Большая История еврейского народа

Часть 1

Все мы знаем историю еврейского народа. Вроде бы. Она начинается с Авраама, Исаака и Иакова. После них было рабство в Египте и освобождение из рабства, которое мы празднуем ежегодно во время Пасхального Седера. Потом для большинства из нас история становится более туманной. Где-то там был царь Давид и ещё царь Соломон — тот, который разделил ребенка на две части… хотя нет, минутку, он этого не сделал, потому что он был очень мудрым. А потом были Маккавеи и Ханука. После этого у нас были раввины и много всяких религиозных традиций. Дела пошли хуже при крестоносцах и испанской инквизиции. В конце концов мы все переехали в Восточную Европу — кроме тех, кто не переехал — и потом, конечно же, был Холокост и рождение современного государства Израиль.

Вот так в целом и выглядит еврейская история для множества евреев. Те, кто более эрудирован или больше интересуется историей, вероятно, знают ещё некоторые (или даже очень многие) события сверх этого базового перечня. Ну, и, конечно, есть предостаточно хороших книг и видео (последние, в основном, для «чайников») в помощь тем, кто хочет расширить свои знания.

Но те из нас, чьи глаза смотрят дальше курса истории за пятый класс, согласятся, что перечень основных событий — не лучший способ рассказывать историю. Более понятным будет цельное повествование, включающее связующие звенья между отдельными яркими событиями, которое привносит смысл во все эти отдельные «вехи» в хронологии. Это мировоззрение и миропонимание, которые придают осмысленности длинным спискам людей, мест и дат.

Иногда эта «большая история» называется метанарративом. Но здесь мы будем называть её просто Большой Историей. И в зависимости от того, с каким типом евреев, вы общаетесь, вам будут предложены на выбор разные Большие Истории. Является ли какая-нибудь из них настоящей Большой Историей? И есть ли среди этого множества Больших Историй хоть одна настоящая? Давайте проверим.

1. Традиционная Большая История ортодоксальных евреев

Если вы воспитывались в традиционной еврейской семье, особенно ортодоксальной, вы узнаете эту Большую Историю. В традиционном иудаизме Бог сотворил хорошую вселенную и создал человечество с изначально присущими добрым и злым началами, которые называются соответственно «йецер атов» и «йецер ара». Потом Бог избрал народ Израиля, нас и наших предков, и заключил с нами Завет у горы Синай. Мы стали Божьим драгоценным сокровищем и обязаны соблюдать 613 заповедей (мицвот), данных на горе Синай.

Чтоб соблюсти мицвот правильно, Бог дал также Устную Тору, интерпретацию Письменной Торы, которая тоже была дана на Синае и передавалась из уст в уста на протяжении столетий через раввинов, духовная власть которых была установлена Богом. Кульминация этой Большой Истории — Синай. Как сказал однажды один известный раввин: «Остальное — комментарии». Но эти комментарии мы как евреи обязаны слушать.

В конце истории придёт Мессия, чтобы установить мир на земле, возвратить всех евреев в Израиль и отстроить Храм. Такой Мессия потенциально существует в каждом поколении (возможно, ваш ребёнок — Мессия?), но еврейский народ должен стать достойным его явления через соблюдение мицвот.

Соответственно, эта Большая История говорит о прошлом (сотворение и избавление), настоящем (наш образ жизни, соблюдение мицвот сегодня) и будущем (мессианская эра и грядущий мир).

До восемнадцатого века это была Большая История почти для всех евреев. Единственным исключением была группа под названием караимы, которая не приняла авторитет раввинов и жила только с Письменным Законом, отвергая любую идею о том, что существует Устный Закон.

2. Каббалистическая Большая История

Каббала — это еврейский мистицизм, рассвет которого пришёлся на Средние Века, хотя в некоторых формах он существовал и раньше. Многие люди сегодня знают о каббале благодаря её «попсовым» последователям наподобие Мадонны или деятельности Каббала-Центра, организации, пытающейся распространять учение каббалы на популярном уровне по всему миру.

