Кому ты ближний

Мы зачастую стараемся понять значение каждого стиха Библии в отдельности. Не замечая порой степень эмоционального накала, за ним стоящего, мы не в состоянии увидеть всю картину. Но большинство из притч, рассказанных Господом, выполняло именно роль шоковой терапии для слушателей. Подобным образом и притча «О милосердном самарянине» носила конфронтационный характер, служила вызовом для оппонентов Иисуса. Не утратила она злободневности и в наше время.

Иисус рассказал ее в ответ на вопрос «Кто мой ближний?». Задал же его некий учитель Закона, желавший оправдать себя (Лук.10:25-29). По классическим законам жанра в притче с трехчастной фабулой две первые завязки были тупиковыми, а третья вела к разрешению конфликтной ситуации.

Конечно, со священником и левитом – людьми, занятыми важными делами, – нехорошо вышло. Но теперь-то пойдет подлинно благочестивый муж Божий – возможно, серьезно относящийся к своей вере фарисей. Или даже сам законник, досконально разбирающийся в Писании. Таковы были естественные ожидания. Как вдруг… О, нет! Только не это!

Как бы сегодня могла звучать эта притча для благочестивого христианина, хорошо знающего Библию и серьезно относящегося к своей вере?

Колонна беженцев, покидавшая атакованный оккупантами поселок, попала под обстрел. Некоторый человек, чудом оставшийся жив и почти цел, выбрался из месива изуродованных машин и окровавленных тел и, умудрившись каким-то образом, уйти незамеченным, побрел как можно дальше от этого страшного места. Когда же был более не в силах идти, он просто сел у обочины.

По случаю, наблюдатели ООН проезжали мимо, и не остановились – они спешили зафиксировать злодеяния, чинимые оккупантами. Проехала мимо и группа депутатов. У них также было немаловажное и неотложное дело – оценить объем помощи, необходимой жителям поселка.

Кто же по сюжету притчи должен быть следующим – тем, кто не проедет мимо? Пастор? Капеллан? Волонтер?

Некто же невнятной половой принадлежности, возвращаясь с гей-вечеринки, увидел его и, сжалившись, остановился… Далее – по тексту.

Что, surprise?? Вот таким же «нежданчиком» для слушателей оказался третий персонаж из притчи Иисуса. Реагируя на вопрос «Кто из троих, по-твоему, оказался ближним пострадавшему?», законоучитель не решается оскверниться даже произнесением этого слова. «Тот, кто проявил к нему милосердие», – отвечает он (Лук.10:36,37 РБО).

Боюсь, впрочем, что ради спокойствия наиболее рьяных ревнителей благочестия стоит сделать уточнение. Не торопитесь хвататься за камни или искать спички, выдвигая обвинения в пропаганде небиблейских ценностей. Ведь суть притчи отнюдь не в персонаже, в ней упомянутом. Она не дает ответа на исходный вопрос «Кто мой ближний?» Иисус лишь возвращает своему собеседнику его же собственный вопрос, но совсем в иной форме: «А кому ближний ты?»

Сергей Головин facebook.com

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!