Так чей же мы тогда образ

Последнее время особенно часто приходится слышать такое толкование высказывания Иисуса о динарии кесаря, как если бы ученики благоговейно спросили Учителя: стоит ли нам сопротивляться оккупантам? А Тот ответил: ни в коем случае! Помышляйте исключительно о том, что Божье. То, что кесарево – не ваше дело. Это – политика. Не вмешивайтесь. Не все так однозначно.

На самом же деле ответ Иисуса – отнюдь не назидательные инструкции Своим благожелательно настроенным последователям:

«Искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа… И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?» (Лук.20:19-22).

Вопрос задали специально подосланные лукавые люди, притворившиеся благочестивыми. Их целю было уловить Иисуса в слове. Требуя прямого ответа «да» или «нет», они пытались припереть Его к стене, загнать в угол. Скажи Он «да» – и это неизбежно приведет к разочарованию окружающей его толпы, как всегда падкой лишь на идеи популистов, сулящих сиюминутные выгоды. Отрицательный же ответ станет легитимным поводом «предать Его начальству и власти правителя».

«Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?» (Лук.20:23). Иисус не поддается на провокации. Его отповедь – не наставление ученикам об отношениях церкви и власти, а обличение лжецов, притворяющихся благочестивыми. Его слова призывают их к покаянию. Ибо вправе ли те, кто утверждает: «Учитель! Мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь», спрашивать о том, отдавать ли кесарю то, на чем запечатлен образ кесаря, если не исполняют главное повеление учителя – не отдали Богу то, на чем запечатлен Божий образ, то есть себя самих?

Впрочем, люди лукавые, которые, притворяясь благочестивыми, ссылаются на слова Иисуса, дабы оправдать беззакония, творимые их правителями, по сей день сами тем самым обличают собственное лукавство. Невозможно, отказываясь называть зло злом, быть «вне политики». Ведь любые аргументы в поддержку такой позиции («не все так однозначно», «мы не все знаем», «а другие тоже зло творят», «так велит историческая целесообразность» и т.п.) – аргументы именно политические! Слово Божье гласит: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, напротив, облачайте эти дела» (Еф.5:11 МБО). Невмешательство в контексте чинимого насилия – поддержка насильника, а не жертвы. Нежелание обличать беззаконие – молчаливое в нем соучастие. Что же это, если не политика?

Слова Иисуса не утратили злободневности. Мы живем в обоих измерениях – «кесаревом» и «Божьем» – одновременно. Стоит лишь начать должным образом разделять их, и все становится ясным, как день. В «кесаревом» измерении единственным источником власти и носителем национального суверенитета в постсоветских государствах является народ. Так, по крайней мере гласит Основной закон – Конституция и Украины, и Беларуси, и РФ. Так что любое беззаконие, которое творит нанятый народом управитель, творится от имени, по поручению и на деньги нанявшего его «коллективного кесаря».

В Божьем же измерении Основным законом является Писание, гласящее: «Если Я вынес злодею приговор: „Злодей! Ты умрешь!”, а ты, человек, не предупредишь его, не предостережешь от преступного пути, то он умрет за свои преступления, а тебя Я призову к ответу за его смерть!» (Иезекииль 33:8, РБО).

Свою миссию Подателя жизни Иисус противопоставляет делам «вора» – губителя рода человеческого. Того, кто «приходит только для того, чтобы украсть, убить и разрушить» (От Иоанна 10:10 МБО). Если к чьим-либо действиям применимы все четыре глагола, следует понимать, кто служит кукловодом для него и его приспешников. Так что, какая бы из стран не творила бы беззаконие в отношении другого государства, мы, ее отмалчивающиеся граждане, суть соучастники этого беззакония в «кесаревом» измерении, и виновники – в Божьем. Чей же мы тогда образ?

Сергей Головин facebook.com

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!