Особая разновидность каббалы была разработана в шестнадцатом веке рабби Ицхаком Лурией. Именно его версия захватила многие умы в современном мире — возможно, потому что она даёт некоторый «мифологический», равно как и мистический подход к реальности.

В каббале рабби Лурии, хотя Синай и Тора имеют важное значение, как и в ортодоксальном иудаизме, дополнительный акцент делается на начале творения и природе самого Бога.

Вот Лурианская каббала за шестьдесят секунд: Бог Сам по Себе известен как Эйн Соф, что значит «Бесконечный». Посредством сжатия Самого Себя (этот процесс называется цимцум), Бог сделал возможным создание вселенной. Далее Он взаимодействовал со Своим творением через десять эманаций или сфирот. Сфирот имеют сложные взаимоотношения одна с другой и с миром (возможно, вы видели каббалистические диаграммы «Десять сфирот»). Когда Бог создавал вселенную, лучи Божественного Света были заключены в оболочках или сосудах, часть которых каким-то образом разбилась, из-за чего искры заключённого в них света рассеялись по вселенной и стали добычей злых сил. С момента разрушения сосудов (известного как «швират келимор»), зло вошло в мир. Теперь на всех евреев возложена обязанность исполнять мицвот, для того чтобы собрать эти искры и добиться «тиккун олам», восстановления (исправления) мира.

Таким образом, у нас есть доброе творение, падение искр на землю, породившее зло, и предписание, согласно которому мы возвращаем эти искры Богу. Для кого-то это звучит совсем не по-еврейски, для других — это еврейская мифология с массой подробностей и пояснений. В эпоху «Звёздных войн» и «Властелина колец» множеству евреев мифология кажется именно тем, что (еврейский) доктор прописал.

Ортодоксальная Большая История подчёркивает центральное значение Синая и неизменную важность соблюдения мицвот — таким образом, она нацелена на здесь-и-сейчас. Лурианская Каббала делает акцент на центральном значении сотворения и вхождения зла в мир через разрушение сосудов, а также на окончательном восстановлении мира до того состояния, которое задумал Бог. И хотя мицвот также играют в ней центральную роль, линия этой Большой Истории более чётко и осознанно прослеживается от начала до конца.

В противоположность этому, традиционный иудаизм фокусируется больше на практических целях в настоящем, то есть посередине. Хотя, конечно же, в его версии есть начало, но на вхождении зла в мир не делается акцента — скорее даже никакого вхождения и не было, поскольку все люди созданы «двуначальными» и должны просто выбрать доброе начало, а не злое.

И, безусловно, традиционный иудаизм говорит о конце, когда придёт долгожданная мессианская эпоха. Но этому концу не отводится настолько же важное место, как в каббалистической Большой Истории.

3. Классическая Большая История либерального иудаизма

Либеральный/реформистский иудаизм — это продукт движения XVIII века под названием Хаскала (еврейское просвещение) и его разрыва с религиозными традициями. Поэтому сюжет его исторического повествования является более светским и вращается вокруг идей эволюционного прогресса. В своей ранней форме он был очень сосредоточен на постоянно растущем совершенствовании мира человечеством.

В этой истории центральное положение занимает этика пророков и раввинов, в отличии от ортодоксального акцента на традициях, ритуалах и мицвот. Приподнятый оптимизм классического либерального иудаизма — это на самом деле светская история в еврейских одеждах. Особенно в раннюю эпоху, это был еврейский эквивалент слов песни с Нью-Йоркской всемирной выставки 1964-1965 годов: «Есть великое прекрасное завтра, сияющее в конце каждого дня».

4. Постмодернистская либеральная и светская Большая История

В дальнейшем модель либерального иудаизма стала уже не такой оптимистической, как была когда-то. Однако идеи справедливости и этика пророков для многих остались важны, как никогда (тиккун олам, понимаемый как социальное действие, находится на повестке дня многих евреев). Но у этой Большой Истории теперь намного больше общего с постмодернистскими тенденциями, чем с модернистскими. Это значит, что для многих светских евреев, возможно, больше не существует единой всеобъемлющей Большой Истории, только Большие Истории, которые мы сами выбираем, чтобы обрести смысл собственного существования.

