Как избавиться от синдрома «мегацеркви»

Новый феномен «мегацерковь»

За последние 30 лет количество мегацерквей по всему миру очень резко возросло. В США 30 лет назад было около 300 мегацерквей (Это церковь, где посещаемость составляла больше, чем 2 000 человек), а сегодня существует больше 1 500 таких церквей. Из них 50 имеют среднюю посещаемость более 10 000 человек!

Конечно, этот тренд не только в США, сегодня много мегацерквей в Южной Америке, в Корее и в Африке. В Украине также есть намного больше больших церквей чем было 30 лет назад! При коммунизме мегацеркви, конечно, же не существовали. Но сегодня в крупных городах Украины нетрудно найти церковь в 500 членов или больше.

Почему я об этом говорю? Потому что явление «мегацеркви» имеет огромное влияние на то, как мы думаем о церковном служении, и на то, как мы понимаем нашу роль в церкви. Может быть вы особенно не чувствуете это влияние, но оно есть. Когда мы читаем книги о церковном росте или о том, как заниматься разными сужениями, мы часто читаем  книги, опубликованные именно этими церквами. Мы также ходим на их конференции и слушаем их проповеди онлайн.

Это конечно не так уж плохо, но мы должны понять, что мегацеркви за последние 30 лет сильно повлияли на разум многих пасторов малых церквей и, по большому счету, изменили понятие пасторства и церковного служения.

Перед тем, как я буду вдаваться в подробности и говорить о синдроме «мегацеркви», я хочу немного поделиться  о себе.

Немного о себе

Я вырос в малой церкви. Когда мне было 4 года, мой отец основал церковь Дискавери в городе Гиг Харбор. Как ребенок пастора, я видел, что значит служить в малой церкви. Это значило, что работа была постоянна, была трудность с финансами, часто не хватало братьев диаконов, чтобы заботиться о молитвенном доме, и  моему папе приходилось самому ремонтировать, чинить, или работать на территории церковного двора. Но он об этом никогда не жаловался и он подал мне хороший пример верного труженика Бога.

Когда я отправился в Библейский колледж, я тоже часто пересекался с маленькими церквами. Мы с женой учились в северной Калифорнии в одном маленьком Библейском колледже. Вокруг колледжа были горы, и в этих горах было много маленьких церквей без пастора. Эти церкви часто меня приглашали, чтобы проповедовать, и мы с женою ездили почти каждое воскресение в какой-то городок. Для меня это было отличным временем  набраться опыта служения. Я начал видеть, как работает маленькая церковь.

После колледжа я отправился в семинарию, где я продолжал свое обучение и свое служение. Я 5 лет служил в моей родной церкви как обучающий пастор, тогда в церкви было около 60 членов. Потом одна очень маленькая церковь попросила меня взять ответственность, после того как их ответственный пастор перенес сердечный приступ и больше не смог совершать свое служение. Я согласилися и опять Бог дал мне возможность получить опыт служения в контексте малой церкви.

Что же я заметил в малой церкви?

Несколько наблюдений

1. В малой церкви труднее спрятать свои пороки и недостатки Жизнь в малой церкви — это как жизнь в селе, где каждый знает не только где ты живешь, но и чем ты живешь!

  • У тебя был ссор с женой — они об этом знают.
  • У тебя долги — они это тоже знают.
  • У тебя проблемы с соседями — они тоже знают об этом!

Они не только знают твои нынешние проблемы, обычно и знают твою историю, знают кем ты был в 15-16 лет, знают и твоих родителей, и история играет немалую роль в церкви. 

С одной стороной это кажется плохо, но с другой стороны — это хорошо! Как мы можем испытать Божью милость и благодать, если мы не знаем ошибки и грехи друг друга? Как мы учимся прощать и просить прощения, если мы никогда не имеем видимой причины для прощения?

Малая церковь — это та среда, где мы можем лучше видеть друг друга. Конечно без Божьей благодати это всегда будет кошмаром и бедой. Но с помощью Святого Духа, с Библейском пониманием прощения, благодати, и любви малая церковь может стать той духовной почвой, где члены могут расти.

2. В малой церкви вы более ограниченные

3. В малой церкви вы более отделенные

Для того, чтобы ваша малая церковь имела благоприятную атмосферу для духовного роста сначала обязательно избавиться от синдрома “Мегацеркви”

Что такое «синдром мегацеркви»

3 симптома

Считать все и делать все ради счета!

    • Сколько людей
    • Сколько финансов
    • Сколько просмотров
    • Сколько материалов
    • Сколько помещений
    • Сколько часов

Количество определяет наш успех или неудачу.

