Факты и слухи о самарянке у колодца

То, что степень влияния определяется статусом – коварная ложь. Давайте посмотрим в Писании: кто из последователей Иисуса оказал наибольшее влияние на окружающих во время Его земного служения? Кто в кратчайший срок привлек к Нему больше всего последователей? Причем – из числа наименее вероятных, наиболее скептически настроенных кандидатов? Женщина, самарянка, аутсайдер – человек наименьшего социального статуса!

Каждое утро благочестивый иудей начинал молитвой: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, не сотворивший меня не евреем. Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, не сотворивший меня рабом. Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, не сотворивший меня женщиной» (женщины произносили: Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, создавший меня по воле Своей!).

Как правило, ортодоксальный иудей не разговаривал с женщиной без посредника. Сообщить ей что-либо он мог либо через свою жену, либо через ее мужа. Также, учить женщину должны были только отец, муж или другая женщина. Максимум, что у ортодоксов разрешалось желавшей послушать какого-либо учителя, – присутствовать при его беседе со своим мужем, если ни тот, ни другой не возражали (потому-то, как только беседа стала выходить за рамки бытовых тем, «Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего» – Иоан.4:16).

В иудейском суде свидетельство самарянина и свидетельство женщины не принимались к рассмотрению. Собеседницей Иисуса была женщина, причем – самарянка. Она пришла к колодцу в полдень, в самую жару, когда было наименее вероятно кого-либо там застать.

Носить воду было женской обязанностью. Дважды в день, на рассвете и на закате, колодец становился подобием эдакого дамского клуба, где женщины могли пообщаться, поделиться новостями, обсудить сплетни, похвалиться достижениями мужей и успехами детей. Похоже, у собеседницы Иисуса не было ни малейшего желания с кем-либо что-либо обсуждать (а тут – какой-то иудей с разговорами пристает).

Можно не сомневаться, что такая обособленность не оставалась незамеченной среди соседок, и имя отшельницы, нам неведомое, не раз склонялось в незлобивых беседах у этого колодца. Впрочем, сегодня в проповедях порой звучат куда более бурные идеи о личной жизни той женщины, чем те фантазии, что приходили на ум современных ей сплетниц. Что же на самом деле мы можем знать об этой женщине из скудных сведений евангельского текста?

Во-первых, что бы там ни сочиняли сердцеведы от кафедры, она – женщина вполне благопристойная. В тексте и намека нет на распутность ее характера или развратный образ жизни. Пять раз она официально состояла в браке. Мы не знаем, каким образом сложилась ее столь непростая жизнь – сколько раз из этих пяти она овдовела, сколько раз получала от мужа разводное письмо. Но то, что некий мужчина снова ввел ее в свой дом, свидетельствует, что на тот момент она имела официальный статус свободной женщины. Иначе он считался бы прелюбодеем и был бы побит камнями вместе со своей сожительницей.

В том, что этот человек не был ей мужем – не ее вина. В патриархальном обществе мужчина решал, вводить ли женщину в дом в качестве жены, или в качестве наложницы. Нам неведомо, почему этот человек взял ее именно в таком статусе. Одной из причин тому могло быть нежелание делить с ее детьми наследство своих детей от предыдущего брака.

Имущественные вопросы играли не последнюю роль в формировании семейных отношений. Помните, как ближайший родственник мужа Руфи отказался приобрести его земельный надел, поскольку по закону о левирате его дети не унаследовали бы эту инвестицию? Да и сама Руфь не смела требовать от Вооза брачных обязательств, поначалу предложив ему себя в статусе наложницы. Скорее всего – по той же причине, ибо крайне маловероятно, чтобы Вооз, зажиточный израильтянин зрелого возраста, не состоял бы в браке или, по крайней мере, не был бы вдовцом.

Во-вторых, она – женщина стойкая. Вряд ли она с детства мечтала о такой судьбе – один за другим хоронить мужей или снова оказываться в одиночестве с разбитым сердцем и разводным письмом в руках. Как всякая девушка, она хотела иметь дом, заботливого супруга, спокойную старость в окружении внуков. Но жизнь не была к ней снисходительна. Тем не менее, превратности судьбы не сломили ее сильного характера.

Следующий вывод, который мы можем сделать, она – женщина прилежная, работящая, хорошая хозяйка. Шанс повторного замужества для вдовы был невелик. Для разведенной – еще меньше. Эту же женщину уже шестой мужчина вводит хозяйкой в свой дом!

К тому же она – женщина неглупая. Тонкий сарказм, с которым она вступает в беседу – признак острого ума.

– Что, еврей?? Куда подевалась вся твоя иудейская спесь, когда нужда одолела?

– Господин мой, тебе и колодезной-то воды зачерпнуть нечем, а у тебя, поди ж ты, – живая!

– Даже праотец Иаков эту мертвую воду пил. И сыновья его, патриархи колен израилевых, пили эту, другой не имели. Кем же ты, молодой человек, себя возомнил?

– Ну, тебя понесло! Ежели у тебя неиссякаемый источник живой воды, что ж ты тут у колодца сидишь, у меня мертвой воды просишь? Ты мне своей дай, чтобы и мне к колодцу не надо было бегать!

Последнее, и самое важное. Собеседница Иисуса – женщина благочестивая. Выяснилось, что Иисусу известны факты ее жизни, о которых в полной мере не мог знать никто кроме нее самой. Она понимает, что перед ней пророк, способный ответить на любой вопрос. Причем, представится ли возможность спросить еще о чем-либо – неведомо.

Вот лично вас что волнует более всего? Будь такая возможность задать с глазу на глаз один-единственный вопрос кому-то, кто знает все, о чем бы вы спросили?

Самым важным для этой женщины было: какое поклонение угодно Богу? Получив же ответ, «женщина оставила свой кувшин для воды, вернулась в город и сказала людям: “Идите и посмотрите на Человека, Который рассказал мне все, что я сделала. Не Христос ли Он?”… Много самаритян из этого города поверило в Него благодаря словам женщины… А этой женщине они сказали: “Теперь мы верим уже не потому, что ты нам рассказала. Мы слышали Его сами и знаем, что Он действительно Спаситель мира”» (От Иоанна 4:28,29,39,42).

Сергей Головин facebook.com

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!