Имеет ли значение, в какой одежде я прихожу в церковь?

Недавняя статья “Почему нет такого понятия, как “христианский вид”” вызвала среди читателей довольно оживленную дискуссию насчет того, как христианам следует одеваться вообще – и для утренних воскресных богослужений в частности. Чтение различных мнений побудило и меня поделиться некоторыми мыслями по этому поводу.

Все эти мнения объединил один вопрос: имеет ли значение, в какой одежде я прихожу в церковь? Поэтому я постараюсь фокусироваться именно на этом вопросе, не отвлекаясь на другие близкие темы – какими бы важными они ни были. Я не буду касаться, например, таких вопросов, как “каким должно быть богослужение” и “что делает одежду скромной”, хотя они и очень важны.

Итак, как же люди отвечают на вопрос, имеет ли значение, в какой одежде я прихожу в церковь (воскресным утром)?

1. Этот вопрос настолько незначителен, что не заслуживает обсуждения.

Я понимаю, откуда происходит такой взгляд. Действительно, одежда не столь важна, как спасение. Но в Боге есть одна чудесная черта: Его заботят многие детали в нашей жизни. Ему не все равно, “во что одеты” полевые лилии. Он обращает внимание даже на то, сколько волос на нашей голове. И Он – Тот, Кто дал одежду Адаму и Еве, когда из-за своего греха они познали стыд наготы (Мы многое могли бы здесь добавить из первых глав Бытия, если бы у нас было время).

Конечно же, не следует позволять, чтобы этот вопрос разделял нас. И все же, я считаю благоразумным предположить, что Богу не все равно, как одеваются те, кто носит Его образ.

2. Люди должны “наряжаться” для утреннего воскресного богослужения, потому что Бог – Царь, и мы входим в Его присутствие.

Это звучит убедительно для меня. Но те, кто не соглашаются с этим мнением, предлагают среди прочих аргументов следующие:

  • Богу все равно, как мы одеваемся. Он смотрит на сердце.
  • Если мы хотим быть последовательными, придерживаясь этой точки зрения, то должны “правильно” одеваться и на всех других богослужениях, включая вечерние собрания по воскресеньям и средам, которые считаются менее торжественными.
  • Если мы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотим быть последовательными, то должны постоянно «наряжаться», потому что всегда находимся в Божьем присутствии.
  • В любом случае, все, что Новый Завет говорит нам об одежде, не содержит каких-либо наставлений касательно особого облачения для богослужений (1 Тим. 2).

Также Карл Ватерс высказал идею, которую я нахожу интригующей: “Разумеется, для встречи с  Царем нужен дресс-код – пока вы не дети Царя, конечно. А мы – дети”.

Полагаю, кто-то может возразить, что в некоторых торжественных случаях даже дети царя наряжаются. И здесь возникает вопрос: есть ли что-то особенное в наших церковных собраниях – что-то такое, что выделяет их из массы событий обыденной жизни? Думаю, что в нашем случае ответ должен быть “да”. Мы собираемся как Тело. Мы участвуем в причастии. И т.д.

Но даже утвердительный ответ на этот вопрос обязательно ли означает, что мы ДОЛЖНЫ наряжаться? Если честно, новозаветные повеления насчет богослужений не содержат требований одеваться на наших собраниях каким-то особым образом. Поэтому использование таких слов, как “должны”, “обязаны”, является законничеством, когда мы говорим о нашем внешнем виде на богослужениях.

Если мы одеваемся как люди, желающие во время собраний почтить Бога даже своим внешним видом, тогда это здорово! Если же это легализм или предмет гордости, тогда это грех.

3. Одежда не имеет значения, потому что Бог смотрит на сердце.

Уверена, что это заявление содержит неоспоримую истину. Действительно, для Бога важнее то, что происходит в нашем сердце, чем наша внешность. Именно это Он сказал когда-то Самуилу (1 Цар. 16). Если мы больше обеспокоены одеждой людей, чем состоянием их душ, значит, с нашей точкой зрения что-то в корне неверно. Не наше дело судить о людях по их внешнему виду, потому что мы – не Бог и не можем знать, что в сердце другого.  

Тем не менее, я не согласна, что мы должны заходить в этом вопросе так далеко, чтобы относиться к одежде как к чему-то, что вообще не имеет никакого значения. Кто-то сказал, “Так как поклонение – это вопрос сердца, я убежден, что мы не должны полностью исключить идею, что Богу не все равно, в чем мы приходим в церковь, потому что внешность часто отражает наше внутреннее состояние”.

