Любите своих врагов

Несомненно, одна из самых трудных заповедей для нас — «любите врагов ваших». В то время, когда слоганы вроде «Смерть всем евреям!» набирает популярность в Твиттере в Великобритании, библейский призыв молиться за тех, кто преследует нас, кажется более экстремальным, чем когда-либо. Конечно, это касается обеих сторон. Идея о прощении Хамаса (и его полных энтузиазма сторонников) кажется невыполнимой целью — не говоря уже о том, чтобы сделать дополнительный шаг любви в их сторону. Аналогичным образом, и в Газе есть верующие, которые потеряли всё.

Божье сердце по отношению к нашим врагам

«Я читаю книгу Ионы и понимаю его на совершенно новом уровне», — написал израильтянин в группе для мессианских верующих в социальных сетях. Он мог сопереживать Ионе, когда ему пришлось идти проповедовать в Ниневию… и почувствовал Божий вызов лично ему, когда он размышлял об этом. Хотим ли мы, чтобы террористы услышали призыв к покаянию? Чтобы они получили шанс войти в семью веры? Дело тут не только в страхе, но и отвращении к подобной бесчеловечности, и нужно изо всех сил постараться, чтобы просто желать таким людям покаяния и обретения прощения. Хамас во многом такой же, как и ИГИЛ, как многие сейчас осознают, и Ниневитяне действовали подобным образом во времена Ионы. Крайняя и чрезмерная жестокость, которая заставляет стынуть кровь в жилах. Ноль милосердия, даже для детей. Как мы вообще смеем видеть всё это… а затем соединяться с сердцем Бога по отношению к преступникам? Но это именно то, что сказал Иисус.

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5:43-48).

Планка настолько высока, что практически недостижима. «Совершенны»? Только Дух Божий может сделать это возможным. Так же, как мы не можем летать… до тех пор, пока мы не сядем в самолёт. Дух Бога, живущий в нас, открывает для нас целые вселенные возможностей. Невозможная задача любить наших врагов становится возможной. Он — самолёт, который позволяет нам летать. Но каждый из нас должен быть готов принести все наши чувства, мысли, и трудности перед Божьим престолом и дать Ему возможность восстановить нас. Изменить наши сердца и наполнить их сверхъестественной любовью.

Бог невозможного

Это может произойти даже в самых, казалось бы, крайних случаях. Корри Тен Бом пережила нацистский лагерь смерти, а позже столкнулась с одним из охранников…

«Тогда-то я и увидела его, продвигавшегося вперёд через толпу. В один момент я увидела пальто и коричневую шляпу; в следующий момент — синюю униформу и фуражку с козырьком, на котором изображены череп и кости. Воспоминание вернулось ко мне порывом: огромная комната с её резким светом ламп на потолке, жалкая груда платьев и обуви посреди комнаты, стыд от того, что мне пришлось пройти голой мимо этого человека. Я видела перед собой хрупкую фигуру моей сестры, острые ребра под пергаментной кожей. Бетси, какая ты худая! Мы с Бетси были арестованы за сокрытие евреев в нашем доме во время нацистской оккупации Голландии; этот человек был охранником в концлагере Равенсбрюк, куда нас отправили. Теперь он стоял передо мной, протянув руку: „Отличное выступление, фройляйн! Как хорошо знать, что, как вы говорите, все наши грехи находятся на дне моря!“ И я, столь блестяще говорившая о прощении, ковырялась в своём кошельке, вместо того чтобы принять эту протянутую руку. Он, конечно, не мог запомнить меня — как он мог помнить одну заключённую среди этих тысяч женщин? Но я вспомнила его и кожаную рукоять кнута, свисающего с его пояса. Это был первый раз после моего освобождения, когда я столкнулась лицом к лицу с одним из моих мучителей, и кровь, казалось, застыла в моих жилах. „Вы упомянули Равенсбрюк в своей речи“, — сказал он. „Я был там охранником“. Нет, он не помнил меня. „Но с тех пор“, — продолжал он, — „я стал христианином. Я знаю, что Бог простил меня за те жестокие вещи, которые я совершил там, но я хотел бы услышать это и из ваших уст. Фройляйн“ — снова протянутая рука — „вы простите меня?“»

«И я стояла там — я, чьи грехи снова и снова прощались — и я не могла простить».

«Моя сестра, Бетси, умерла в том месте — мог ли он стереть её медленную, ужасную смерть всего лишь одной этой просьбой? Не могло пройти много секунд, на протяжении которых он стоял там, протянув руку, но мне казалось, что это длилось часами, в течении которых я боролась с самым трудным, что мне приходилось делать. Прощение является актом воли, и воля может действовать независимо от температуры сердца. Иисус, помоги мне! Я молилась молча. Я могу поднять руку. Я могу сделать хотя бы это. Ты позаботься о чувствах. И так деревянно, механически, я направила свою руку в ту, которая тянулась ко мне. И когда я это сделала, произошла невероятная вещь. Ток начал бежать через моё плечо, пробежал по моей руке, и перекинулся в наши сжатые руки. И тогда это исцеляющее тепло, казалось, наполнило все моё существо, вызывая слезы на моих глазах. „Я прощаю вас, брат!“ Я заплакала. „Всем сердцем“. Долгое время мы держали друг друга за руки, бывший охранник и бывшая заключённая. Я никогда не знала любви Бога так сильно, как в тот момент. Но даже тогда я осознала, что это была не моя жизнь. Это была сила Святого Духа». [1]

Точно так же мы должны любить наших врагов. Это может показаться невыполнимой задачей, но мы служим Богу невозможного. Мы можем прийти к Богу в молитве, и так же, как Он помог Корри  Тен Бом полюбить этого охранника, Он может помочь нам в самых крайних обстоятельствах. Как сказала сама Корри Тен Бом:

«Самое замечательное в молитве — это то, что вы покидаете мир, в котором вы чего-то не можете сделать, и попадаете в царство Бога, где всё возможно. Он специализируется на невозможном. Нет ничего слишком великого для Его всемогущей силы». 

