Что несет за собой экуменизм. И это хорошо или плохо?

Об экуменизме много говорят, но часто понимают под этим понятием разные вещи, потому что у слова несколько определений.

  1. Под экуменизмом принято понимать общение христианских конфессий, несмотря на догматические различия между ними. Такой экуменизм – диалог между Православной Церковью и иными христианскими организациями, направленный на углубление взаимопонимания и координацию взаимных действий в нехристианском мире. Этот диалог не предполагает создание некой единой организации или корректировку догматов. Он требует лишь взаимной любви и открытости на основании веры в Богочеловека Иисуса Христа.
  2. Под экуменизмом можно понимать либеральное течение с тенденцией к объединению различных конфессиональных направлений в рамках одной церкви. Подобная форма экуменизма отрицается Православием, поскольку искусственное создание «новой церкви» будет отрицанием уже существующей, сохраняющей апостольскую преемственность и неповрежденное догматическое учение, приведет к умалению христианской духовности, ибо будет исходить из пренебрежения благодатными дарами Церкви и всеми сокровищами святоотеческой мудрости.
  3. Под экуменизмом также иногда понимают учение о возможном объединении всех религий в некой новой (синкретизм). Такое понимание экуменизма свойственно, например, неоязыческому движению нью-эйдж. Оно является подчеркнуто антихристианским.

Доктринальный диалог сближает

Руководитель Совета по вопросам экуменизма при польском епископате монсеньор Кшиштоф Ниткевич отметил, что доктринальный диалог сближает верующих разных конфессий«Мы не знаем, когда и в какой форме наступит единство, наша задача – это молитва», — сказал польский иерарх. Он подчеркнул, что «это единство в любом случае будет единством в разнообразии», и добавил, что сегодня нет недостатка в противниках экуменического движения, даже в научной среде. Экуменизм называют причиной кризиса в Церкви и даже ересью, но «настоящая ересь — это осуждение экуменизма», — сказал епископ Кшиштоф Ниткевич.

Сближение вероучений — утопия

Сергей Головинпрезидент Христианского Научно-апологетического Центра, президент международного просветительского общества «Человек и христианское мировоззрение», декан Межвузовского факультета апологетики христианства, член редакционной коллегии журнала «Богословские размышления».

Сближение вероучений — утопия. Слишком болезненно каждая церковь формировала своё. А в постсоветском пространстве есть ещё и своя особая причина для догматической ревности среди ещё незрелых церквей: скажи мне, какова твоя доктрина, и я скажу, кто твой спонсор. Апостол учит, что разномыслия — не беда (1 Кор 11:19). Лишь бы они не переходили в деноминационную гордыню.
Если же под экуменизмом понимать, что у Господа есть только одна Церковь, и мы во всем своём разнообразии несём одно служение, каждый — по-своему, то в этом я не вижу никаких проблем.
Лишь бы мы не отходили от старого доброго принципа: в главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь.

ТБН об экуменическом богослужении, которое прошло в Санкт-Петербурге

«Христианский» экуменизм — заблуждение протестантов и католиков?

Из книги «Православие и религия будущего», иеромонах Серафим (Роуз)

«Христианский» экуменизм в своем наилучшем варианте представляет собой искреннее и понятное заблуждение протестантов и католиков, – заблуждение, которое заключается в том, что они не умеют понять, что видимая Церковь Христова уже существует и что они находятся вне ее. «Диалог с нехристианскими религиями», однако, – это нечто совсем иное, он представляет собой скорее сознательное отрицание даже этой части христианской веры и самосознания, которую еще сохраняют некоторые католики и протестанты. Это продукт не просто человеческой «доброй воли», а скорее дьявольского «наваждения», которое может покорить только тех, кто уже настолько удалился от христианства, что стал по сути дела язычником, поклоняющимся «богу века сего» сатане (2Кор. 4:4), и бегущим за любой новой модой, которую способен внушить этот сильный бог.

Экуменизм — хорошая идея на взгляд человека

Евгений Панов, музыкант, писатель, помощник пастора в церкви «Новая Жизнь» (Усть-Каменогорск, Казахстан):

Экуменизм. Много раз я слышал это красивое слово! Но значение и, наверное, абсолютную невозможность его исполнения на практике, я впервые увидел за одним круглым столом, где собрались представители различных конфессий. Вернее, их собрали представители государственной власти для диалога о духовном единстве и толерантности… Все шло прекрасно, если не считать, что кто-то смотрел на часы, в телефон, в окно, на дверь… И вот кто-то из журналистов, восхищённо отзываясь о демонстрации единства среди духовенства, задал неудобный вопрос об экуменизме. Пока одни пытались понять, о чем идёт речь, а другие собирались с мыслями, чтобы дать политкорректный ответ, один батюшка не растерялся и лаконично сказал «нет» любому проявлению экуменизма.

Думаю, что экуменизм — хорошая идея, на взгляд человека. Скорее всего, она рождается в глубине тех самых наших чувств, которые заставляют человека скучать по братству, товариществу, единству, и миру во всем мире. Думаю, что и неверующий, не принадлежа ни к одной общине, может неосознанно озвучить саму идею экуменизма: «Да этих церквей расплодилось тут, всяких разных, не могут, что ли заодно быть?!». А верующим всегда не дают покоя слова Христа, «быть едиными». Так и живём, перешагнув через порог в 21 столетие без заметных признаков экуменизма! Уверен, что пока есть дьявол и испорченная природа у человека, то глобального единства не получится — так отдельные фрагменты.