Я не отвергаю тот факт, что иногда нам полезно узнать цифры. И конечно, когда мы говорим о покаянии, мы понимаем, что больше действительно лучше! Мы хотим, чтобы больше людей обратились к Господу!

Тем не менее, Библия никогда не призывает нас измерять свой успех количеством людей. Погоня за цифрами — это скользкий путь, который заканчивается компромиссом в Евангелии.

1. Думать, что все зависит от какой-то новой программы или служения 

Мы ищем серебряную пулю, думая, что если мы начнем то или другое служение, наша церковь будет расти.

Церковные тренды и модные Христианские служения — это погоня за ветром в поле. Мы тратим много времени на то, чтобы найти что-нибудь новое, крутое или блистающее, думая, что оно наконец-то даст нам необходимый толчок, который приведет к успеху нашей церкви.

2. Делать слишком большой акцент на мнении общества

К сожалению много советов о церковном росте больше похожи на сетевой маркетинг, чем как церковь Живого Бога!

Прочитайте какие-то книги о церковном росте, и вы увидите демографические анализы и разные советы о том, как удовлетворять потребностей людей в разных слоях общества. Т.е. как дать им то, что они хотят.

Да, мы должны быть чувствительными к нуждам людей вокруг нас, но когда мы делаем слишком большой акцент на их нужды, мы теряем превосходство Евангелия и Божьего Слова!

3. Фокусировать большое внимание на харизматичную личность главного пастора

Пастор становится звездой, характер пастора  привлекает людей в церковь больше, чем истина Евангелия, лицо пастора становится визитной карточкой церкви.

6 советов о том, как избавиться от синдрома «мегацеркви»

1. Не проповедовать себя и не верить тем, кто это делает!

Чаше всего  большие церкви делают конференцие для малых церквей. Иногда подобные конференции могут исказить наше понимание церковного служения, делая большой акцент на то, что церковь сама делает, чем на то, что делает Бог.

Ведь большие церкви часто показывают нам свои новые, креативные и уникальные служения. Потом они говорят о том, как эти новые служении помогли им стать большой церковью, и, если мы хотим стать такими же большими, как они, то мы тоже должны внедрить эти новые методы в нашей поместной церкви.

И здесь, друзья, мы должны иметь большую осторожность!

Посмотрите, что пишет Апостол Павел по этому поводу.

5. Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса,

6. потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

7. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.

(Второе послание к Коринфянам 4:5-7)

Программы, разные методы, новые подходы, помещения, молитвенные дома, оборудование, микрофоны, колонки, видеосъемка, печатные материалы, лагеря для детей, вечеринки для молодежи, семейный клуб для пар,

Это все хорошо, но в конце концов, они всего лишь инструменты! Они сами по себе не смогут:

  • изменить сердце человека,
  • дать новую жизнь
  • открыть духовные глаза
  • воскресить мертвую душу человека
  • дать наследство на небесах  

И мы никогда не должны относиться к этим земным средствам так, как будто они могли бы это сделать!

Если мы считаем, что успех нашей церкви зависит только от этих инструментов, это значит, что мы начинаем доверять не Христу, а инструментам. Это значит, что мы будем больше фокусировать свое внимание на правильном использовании этих инструментов, чем на проповедь Иисуса Христа!

Почему Павел напоминает нам о необходимости проповедовать Христа?

4. Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,

5. не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.

6. Он дал нам способность быть служителями нового завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. (Второе послание к Коринфянам 3:4-6)

2. Не смотрите с вожделением на другие церкви или служителей

Глядя на популярных проповедников мегацерквей легко ведет пастора малой церкви по пути

  • недовольства,
  • неудовлетворенности
  • И разочарования своей, казалось бы, незначительной церковью.

Опасная дорога сравнения лишает нас возможности следовать за  Богом в нашем служением и предлагает нам скопировать служения какого-то мегапопулярного пастора, которого мы только видели на ютюбе или может быть попали на его конференцию.   

Павел дает нам очень нужный совет, который помогает нам балансировать это.

16. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. (Первое послание к Коринфянам 4:16)

1. Будьте подражателями мне, как я Христу. (Первое послание к Коринфянам 11:1)

Это здорово иметь наставников, которые являются примерами для вас! Подражайте им, как они Христу!

Плохо когда мы это делаем с пасторами, которых мы знаем издалека! Всегда все смотрится лучше издалека!