В 1 Кор. 10:31 Павел пишет: “Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию”. Одежда – один из способов выражения нашего отношения к тому, что Бог дал нам, — к нашему телу. Мы можем через свою одежду или прославлять Бога или не прославлять. Также наше облачение раскрывает кое-что о нашем восприятии себя, своей идентичности. В то же время очень часто мы не можем точно сказать, что именно говорит о человеке его одежда.

Вот, что я имею в виду, когда говорю о связи между нашей одеждой и нашей идентичностью. Какое-то время я смотрела телешоу “Как не нужно одеваться”, где два стилиста приглашали кого-нибудь, кто одевался ужасно безвкусно, и “приводили его (ее) в порядок”. Когда я впервые увидела это шоу, то сочла его поверхностным развлечением. Но чем больше эпизодов я смотрела, тем больше осознавала, что на шоу происходит что-то более глубокое, чем мне вначале казалось. Во многих случаях стилисты, помогая женщинам изменить внешний имидж, затрагивали и сферу их идентичности. Например, у некоторых женщин ранее практически не было времени для своей внешности, потому что они считали себя всего лишь домохозяйками и до крайности были сфокусированы на служении другим. Другие же чувствовали себя привлекательными, лишь когда одевались чрезвычайно сексуально, поэтому им тяжело было “чуть больше” прикрыть свою наготу, так как в этом случае они считали себя некрасивыми.

Я не хочу здесь допускать ошибку некорректного обобщения и не утверждаю, что одежда важна для всех женщин. Также я не знаю, как это происходит у мужчин – полагаю, есть отличия, но вполне может быть и что-то общее с женщинами. Мы не должны игнорировать влияние одежды на нашу идентичность, несмотря на то, что состояние нашего сердца намного важнее нашего внешнего вида.

Разумеется, состояние нашего сердца имеет абсолютное значение. Кто-то может “из уважения к Богу” носить в церковь костюм и в то же время гордиться этим костюмом, считая себя выше тех, кто пришел в лохмотьях. В данном случае важно именно то, что происходит в его сердце. Бог хочет видеть нас в “одежде смирения” – чтобы мы почитали один другого выше себя. Потому что “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать”.

Если внешний вид побуждает нас осуждать других, смотреть на них свысока или оценивать их по одежде, мы грешим. Иаков строго осуждает это (Иак. 2). Даже если мы не осуждаем других, но, сами того не замечая, заставляем окружающих чувствовать себя в церкви чужими, следует отнестись к этому очень серьезно.

4. Мы должны одеваться, так, чтобы “отделяться” от мира.

Я знаю: только что я сказала, что одежда кое-что говорит о нашей идентичности. Но в то же время считаю, что с этой идеей часто заходят слишком далеко. Частично такой перегиб происходит из той метафоры, что Бог меняет нас изнутри подобно тому, как мы меняем свое облачение. Я уверена, что многие люди вносят изменения в свой гардероб, по мере того как духовно возрастают в своем хождении с Иисусом. Но советую быть очень осторожным здесь, чтобы не придумывать ненужных правил для всех. Действительно ли есть что-то плохое в короткой женской стрижке? В окрашенных волосах? Полагаю, что нет.

Не люблю говорить о скромности, потому что церковь часто неудачно преподносит эту тему. Но скромность – библейская идея, поэтому я скажу об этом несколько слов. Когда я была моложе, то одевалась не совсем скромно. Я уверена, что это был своего рода бунт в моем сердце и духовная незрелость. Но некоторые люди одеваются вызывающе без всякого злого умысла; они просто не осознают, что делают.

Снова-таки, хотя одежда обнаруживает кое-что в нашем внутреннем человеке, опасно делать какие-то выводы о людях лишь на основании их внешнего вида.

Что еще важнее, я не верю, что 2 Кор. 6:17 имеет какое-то отношение к тому, как люди одеваются. Павел призывает: “Выйдите из среды их и отделитесь”. Перед этим он предупреждает: “Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными” (2 Кор. 6:14), т.е. с теми, кто не следуют за Богом. Здесь не идет речь о внешнем, поверхностном отличии верующих от неверующих. Поэтому я сомневаюсь, что этот текст уместен в дискуссиях об одежде.

5. Мы не должны наряжаться, потому что Иисус никогда не наряжался.

