Должны ли служители церкви сомневаться в использовании ChatGPT

Мы в нашей церкви задаёмся вопросом о том, как правильно использовать ChatGPT. Мы обнаружили, что можем каждую неделю запрашивать у ChatGPT список песен, которые могут подойти к проповеди нашего пастора, и ChatGPT часто выдаёт подходящие песни, о которых мы забываем. Кажется, это могло бы спасти нашу церковь (у которой ограниченный бюджет) от необходимости нанимать музыкального служителя. У нас также возникает искушение попросить ChatGPT помочь нам составить объявления в церковной рассылке, либо придумать проекты или активности для нашей Библейской школы на каникулах.

Для нашего скромного штата служителей это было бы замечательно. Но мы также хотим быть мудрыми. Стоит ли нам сомневаться в отношении этих вещей?

Моё нынешнее мнение об этой технологии может быть довольно противоречивым, и в будущем может оказаться, что я был совершенно неправ, но сейчас моя позиция такова, что ChatGPT и другие большие языковые модели искусственного интеллекта являются одними из самых полезных инструментов, когда-либо предоставляемых небольшим церквям.

Говорят, что технологии — это форма благосостояния и богатства. Хотя Библия напрямую не говорит о том, как использовать технологии, она говорит нам о том, как использовать наше богатство. Например, в 1 Тимофею 6:17-19 нам даётся следующее руководство:

«Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни».

Как отметил Джо Ригни, этот отрывок объясняет, почему Бог дал нам богатство (то есть для нашего удовольствия), и даёт нам для этого три предназначения: (1) «благодетельствовать» (делать добрые дела), (2) «богатеть добрыми делами» и (3) «быть щедрыми и общительными» (греч. κοινωνικούς/киноникус, переведённое как «общительные», также значит «щедрые, охотно делящиеся» — прим. пер.). ChatGPT можно рассматривать как форму богатства, которая помогает нам делать добрые дела.

Доступ к дешёвым технологиям увеличил «богатство» малых церквей, которым часто не хватает денег и людей. Это позволяет церквям, оснащённым подобными инструментами, лучше распоряжаться своими ограниченными ресурсами и переключать своё внимание с безличных и малопродуктивных административных задач на более плодотворные и личностные функции в служении.

Революционное богатство

При правильном использовании ChatGPT может сыграть столь же важную и революционную роль в наши дни, как текстовые редакторы, электронная почта и копировальные аппараты в предыдущие десятилетия. Однако их значение можно упустить, потому что мы часто принимаем их как должное или забываем, насколько эти предыдущие технологии изменили работу церковного персонала.

Например, в 1980-х годах я задал одному пастору своей церкви вопрос по богословию. Поскольку это требовало некоторых исследований и размышлений, он не мог ответить сразу. Когда он был готов, он продиктовал письмо своей секретарше, которая напечатала его на ручной пишущей машинке. Затем он просмотрел письмо и внёс правки, и она напечатала его снова.

В целом процесс оказался довольно трудоёмким, потребовавшим двух сотрудников и нескольких часов драгоценного времени. Сегодня как пастор, использующий текстовый редактор или электронную почту, я могу сам набрать ответ за считанные минуты. Подобным образом ChatGPT может стать бесценным инструментов для сокращения времени, затрачиваемого на повседневные задачи.

Как правильно использовать ChatGPT

Однако для его правильного использования необходимо осознавать уместность его применения, ограничения и потенциальную опасность. Вот три момента, которые следует учитывать.

1. ChatGPT лучше всего использовать для «задач кентавра».

После того, как суперкомпьютер IBM Deep Blue выиграл партию в шахматы, гроссмейстер Гарри Каспаров воспользовался новой технологией и объединил игрока-человека с одним или несколькими шахматными компьютерами для работы в команде. Он назвал это «командой кентавра» в честь мифического существа, получеловека-полулошади. «Задачи кентавра» — это те задачи, в которых вы можете интегрировать искусственный интеллект (ИИ) в свою собственную работу, чтобы приумножить свои усилия. Отличный пример задач кентавра — использование ChatGPT для помощи в написании объявлений для церковной рассылки или для разработки мероприятий и активностей для Библейской школы на каникулах.