Однако Господь не дремлет и не спит, продолжая созидать СВОЁ ЕДИНСТВО! На взгляд людей это может выглядеть безумным и нереальным, но Бог не спрашивает ни у кого совета на этот счёт. Слова Апостола Павла в послании к Ефесянам 4:13: «Все придём в единство веры, единство познания Сына Божьего, в меру полного возраста Христова», — обнадёживают, открывая другие критерии, где нет единства на основе традиций, литургий, и т.д., но есть общее для каждой церкви — вера и познание Христа.

Считаю, что христианским церквям нужно идти на диалог друг с другом, нужны совместные проекты, и многое другое, что позволит выразить красоту духа, но в деле единства лучше положиться на Господа, чтобы в итоге увидеть Его потрясающую работу во всем Теле Христовом!

Диакон Андрей Кураев: «Слово «Экуменизм» — это слово-ловушка»

Сейчас в экуменическом движении кризис

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

Сейчас в экуменическом движении кризис. И источником кризиса являются те православные богословы, которых наша внутренняя консервативная православная же оппозиция обвиняет в предательстве православия. Мы являемся источником кризиса, потому что в Канберре, на генеральной ассамблее Всемирного Совета Церквей, и после нее мы — представители не только русской, но всех поместных православных Церквей — заявили о том, что настало время коренных, принципиальных перемен в жизни Всемирного Совета Церквей и всего экуменического движения. Ведь проходят десятилетия, а реального сдвига в плане богословского диалога и сближения позиций, к сожалению, не существует.

Но существует реальный сдвиг в плане совместного свидетельства о Христе, в плане межцерковной помощи и, кроме того — что сейчас очень важно — в выработке общехристианских оценок того, что происходит с нашей человеческой цивилизацией. Позиция по экологии, по экономическим, политическим и социальным проблемам, которые волнуют всех, которые являются знаками кризиса нашей цивилизации — здесь есть определенный сдвиг. Так что прежний образ экуменизма, связанного с пропагандой, отсутствие гласности и знания об экуменизме и — действительно кошмарная ситуация в межконфессиональных отношениях, которая сейчас складывается на территории бывшего Союза. Униатское наступление на Западной Украине перечеркнуло все результаты почти тридцатилетних наших отношений с Римо-Католической Церковью. Началась межконфессиональная война. И тем людям, которые иногда буквально проливают свою кровь на Западной Украине, сейчас говорить о диалоге — все равно, что махать красной тряпкой. И реакция немедленная: кто говорит в таких условиях о необходимости продолжать диалог, является в глазах православных пособником католиков. Но на самом деле, хотим мы или не хотим — другого пути нет. Есть только путь диалога: с католической Церковью, с протестантскими церквами. И несмотря даже на разрастающийся межконфессиональный конфликт (который часто смыкается с межнациональным конфликтом) нет другого пути, и мы должны продолжать диалог, потому что иначе — только война.

Это не идеология, не программа, это — стиль жизни

Владимир Татарников, пастор евангельско-лютеранской церкви 

Именно сотрудничество и примирение различных христианских конфессий — одно из лучших свидетельств Евангелия в мире и призыва Христа, чтобы были все едино.

Есть ряд экуменических документов, но экумена не должна существовать только на бумаге. Это не идеология, не программа, это — стиль жизни, который содержит в себе четыре основы христианской жизни: общение, молитву, свидетельство и служение ближнему.

Сегодня от нас, христиан, зависят взаимоотношения между нами.

Лютеранская церковь всегда готова к открытому диалогу с представителями христианских конфессий.

Никто не должен приносить свою идентичность в жертву экумене, но должен признать за другими право на существование. Тому, кто ярко осознает свою идентичность, проще принять идентичность другого. Одним из ярких примеров служения ближнему является взаимодействие в социальной сфере, и один из таких примеров — сотрудничество католического «Каритас», православного социального отдела и лютеранского дьяконского центра.

Видя примирение между христианами, люди быстрее находят путь к примирению друг с другом и с Богом.

23 января 2017 года, Москва,  прошло экуменическое богослужение, посвящённое Неделе молитв о единстве христиан

Когда придет царствие Христа никакого деления не будет

Артур Симонян, пастор церкви «Слово жизни» в Армении:

Слово Божье говорит, что, когда придет царствие Иисуса Христа — мы все будем едины. Например, есть черкесы. У каждого черкеса своя семья, но все вместе они называются черкесы. Также и христиане — они все называются христиане, но каждый имеет свой дом, свою семью, свои отличия. Если мы будем все вместе одной семьей, то ничего не произойдет. Потому что, то видение, которое я имею, и то видение, которое ваш пастор имеет они абсолютно разные. И через это тысячу разных дел можно делать. Если мы объединимся и будем ходить друг за другом… Многих дел не сможем сделать. Другая сторона вопроса — когда мы имеем единство в духе. Молимся друг за друга, постимся, и каждый делает то, что Господь призвал его делать. Но когда придет царствие Иисуса Христа — конечно, никакого деления не будет.

Экуменические отношения не являются чем-то вторичным в жизни Церкви

Папа Римский Франциск: 

Кровь христианских мучеников даст импульс новой эре в истории экуменического движения.

Страдания наших братьев и сестер призывают всех христиан к совместному свидетельству о радости, о защите жизни и человеческого достоинства, о борьбе за мир и справедливость.

Существует крепкая нить, связывающая нас, несмотря на все разделения, – это свидетельство христиан, принадлежащих к разным церквям и к разным традициям, но ставших жертвами гонений и насилия исключительно по причине их веры.

Экуменические отношения не являются чем-то вторичным в жизни Церкви. Кто-то хотел бы, чтобы за последние 50 лет мы добились более заметных результатов на пути к единству. Несмотря на все трудности, мы должны в большей степени довериться силе Духа Святого, Который может нас примирить и сделать то, что кажется невозможным.

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!