В некоторой степени эта Большая История — это история без ясного начала и конца, только с срединой, в которой мы делаем тиккун олам и ведём еврейский образ жизни. Многие сказали бы, что то, откуда мы, почему мир такой, какой он есть, и куда движется человечество, — всё это неизвестно или, по крайней мере, не может быть известно с какой-либо степенью достоверности.

5. Светская Большая История сионистов

Это сионизм построенный исключительно на национальной идее. Конечно, есть религиозные версии сионизма. Но в данном варианте он совершенно не интересуется вопросами создания мира или природы зла; главное зло видится в большинстве случаев в распространяющемся угнетении еврейского народа на протяжении истории. Хотя Ханука и Маккавеи принесли некоторое облегчение, «избавления» не было до 1948 года, когда было создано государство Израиль. В этой классической форме сионизма горизонт целей ограничен еврейским отечеством. Отечество было создано в 1948 году, потом последовали кибуцы и мошавы, освоение пустыни и дух халуцим (первопроходцев), каждый из которых внёс свой вклад в надежду на осуществление утопии в Земле Израиля (с немалыми идеологическими импульсами социалистического движения в Европе).

Мало кто сегодня, даже среди ярых сторонников Израиля, верит, что вот она, утопия, уже на горизонте, и до неё рукой подать. Но тем не менее эта Большая История некоторое время играла заметную роль в среде американских и западноевропейских евреев, хотя сегодня она трансформировалась больше в надежду на обычное выживание, чем на будущий Золотой Век.

6. Большая История из Еврейской Библии и Нового Завета

Этой Большой Истории придерживаются многие евреи (равно как и неевреи) верующие в Иисуса. Она говорит о том, что Бог сотворил добрый мир (здесь она согласуется с некоторыми из упомянутых выше Больших Историй). Но человечество своими собственными действия принесло зло и грех в этот мир, и наша природа приобрела склонность ко греху (то есть не имела злое начало от сотворения, как в традиционной ортодоксии, и не приобрела его в результате какой-то «недоработки» в процессе творения, как в Лурианской Каббале).

Бог освободил Израиль из Египта и заключил с нами завет (как и в традиционной ортодоксии), чтобы мы как народ демонстрировали природу Бога и то, как выглядит общество, освобождённое от зла и греха. Тем не менее Израиль, то есть мы, неоднократно нарушали Божий Завет. Но Бог обещал заключить новый завет и послать Мессию, который освободит не только евреев, но и весь мир от греха.

Пришёл Иисус, который утверждал, что является этим самым Мессией. Его смерть и воскресение искупили человеческий грех и совершили освобождение, которое мы переживаем «уже, но ещё не в полноте», что значит, что мы видим некоторые аспекты спасения уже сейчас, а другим только предстоит совершиться, когда Он возвратится, как обещал.

Кульминация этого повествования — это сам Иисус, особенно Его смерть и воскресение. История Иисуса не была «громом среди ясного неба». До Иисуса мессианская надежда Израиля была неосуществлённой, во время Иисуса и после эта же надежда осуществилась. Нееврейский мир также получил возможность искупления через Иисуса, но пришёл Он «сначала к иудею». Иисус остаётся неотъемлемой частью нашего народа и истории Израиля.

Так какая же Большая История является истинной? Все ли они действительны — разные варианты для разных людей? Все ли они неправда, и мы живём в мире без основополагающего подлинного смысла? Или же только одна по-настоящему отображает Реальность?

Мы с вами не можем посидеть в Старбакс, чтобы обстоятельно поговорить об этом (разве что вам случится побывать в окрестностях Сан-Франциско, тогда свяжитесь со мной, и мы встретимся за чашкой кофе). Истина и реальность — это не двухминутный разговор. Но я могу сказать одно: большинство из нас выбирают определённую Большую Историю не потому, что мы сели и тщательно сравнили их друг с другом, а потому что у нас уже есть собственные предубеждения, которые влияют на то, во что мы верим. Однако мы способны бросить вызов нашим предубеждениям, и нет ни одного человека, у которого бы их не было.