В основе этого утверждения, как я понимаю, лежит предпосылка, что следование за Иисусом как за примером для подражания, означает, что мы должны одеваться так, как Он одевался. Если мы не хотим, чтобы во всех церквях пошло брожение – мол, наше служение во всех деталях должно походить на служение Иисуса, – следует признать аргумент не совсем удачным. Возможно, вы как раз в числе тех, кто настаивает, что мы должны копировать Иисуса во всем. Это ваше право. Но я пока еще не убеждена в этом.

Иисус не учил людей, что следует носить на богослужение, да и культура наша весьма отличается от культуры Его времени. Если вы соглашаетесь, что поклонение в разных культурах может быть разным, тогда вам следует признать, что в некоторых культурах люди могут наряжаться на богослужения, а в некоторых нет.

6. Культура не имеет значения. Главное – что говорит Библия.

Разумеется, имеет главное значение то, что Библия говорит; и то, что говорит Библия, важнее культуры. Но Библия не содержит таких правил, как “верующие должны собираться в храме” или “мужчины всегда должны носить галстуки”.

Библия говорит о скромной одежде (1 Тим. 2). Полагаю, можно привести веские доводы в пользу того, что Павел здесь предостерегает от эгоистичной экстравагантности в манере одеваться, но не устанавливает правила, запрещающего косметику и украшения.

Если Библия не дает конкретных правил насчет одежды, тогда содержание нашего гардероба определяет наша культура – и это нормально! Кто-то в африканском племени приходит для поклонения Богу в одежде, отличающейся от того, что ношу в церковь я здесь, в Соединенных Штатах. Это чудесно. Здорово, что нет никаких оснований навязывать друг другу ненужные правила.

И вот, к кому выводу я на данный момент пришла:

Посещая церковь, мы должны одеваться так, чтобы это было уважительно по отношению к Богу, по отношению к окружающим и соответствовало нашему культурному (и субкультурному) контексту.

Вот некоторые вопросы, которые следует задать себе, решая, что надеть для утреннего воскресного богослужения:

  • Наша одежда чтит Бога или разоблачает наш эгоцентризм?
  • Надеваем ли мы ту или иную вещь с чувством радости и благодарности Богу, сотворившему нас такими, какими мы есть?
  • Чутки ли мы к чувствам окружающих и проявляем ли к ним уважение своей одеждой?
  • Является ли наш выбор одежды проявлением человекоугодничества? Живем ли мы в страхе осуждения?

Последний вопрос может показаться несерьезным или неважным, но я считаю его заслуживающим внимания. Например, я не решаюсь надеть шляпку, которая мне нравится, только потому, что такие мало кто носит, и я могу показаться окружающим странной. В большинстве случаев, однако, я получаю комплименты за нее, а другие женщины признаются, что по той же причине боятся надевать и свои некоторые шляпки!

Хотя мой пример довольно примитивен, он иллюстрирует проблему нашего сердца: страх перед людьми. Полагаю, будет правильным всегда отдавать себе отчет, принимаю ли я какое-то решение из страха перед людьми – включая и те решения, которые касаются моей одежды.

Я не знаю, что будет приемлемым для вас.

“Приемлемая одежда” зависит от конкретного культурного контекста и конкретной общины. Если вы – пастор, обдумывающий этот вопрос, рекомендую вам просмотреть комментарии на этом посте Тома Райнера. Многие эти комментарии отражают мнения пасторов, их опыт и те трудности, с которыми они сталкиваются, стараясь уважительно относиться как к старшим членам своей церкви, так и к молодым – и при этом сохранять в общине дружелюбную атмосферу.

Я особенно оценила слова одного пастора о важности водительства Святого Духа в принятии решений – в том числе и в вопросе одежды. Он пишет, что Святой Дух побуждал его одеваться менее формально. Он не отстаивает какой-то конкретный стиль одежды как важный и необходимый для проведения богослужения. Он больше указывает, что “во всех сферах служения крайне важно быть послушным Святому Духу. Если мое сердце не реагирует на голос Святого Духа и не наполнено сочувствием к тем, кому я служу, этого не спрячешь ни за костюмом, ни за галстуком”.

Если ваша церковь собирается в салоне красоты, то, возможно, нет особого смысла надевать традиционную “церковную” одежду. Но если вы посещаете церковь более строгих правил, тогда, скорее всего, следует одеваться более формально, демонстрируя этим уважение к другим. Но если вы ходите в церковь, состоящую в основном из бездомных, то появление в ней в изысканной одежде будет, скорее всего, проявлением нетактичности и бесчувственности. Следует учитывать, кто приходит на собрания и где происходят собрания.

Таковы мои соображения по этому вопросу!

Джессика Маузер Church Leaders, перевод Голос Истины

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!