Сегодня многие пасторы маленьких церквей не соблюдают 10-ю заповедь. Если бы мы писали эту заповедь в контексте пасторов малых общин, это выглядело бы примерно так:

17. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. (Книга Исход 20:17)

У всех нас есть тенденция сравнивать свою церковь, свое служение и свой «успех» со своими соседями

Вот почему Павел написал молодому пастору Тимофею

6. Великое приобретение — быть благочестивым и довольным.

7. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.

8. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. (Первое послание к Тимофею 6:6-8)

Это вызовет неудовлетворенность вашим служением

На самом деле несправедливо делать такое сравнение, потому что, скорее всего, у вас нет в персонале сотрудника, который бы делал для вас все исследования, или готовил бы к печати книгу с вашими проповедями, или заботился бы обо всех потребностях в плане консультирования, чтобы вы смогли на 100% сконцентрироваться на подготовке к своей следующей проповеди.

Это так же несправедливо еще и потому, что тот знаменитый христианский лидер не имеет личных взаимоотношений с вами. Обычно мы видим только их “хорошую сторону”. Ту сторону, которую они хотят, чтоб мы видели. Вот почему они кажутся такими необыкновенными. Но на самом деле они тоже люди, и имеют свои слабые места.

Суть в том, что каждая церковь имеет свой собственный характер. Как люди, каждая церковь имеет свои сильные и слабые стороны. Скорее всего, ваша церковь, состоящая из 50 членов не будет в состоянии поддерживать те же виды или то же количество программ, которые поддерживает церковь вашего знаменитого пастора, состоящая из 10 000 членов!

И это нормально! В конце концов, Бог не судит церковь по количеству ее программ.

3. Не забывайте о том, чего Бог на самом деле требует от вас

Иногда маленькие церкви просто копируют то, что видят в больших церквах, не задумываясь.

*Иллюстрация о том как я был в совсем маленькой церкви и пастор говорил в микрофон.

1. Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.

2. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. (Первое послание к Коринфянам 4:1,2)

1. Мы должны быть служителями Христовыми

Интересно, что здесь Павел даже не говорит, что мы — служители членов церкви. Факт остается фактом, что я не могу угодить всем членам моей церкви. Если моя главная цель — угождать членам моей церкви, рано или поздно они будут разочарованы во мне и я буду разочарован в них.

Заниматься служением всего лишь для людей — это бесконечный труд, который быстро высасывает свою духовную жизнь и оставляет тебя высохшим и перегоревшим.  

Мы людям служим, но первичное наше призвание — это быть служителем Христа! Это значит, что Христос должен определять основные условия нашего служения. От него мы имеем направление, инструкцию и силу.

Господин всегда обязан дать своему рабу не только инструкцию, а также все что нужно для исполнения этой работы.

2. Мы должны быть домостроителями тайн Божиих

Что значить быть домостроителем тайн Божиих? Задача домостроителя -это правильно управлять имуществом хозяина.   

Каким имуществом мы должны управлять? Мы должны управлять тайнами Божиими. Павел часто говорит о евангелии как о таине Это то, что люди не поняли до конца в ВЗ времени.  Он понимает свою задачу проповедовать эту тайну.

Посмотрите, как он говорит об этой тайне во 2-ой главе 

1. И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости,

2. ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого,

3. и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете.

4. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы,

5. чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.

6. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,

7. но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей… (Первое послание к Коринфянам 2:1-7)

Кажется, что Павел не был такой харизматичной звездой, какими иногда бывают наши современные пасторы мегацерквей. Наоборот, он был в немощи, и в страхе, и в великом трепете.

Быть домостроительном Божьей тайны значит, что я должен признать свою немощь и свою слабость, и свои ограничения. Делая это я отхожу в сторону, чтобы люди увидели Божью силу.

Божья тайна идет вразрез человеческой мудрости, и это хорошо для нас!

Если кто-то мне подарил $4,000,000 и с помощью этих денег я построил современное здание, потом пригласил популярную музыкальную группу работать со мной, еще нанял некоторых способных и красивых бизнес лидеров, чтобы продвигать сайт моей церкви и делать крупную рекламу. И если через все это моя церковь быстро росла тогда люди бы смотрели на мою церковь и сказали “молодец!”

Но мы должны заниматься служением так, чтобы никто не сказал

МОЛОДЕЦ!” А СКАЗАЛИ “СЛАВА БОГУ!

Тайна Божья управляется нашими немощами, чтобы люди видели Божью силу!