И у каждой Большой Истории есть свои собственные исходные посылки или основополагающие постулаты. Вот второй части я рассмотрю некоторые исходные посылки, на которых стоят приверженцы различных Больших Историй. Конечно, вы захотите подтвердить или даже отстоять свои основополагающие постулаты, как я отстаиваю свои. Но мы всегда должны быть готовы к тому, что нашим постулатам может бросить вызов реальность, с которой мы сталкиваемся в мире. Я верю, что Большая История Мессии Иисуса лучше всего согласуется с этими реалиями — и для евреев, и для всех остальных.

Часть 2

Итак, позвольте мне коротко затронуть исходные посылки, на которых стоят приверженцы различных Больших Историй. Это не попытка изложить чужое мнение, и я описываю эти исходные посылки только в общих чертах. Но, возможно, вы узнаете постулаты своего собственного мировоззрения среди приведенных ниже.

Если вы традиционный ортодокс, тогда вы исходите из посылки, что Писание должно быть отфильтровано через раввинистическое толкование. Возможно, вы даже думаете, что задаваться вопросом «Что Писание говорит само по себе?» — это детский и незрелый подход к Писанию. В конце концов, в традиционном еврейском образовании сама по себе Тора (Хумаш) — всего лишь первый этап для начинающих. Старшие ученики изучают Мишну, после Талмуд, Тосефту, комментарии и так далее. Для вас «посмотреть, что говорит Библия сама по себе» будет, наверное, не вызовом, а нежелательным предложением обойти Божественным образом установленный авторитет раввинов и накопленную ими тысячелетнюю мудрость. В конечном итоге мы с вами можем оказаться людьми, говорящими о разных вещах.

В ответ на ваши постулаты я предлагаю вам подумать об иерархии авторитета (власти). Возьмите, например, Даниила 7:13-14. В этом отрывке мы читаем:

«Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.»

Кто, по вашему мнению, этот «как бы Сын человеческий»? Превосходит ли его духовная власть раввинскую? В трактате Сангедрин 98a Талмуд даёт мессианское толкование на Даниила 7:13. Верующие в Иисуса считают, что именно Он является Мессией и тем, кто описан в седьмой главе Даниила. Он называл себя Сыном Человеческим, ссылаясь именно на этот стих, и «народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Матфея 7:27-28). Он даже говорил, что «дана Мне всякая власть на небе и на земле». (Матфея 28:18).

Что же это был за человек, который сказал такие слова о себе и о котором так говорили те, кто лично с ним сталкивался? Возможно, стоит больше узнать о нём и о том, какие основания были у него самого и у окружающих, чтобы заявлять, что ему дана такая власть?

Если вы последователь учения Каббалы, особенно в её лурианской версии, описанной нами в первой части, тогда вы исходите из посылки, что реальность носит скорее мистический характер, чем рациональный (в конце концов, Каббала — это ведь еврейский мистицизм). Вы можете верить, что каббалистическая Большая История является истиной, потому что, как показывает наука, вселенная — гораздо более странное место, чем кто-либо предполагал раньше (вспомните, например, квантовую механику). Возможно, то же самое можно сказать и о Боге. Возможно, Он действительно существует в десяти эманациях; возможно, было космическое разрушение сосудов; возможно, здесь на земле есть потерянные искры, которые нам нужно возвратить.

Я соглашусь с вами, что реальность одновременно имеет и рациональные, и сверхрациональные, и иногда даже мистические свойства. Но я бы хотел обратить ваше внимание на то, что эта Большая История на самом деле обходит стороной нашу собственную ответственность за грех и зло и слишком сильно полагается на нашу способность что-либо самостоятельно исправить.

Природа зла недвусмысленно описана в Писании, например, в Псалме 52:4«Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного», или в Иеремии 13:23: «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои? так и Вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» Грех и зло не были заложены при сотворении сами по себе, но коренятся в нашей развращённой человеческой природе.

