто казалось, что над ним издеваются, смеются и не уважают.  Чувство обиды толкает авторитарного правителя на преступления. И это чувство подменяет справедливость.  «Ирод, увидел себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже по времени, которое выведал от волхвов».

Неужели кто-то думал, что волхвы спровоцировали геноцид детей в Вифлееме?  Можно ли предложить волхвам, пойти на уступки Ироду и таки рассказать, где Мессия?

Не слышал таких версий.

Четвертая роль – жертвы

«Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться»

Это люди, которые не успели, в силу разных обстоятельств, уехать из зоны опасности. И они пострадали от действий войск безумного Ирода.  Это люди, которые потеряли своих родных, близких. Они плачут, они не могут утешиться. И не могут принимать никакое поверхностное утешение. И этот плач слышен, и он велик.

Действительно, плач Рахили дойдет до многих. Он затронет сердца людей, которые были далеки и ничего не слышали об этом.  Вопль матерей, потерявших детей, подделать невозможно или объявить, что это фейк или инсценировка. Это самый убедительный аргумент в бесчеловечности Ирода.

Евангелие для беженцев

В чем благая весть для беженцев исходя из этой истории:

1. Иисус. Он понимает всех беженцев, потому что сам был таковым, когда родился на этой земле. Он понимает людей, которые вынуждены бросить свои комфортные жилища и ехать в полную неизвестность. Он рядом с теми, которые вынуждены бежать и обустраиваться в чужих городах.

2. Добрые люди. Бог безусловно вершит историю и занимается великими вопросами геополитики. Побуждает императоров делать перепись людей только для того, чтобы семья Иосифа оказалась в Вифлееме. Он занимается вопросами космоса – когда выводит новые звезды на небосвод. Но при этом Он не забывает и о маленьких, но практических вопросах – содержания беженцев в новых землях. Дары волхвов оказались очень важным ресурсом для их жизни на чужбине. Конечно, Бог будет разбираться с армиями, климатом и правителями, но Он не забудет и о содержании тех, которые оказались в сложных условиях.   Сейчас многие беженцы, встречают добрых людей, которые либо лично, либо используя гос. институции помогают обустроиться. Кто оказался в вынужденном переселении, тот обязательно встретит таковых и это милость Божья.  Обращайте внимание на это, ведь через руки этих добрых людей вам служит Господь, который уже заранее расположил их сердца.

3. Ирод. Как в древности, так и сейчас есть безумные правители, которые вечно озабочены своей безопасность. Они уверенны, что у них есть права наносить превентивные удары по всем, кто может когда-то в будущем представлять опасность. Что типично, для любого человека, страдающего паранойей. А еще таковым все время кажется, что им и их стране не оказывают должного уважения. Смеются. Притесняют.  Поэтому они убеждены, что их вынудили к атакам. Но благая весть состоит в том, что Ироды умирают …. «по смерти Ирода, се Ангел Господень является во сне Иосифу».  И как говорят историки, он умер очень скоропостижно и мучительно, после «резни в Вифлееме».  Не дожив и до 70 лет (!). Интересный факт.

«Сроки безумств у Иродов ограничены»

4. Рахиль. Это, наверное, самое тяжело в этой истории. Но Господь способен сделать то, что не могут сделать люди. Да, забыть такое невозможно, но можно с этим жить. Бог творит невозможное. Может ли Бог понять, что такое потерять ребенка? Да, Отец видел своего Сына умирающим на кресте из-за любви к миру. Он понимает… И Он способен утешить.

И последнее

Иосиф и Мария, спустя время, когда их позвал Ангел, оставили более развитую цивилизацию, и вернулись, жить и служить в своем маленьком селе – Назарет.  Есть время уезжать, но и есть время возвращаться.  Кто то останется, а кто то и вернется в свои маленькие и уютные городки.

Роман Калашников blagovestie.today

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!