3. Мы должны быть верными

  • Верность важна потому, что она спасет нас от болезни прагматизма
  • Верность важна потому, что она укрепляет нашу веру в Бога
  • Верность важна потому, что она подает нужный пример и время нашим членам
  • Пример  о том как мой отец был пастор 38 лет в одной церкви и сколько раз я видел, что кто-то обиделся ушел из церкви и спустя 10-15-20 лет это человек снова проявляется и просит прощения

4. Мы должны заниматься Словом

13. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.

14. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.

15. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

16. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя.

(Первое послание к Тимофею 4:13-16)

Слово — это самый дешевый и самый дорогой инструмент для нас!

  • Найти время, чтобы Слово работало над нами. Нет ничего хуже, чем пастор, который выходит за кафедру с полным конспектом и пустым сердцем.
  • Слово — это наш огород, это наша почва это поле где мы должны трудиться ежедневно
  • Мы должны трудится так, чтобы оно нас реформировало в первую очередь.
  • Видят ли члены вашей церкви то, как Божье Слово сокрушает ваше сердце и трансформирует вашу жизнь?
  • Самая большая проблема в церквах
    • это не деньги
    • это не здание
    • это не братские советы
    • это не брат Иван или Сестра Галина, которые постоянно жалуются на что-то!
    • Самая большая проблема —  духовная лень пасторов!
    • это отсутствие настоящего труда в Слове
    • это пасторы, которые проповедуют добрые традиции вместо Божьего Слова
  • Позволять Богу работать через его Слова

4. Не думаете что успех связан с большим количеством людей

Что происходит, когда мы измеряем наш успех количеством людей, который  приходят на богослужение?

  • Количество становится нашим стандартом
  • Цифры определяют, что мы будем делать, с кем мы будем делать, как мы будем делать.
  • Сколько раз я слышал в церкви “голосуют ногами”!
    • Да, люди так делают, но должны ли мы прогибаться в ту сторону, а потом в другую для того, чтобы угодить требованиям ног людей?
    • Так прогибайтесь, и вы скоро сломаетесь

Делать все для того чтобы привлекать людей в церковь, — это очень скользкий и рискованный путь.

15. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

16. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя (Первое послание к Тимофею 4:15,16)

5. Не делайте все, что сможете

К сожалению, славянская церковная культура имеет один небиблейский элемент — духовность пастора определяется тем, сколько часов он проводит в молитвенном доме. Нет предела! Он должен быть на каждом собрании, встрече, совете, группе. Хороший пастор — это пастор, который почти никогда не может поужинать семьей!

  • У тебя есть лимит
  • У твоей семьи есть лимит
  • Ты никогда не успеешь сделать все, и ты не должен делать все!
  • В отдыхе ты говоришь Богу, “я отпускаю мои руки и доверяю тебе свою церковь.”
  • Учите церковь важности отдыха
  • Позаботьтесь о том, чтобы церковь знала о вашем шабате

6. Не пренебрегайте общением с другими пасторами

  • Часто пастор малой церкви более отделенный
  • Часто он не имеет рядом зрелых братья в вере

3. Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью,

4. и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости…(Второе послание к Тимофею 1:3,4)

9. Постарайся прийти ко мне скоро.

21. Постарайся прийти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия.

(Второе послание к Тимофею 4:9, 21)

  • Говорите с церковью об этой нужде
  • Планируйте время для этого
  • Напишите об этом в церковном бюджете

Несколько практичных советов

  1. Факт остается фактом, что дети не остаются в селах
    Иногда встречается такое мнение , что “если по любому они уходят в 16-18 лет, то зачем с ними работать”
    — Все равно надо с ними усердно работать
    — Думать о том куда они идут когда когда переезжают в город
    — Развивайте отношения с церковью в городе
  2. Больше думайте о людях, которые уже в церкви, нежели о том как я могу заполнить пустые места в зале.
  3. Избегайте большого количества официальных титулов
  4. Решайте конфликты за чаем, а не за бумагами
  5. Не опускайте планку из-за того, что других вариантов нет.

Кейлеб Сюко  blagovestie.today

Кейлеб Сюко является одним из пасторов церкви «Надежда Людям» города Одессы. Рукоположен на пасторское служение в 2004 г. в церкви «Discovery» (Вашингтон США). Образование: Окончил программу «Бакалавр богословия» в Shasta Bible College b «Магистр богословия» в Northwest Baptist Seminary. Семья: Жена -Кристина и 5 детей. Любит писать, и часто пишет статьи на Английском языке на sukofamily.org. В 2014 году опубликовал книгу «What if… How to Kill Worry and Anxiety Before They Kill You!»

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!