Более того, действительно ли мы способны сами обрести искупление через подчинение Богу? И снова я призываю вас задуматься о том, почему в Новом Завете апостол по имени Павел высказывает другое мнение:

«Ибо Христос [Мессия], когда ещё мы были немощны, в определённое время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрёт за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос [Мессия] умер за нас, когда мы были ещё грешниками» (Римлянам 5:6-8).

Может ли быть так, что мы не способны соблюдать мицвот — по крайней мере, точно не до такой степени, чтобы это привело к исправлению мира? На самом деле, вместо того чтобы побуждать нас находить и возвращать искры, Новый Завет говорит о возвращении другого рода: о возвращении Иешуа из мёртвых, чтобы дать нам жизнь, потому что мы не можем это сделать сами для себя. И если вы видите прелесть Лурианской каббалы в её странности — то разве не странно узнать, что еврейский учитель первого века воскрес из мёртвых намного раньше обещанного иудаизмом воскресения из мёртвых в конце времён.

Если вы светский еврей с либеральными взглядами, вы, вероятно, исходите из посылки, что человечество в конце концов достигнет совершенства. Хотя не многие в наше время сохраняют былой оптимизм в отношении реализации политических или экономических утопий, современные техно-утописты всё ещё надеются на возможность технологического рая. Даже в постмодернистском мире утопия не умерла. В еврейских кругах вера в утопию уходит корнями в этику пророков и отображается в основных еврейских ценностях.

Хотя я согласен с вашим акцентом на этике, я бы призвал вас пересмотреть ваши постулаты о постоянном духовном прогрессе или о том, что наша цель — конвергенция (постепенное сближение разных политических, экономических и культурных систем). Параллельный анализ библейской и современной истории показывает, что человечество не становится постепенно лучше, и технологическая утопия сегодня уже не видится многим высоконравственной.[1] Авторы Священных Писаний, похоже, тоже не разделяли идеи постоянного прогресса:

«Ты поступал хуже всех, которые были прежде тебя, и пошел, и сделал себе иных богов и истуканов, чтобы раздражить Меня, Меня же отбросил назад.» (3 Царств 14:9)[2]

Даже принимая во внимание наличие в этом стихе гиперболы, история Израиля, изложенная в Еврейской Библии, ясно показывает, что исторический путь нашего народа уж точно не был примером непрерывного нравственного совершенствования. На лицо как раз обратное: наша библейская история завершилась в изгнании, поскольку, выражаясь словами библейских авторов, «накопились» грехи и зло. В ХХ веке сначала Первая мировая война, а потом и Холокост подорвали веру девятнадцатого века в неизбежный благотворный прогресс. Хорошим примером является изменение мировоззрения знаменитого писателя-фантаста Герберта Уэллса, отражённое в его литературных произведениях, — от безудержного оптимизма до глубокого отчаяния — и это за каких-то девять лет! Приятно утешать себя, что высокие технологии и активная гражданская позиция могут улучшить мир. Но, знаете ли, реальность упорно свидетельствует об обратном.

В то же время совершать добрые дела — это правильно. Правильно прилагать усилия для обеспечения социальной справедливости и сохранения природы нашей планеты. Но это совсем не одно и то же, что ожидание стабильного прогресса или конвергенции, кульминационной точкой которых будет создание идеального мира (утопии). Учитывая хроническую природу нравственных проблем в этом мире, я бы рекомендовал вам пересмотреть ваше исходное положение о том, что мы можем достичь рая своими собственными усилиями.

Возможно, ваше мировоззрение не настолько оптимистично, как традиционное либеральное. Вы верите в справедливость и действуете в рамках тиккун олам, но не знаете, почему мир такой, как есть, и куда идёт человечество вообще и еврейский народ в частности. Большая История, способная дать цельную картину мира, является для вас иллюзорной или даже невозможной, и, на ваш взгляд, вместо того, чтобы пытаться понять вселенную, нам просто надо притереться к этой жизни.

Здесь я хочу сказать, что без Большой Истории в этом мире не остаётся вообще ни одной причины быть высоконравственным, совершать тиккун олам, дорожить своим еврейством — ни единой причины, кроме либо просто инерции, либо подспудного чувства, что в жизни должен быть смысл, даже если мы не можем его найти. Слова Иешуа говорят прямо к таким людям:

«Я есмь путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанна 14:6).

