«Наше представление о Боге наиболее полно характеризует нас самих» – пишет Эйден Тозер в своей книге «Величие Бога» (Глава 1). И далее – «Тайный закон нашей души влечёт нас к образу Бога в нашем сознании».
Тозер прав: наше представление о высшем, чистейшем, наилучшем неизбежно формирует нас. Это не зависит от того, верим ли мы в библейского Бога, или в Одина, в судьбу или нечто, звучащее более по-мирски – в науку, деньги и прочее. У всех нас есть свой “бог”, и именно он ведёт нас по жизненному пути. Ментальный образ Бога определяет наши желания и решения. Но верно и обратное – наши желания и решения также влияют на наше представление о Боге. И по своей природе падшие люди создают бога по своему образу, ведь душа человека, словами Жана Кальвина, всегда являлась кузней идолов (Наставления в христианской вере, Книга 1, Глава XI). Мы рисуем в своём воображении удобных богов и действуем соответственно.
Так же, как для личного уровня, это справедливо и для социума. Вы когда-нибудь замечали, что воинственные народы поклоняются воинственным божествам? Философы рисуют себе совершенный разум. Крутые мечтатели мечтают о крутых богах. Небеса играют роль гигантского зеркала. Уверенный в том, что вижу божественную реальность, на самом деле я вижу только себя. Говоря “Бог”, я имею в виду «Я» – с большой буквы. Это означает, что разговоры о Боге как неизбежны, так и чрезвычайно сложны. Как же нам докопаться до истины?
“В начале”
Один из способов прийти к своему видению Бога – ответить себе на вопрос: что было “в начале” – прежде людей, планет, элементарных частиц? Если бы вы могли “перемотать” историю вселенной и вернуться назад как можно дальше, что бы вы обнаружили?
Я думаю, что возможны четыре основных ответа. Они не являются взаимоисключающими и могут пересекаться. Но в целом представление каждого о конечной реальности заключается в определённом сочетании четырёх возможностей.
1. Ничего
На вопрос “Что было до Вселенной?” многие ответят: “Ничего. Вселенная – это всё!” Сколь бы ни был распространённым этот ответ, стоит задуматься, что он совершенно неочевиден.
Вообразите небытие. Не полую протяжённость пустого пространства. Не тёмную, звенящую пустоту. Не пустой участок, на котором мог бы быть образован космос. Ничто: совершенное отрицание. Не нечто – вообще ничто. И затем, внезапно, ничто превращается во всё – без причины. Думая об этом, вы представляете, что это самое необычное событие, которое можно вообразить? Как христианин, я верю в непорочное зачатие Иисуса, но появление вселенной из ничего и без какого-либо создателя совершенно немыслимо! Фокус наивысшего уровня: пустой рукав, без рукава, без фокусника, никаких объяснений. Волшебство чистой воды, из ниоткуда.
Но даже если бы такое чудо имело место, что же из этого следует? Что нам следует думать о смысле жизни, если мы все взялись из ниоткуда? Может и нам попробовать создать что-то из ничего? Трудно отделаться от мысли, что всё это, по сути, бессмысленно.
2. Хаос
Возможно, за всем этим стоит случай? Есть силы, действующие безо всякой причины и цели. Мы часто слышим “научные” версии истории хаоса: она полна взрывами и дикими совпадениями. С другой стороны, есть и религиозные версии этой истории, полные капризных богов и бесконечных сражений. Какую бы историю нам ни преподносили – научную или духовную – человечество оказывается под перекрёстным огнём. Кому-то везёт, кто-то выживает; но все оказываются погружёнными в этот хаос.
Если бы в этом заключалась окончательная история мира, то в чём смысл жизни? По сути – это была бы борьба.
3. Силы
Это популярная альтернатива истории хаоса. В этой концепции реальностью правят высшие силы – иными словами – нерушимые законы природы. Если это так, то наша психология определяется биологией, которая сводится к химии, которая сводится к физике – взаимодействию молекул, которые сталкиваются друг с другом, как бильярдные шары.
Религиозные люди порой принимают эту теорию о высших силах. Религиозные люди весьма склонны представлять Бога как Всемогущего Одиночку, пребывающего в недостижимом уединении. Одинокий бог – это просто сила. Любовь в этой концепции вторична и может возникнуть лишь как следствие действия этой силы. И поэтому жизнь в такой вселенной, в конечном счёте, является рабством.
Но Иисус смотрит на это иначе. Иисус говорит, что в начале была любовь.
4. Любовь
Когда мы говорим о “начале”, мы предполагаем. Слова Иисуса о “начале” – это свидетельство очевидца. Иисус говорит, что Он был там.
В ночь перед крестной смертью Иисус молился,
“Отче! … Ты … возлюбил Меня прежде основания мира” (Иоанна 17:24).
Иисус утверждает, что Он был прежде вселенной – так же, как и Отец, к которому Он обращается в молитве. И то, что Он видел, – это вечный источник любви и радости, устремляющийся от Отца к Сыну. В начале было не ничто, не хаос, не силы, но Ниагарский водопад любви и наслаждения. И в то же время Иисус молится о том, чтобы Его последователи были с Ним в этой жизни любви:
“Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною” (Иоанна 17:24).
Это – ошеломляющее видение высшей реальности. Оно даёт нам основание для самых сокровенных упований. Мы чувствуем, что любовь всё превосходит. Но Иисус открыл нам, почему это так – потому что Бог, пребывающий надо всем, Сам есть любовь. Что это говорит нам о смысле жизни? Найти своё место в этой любви и принести весть о ней другим.
Отверстые небеса
Тозер прав. Наше представление о Боге является в нас самым важным. Если мы считаем, что конечная реальность, по сути, является абсолютным ничто, то наша жизнь бессмысленна. Если реальность – это хаос, то жизнь – просто борьба. Если реальность – это проявление слепых сил, то жизнь является рабством. Вот почему исключительно важным для нас является Самооткровение истинного Бога. Откровение Бога – наше единственное спасение от созданных человеком богов и безысходных взглядов на жизнь. И поэтому наша благодарность за небеса, отверзшиеся нам при реке Иордан, простирается в вечность.
“И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Матфея 3:16–17).
Здесь Ниагарский водопад любви открывается нам: Отец, полный радости в Своём Сыне, исполняет Его Святым Духом. Будь вы способны перемотать время к “началу” вы бы не смогли найти подобной любви. И в грядущей вечности её границ вам не узреть. В Иисусе Бог открывается нам совершенным и непревзойдённым образом. Отец, Сын и Святой Дух едины в Своей цели как до, так и после сотворения вселенной.
Но Христос пришёл не просто явить это нам. Совершенный Сын Божий отождествился с нами в крещении, чтобы мы могли стать едины с Ним. Он призывает нас к Себе, чтобы мы могли объединиться с Ним. И в водах крещения мы призваны встать с Иисусом – встать под отверстыми небесами. Мы видим то, что видит Иисус, и мы слышим то, что слышит Иисус. Во Христе мы принимаем Его Дух как свой Дух. Мы принимаем Его Отца как своего Отца. И любовь, пребывающая в вечности, становится нашей.
У каждого есть своё подобие бога. В сознании каждого есть то, что он считает превыше всего – это и определяет всё, что мы делаем, говорим, чувствуем и думаем. Но только вопрос не в том – есть ли у нас Бог? Вопрос в том – какой у нас Бог? С Иисусом истинные небеса открываются нашему взору, и от восторга у нас перехватывает дух.
Глен Скривенер Desiring God, перевод ieshua.org
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!