Чтобы понять, почему «подход кентавра» предпочтительнее, чем решение позволить ИИ выполнять всю работу, полезно осознавать преимущества и ограничения ChatGPT. Вместо того, чтобы рассматривать его как тип программного обеспечения, Итан Моллик рекомендует воспринимать его как стажёра: его способности варьируются от уровня средней школы до уровня доктора наук, он невероятно быстр и так желает вас порадовать, что иногда лжёт вам.

Такой стажёр может качественно выполнять важную работу, но только если вы можете различить и оценить качество результатов. Например, мне часто приходится придумывать вопросы для обсуждения в малых группах на основании недавней проповедей в моей церкви. Хотя это и простая задача, мне может потребоваться час или больше, чтобы придумать 4-5 вопросов. Но я могу послать своему «стажёру» копию проповеди и попросить его выдать мне 30-40 вопросов для обсуждения. Из вопросов, которые предоставит мне ChatGPT, будет как минимум полдюжины тех, что я бы придумал сам. Вместо того, чтобы играть роль «писателя», я могу сосредоточиться на роли «редактора» и корректировать результат в соответствии с потребностями моей общины.

На самом деле, вместо того, чтобы посылать одни и те же вопросы всем группам, я могу попросить ChatGPT помочь мне составить индивидуальные вопросы на основании потребностей конкретных групп, например групп с семейными парами или групп родителей маленьких детей. Используя «подход кентавра», я могу составлять более качественные и актуальные вопросы, чем мог бы придумать самостоятельно, и при этом используя только небольшую часть времени, которое я обычно трачу на эту задачу.

2. ChatGPT — это высокая технология, но не глубокая гуманность

Джон Нейсбит, покойный автор и футурист, впервые ввёл понятие «высокая технология / глубокая гуманность» (англ. high tech/high touch) в своей книге «Мегатренды» 1982 года. Эта концепция основана на идее о том, что в мире технологий («высоких технологий», хай-тек, high tech) люди стремятся к личному, человеческому контакту («глубокой гуманности», high touch). Хотя ИИ может оказать ценную помощь, он не может заменить человеческое участие, особенно в таком месте, как церковь, где личные связи и понимание индивидуальных потребностей имеют решающее значение.

Например, музыкальные служители делают нечто большее, чем просто выбирают песни. Они понимают общину, ведут поклонение и обеспечивают духовное водительство через музыку. ChatGPT не может заменить «глубокую гуманность» музыкального служителя. Однако, что он может сделать, так это помочь человеку, который ведёт прославление, но у которого нет времени или необходимых навыков для выбора подходящих песен поклонения.

Аналогичным образом, хотя ChatGPT может помочь в составлении информационных бюллетеней или с идеями активностей для Библейской школы на каникулах, он не может полностью понимать конкретные потребности или нюансы детей вашей общины. Опять же, этот инструмент ИИ может предоставить вам идеи или черновые наброски учебной программы. Но всё равно необходим кто-то достаточно опытный, чтобы проверить работу ChatGPT и определить, подходит ли она для использования вашей церковью.

3. Может ли ChatGPT представлять угрозу конфиденциальности?

Если вы используете ИИ для обработки конфиденциальной информации, такой как имена и адреса членов церкви, помните о потенциальных проблемах конфиденциальности. Хотя у компании OpenAI, стоящей за ChatGPT, есть политика защиты пользовательских данных, важно понимать эту политику и обеспечивать её соответствие потребностям и ожиданиям вашей церкви.

Подводя итог, ChatGPT может быть полезным инструментом для вашей церкви, но его стоит использовать в качестве дополнения, а не замены человеческих функций и обязанностей. Как и в случае любой другой технологии, важно использовать его с умом, проверять результаты и тщательно рассматривать любые вопросы этики и конфиденциальности. Однако, несмотря на эти опасения, вам не стоит бояться использовать этот инструмент, чтобы «делать добрые дела». Вместо этого мы должны быть благодарны за то, что Бог предоставил нам недорогой ресурс, который может послужить невероятным благословением для малых церквей.

Джо Картер thegospelcoalition.org, перевод Анна Иващенко ieshua.org

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!