Не все, конечно, верят в то, что существует истина в последней инстанции и что познать её реально. Кто может знать, что есть истина? Конкурирующие претензии различных «истин» на свою исключительность, создают больше проблем, чем решают. Рассмотрим разговор между Иисусом и Понтием Пилатом, римским прокуратором (управляющим) древней Иудеи.

«Пилат сказал Ему: “Итак, Ты Царь?”

Иисус отвечал: “Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего».

Пилат сказал Ему: “Что есть истина?“» (Иоанна 18:37-38).

В словах Пилата практически слышен циничный смех. Возможно, вы не являетесь циником, но вопрос Пилата вызывает у вас некоторую симпатию. Тем не менее многие, кто всерьёз задал себе вопрос «Кто такой Иисус?», пришли к убеждению, что Он — на самом деле истина, Тот, кто даёт всеобъемлющий смысл жизни для евреев и неевреев в равной степени. В одной притче из Еврейской Библии сказано:

«Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума» (Притчи 23:23).

Если можно хотя бы образно купить или продать истину, то она должна иметь какую-то ценность. Её стоит искать, и я призываю вас исследовать, может ли Большая История, в центре которой находится Иисус, быть подлинной Большой Историей этого мира.

И наконец, если вы сионист, особенно светский, мы с вами придём к согласию в вопросе о важности поддержки Израиля. И мы можем утверждать, что сегодняшний Израиль — это больше не молодая нация идеалистов, как в первые десятилетия его существования. В основе этой Большой Истории лежит постулат, сформулированный еврейским историком Сало Бароном[3], что история нашего народа по большей части была историей угнетения, и что обеспечение выживания еврейской нации (защита от внешних и внутренних угроз, таких как, например, ядерный Иран или смешанные браки) должно быть одной из главных мотиваций мышления и действий всех евреев.

В разговоре с вами я вижу своей задачей проанализировать вопрос о том, как гарантировать выживание евреев? Поскольку мы оба согласны с центральным значением Израиля как отечества нашей нации, я бы попросил вас подумать о том, есть ли за кулисами этой важнейшей для нас сцены действий «Божественный Режиссёр». В Библии, в самом начале нашей истории, Бог говорит Аврааму:

«Пойди… в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Бытие 12:1-3).

Если всё это правда, тогда еврейский народ — не историческая случайность, а Божественным образом созданный народ. И стоит вспомнить есть ещё такой отрывок из пророка Иеремии:

«Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф — имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда. Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь» (Иеремия 31:35-37).

Интересно, что прямо перед этим отрывком говорится о том, что Бог заключит с Израилем Новый Завет. Мы, еврейские последователи Иисуса, верим, что Иисус как Мессия провозглашал именно этот Новый Завет. В свете этого я хочу спросить вас: как же тогда предсказанное Иеремией вхождение в Новый Завет через веру в Иисуса может означать уничтожение еврейского народа? Иеремия говорит о Новом Завете как об одном из факторов его вечного сохранения!

Конечно, вы захотите подтвердить или даже отстоять исходные посылки и постулаты своих убеждений, как я отстаиваю свои. Но мы всегда должны быть готовы к тому, что нашим постулатам может бросить вызов реальность, с которой мы сталкиваемся в мире. Я верю, что Большая История Мессии Иисуса лучше всего согласуется с этими реалиями — и для евреев, и для всех остальных.

Примечания

  1. Сравните с антиутопиями Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» и Джорджа Оруэлла «1984» или любым другим антиутопическим литературным произведением или фильмом. Из совсем недавних, например, фильм по роману и сам роман Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня».
  2. Относительно слов «хуже всех, которые были прежде тебя», смотрите также 3 Царств 16:30, 4 Царств 21:9, 4 Царств 21:11, 2 Паралипоменон 33:9.
  3. Еврейский историк Сало Барон назвал это «слезливой концепцией еврейской истории». Сам Барон возражал против изображения еврейской истории исключительно в терминах гонений.

Рич Робинсон, сайт «Евреи за Иисуса»

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!