Подставить другую щёку?

Иисус также сказал нам подставить другую щёку, в той же главе Евангелия от Матфея. Это такой мощный способ противостоять злу, и я знаю людей, которые сделали это с большим успехом. Но есть ли какой-то смысл в идее о том, чтобы Израиль подставил другую щёку Хамасу? Является ли это благочестивой реакцией для народа, когда он отказывается от дальнейших ответных действий, надеясь положить конец циклу насилия? Есть одна британская комедия, в которой по сюжету полицейский участок управляется христианами. Прибегает женщина, обезумевшая от кражи своей сумочки. «О, да, мы простили его и отпустили», — уверяют её полицейские. Это смешно, потому что нелепо. Даже самый искренний ученик Иисуса может увидеть глупость в системе правосудия, работающей по этому принципу. Подставлять другую щёку — это для личных отношений, а не для государственных систем правосудия или для борьбы с терроризмом в международном масштабе.  Андреас Штуц, один из наших профессоров в Библейском колледже One For Israel, написал следующее объяснение о том, как применять подобные отрывки из Писания по отношению к войне Израиля с Хамас:

«Государство несёт ответственность за защиту своих собственных граждан и обеспечение сдерживания врагов Израиля, чтобы они не нападали. Применение этики Нового Завета на политическом уровне — это непросто. Давайте рассмотрим это на гражданском/юридическом уровне. Вы бы хотели, чтобы судья или полицейский потребовали от жертвы изнасилования простить насильника, чтобы он не столкнулся с судебными последствиями? Конечно же, нет. Они там для того, чтобы наказывать преступное поведение. Аналогичным образом, как упоминалось выше, израильская армия должна защищать своих собственных граждан и обеспечивать сдерживание врагов Израиля. Этика Нового Завета предназначена для христиан, когда они сами лично подвергаются преследованиям. Однако даже христианин, видя, что кто-то совершает серьёзную несправедливость по отношению к кому-то, может быть вынужден применить (даже жестко) силу, чтобы остановить это. Тем не менее, будьте уверены — Израиль не хотел этой войны, и, таким образом, не инициировал её. Пожалуйста, проверьте, сколько войн Израиля было инициировано Израилем. Недаром израильскую армию называют «армия обороны Израиля». В этом уравнении следует учитывать ещё один момент. Опыт показал, что, когда Израиль решает не отвечать силой, то другая сторона не испытывает эмоционального воздействия доброй воли Израиля, но признает его слабость и стремится воспользоваться ею».

Это не только допустимо, но это обязанность государства защищать своих граждан, используя военные действия, когда это необходимо. Иногда, как мы видели в борьбе с Гитлером, борьба до конца является абсолютно правильным и нравственным делом. Сдерживание военных действий перед лицом необузданной агрессии — вот как увековечиваются циклы насилия. Насилие может быть остановлено, как только победа будет достигнута, но кровопролитие будет продолжаться бесконечно, если будет навязан компромисс, поскольку он просто позволяет агрессору продолжать нападения. Необходимо остановить такого врага как Хамас (в отличие от палестинского народа), как это было сделано с ИГИЛ и нацистами. Простые люди в Газе на этом этапе также взывают к изгнанию Хамаса, после того как их насильно использовали в качестве живых щитов, и их жизнь рассматривается с полным пренебрежением со стороны их собственных лидеров. Вот слова жителя Газы:

«Каждый житель Газы сейчас мечтает о том, что эти люди уйдут. Мы платим цену за идиотские решения Хамаса. Как долго это будет продолжаться? Если Хамас останется, то, например, может произойти прекращение огня, перемирие и через год или два Хамас повторит тот же сценарий».[2]

Ликвидация Хамас является правильным решением не только для того, чтобы защитить израильтян от зла и вреда, которые террористы с восторгом совершают при любой возможности, но и ради самого населения Газы. Так что, если мы не подставим другую щёку, как будет выглядеть любовь к людям в Газе? Израильские фельдшеры и добровольцы трудятся без перерыва в самых экстремальных и ужасающих условиях, но знаете ли вы, что некоторые из пойманных и раненых террористов сейчас находятся на лечении в наших больницах? Можете себе представить, чтобы такое происходило с израильскими солдатами, получившими ранения в Газе? Израиль привозит много людей из Газы для лечения в израильских больницах, включая дочь одного из лидеров Хамас. Израильские разрешения на работу были выданы 20 тысячам жителей Газы, ежедневно доставляются многочисленные грузовики с гуманитарной помощью и осуществляется множество проектов, направленных на установление отношений и мира. К сожалению, некоторые из этих активистов были убиты Хамасом. Поэтому Израиль во многих отношениях протягивает руку дружбы тем, кто находится в Газе. Однако, как неоднократно заявляла армия обороны Израиля, население Газы не является нашим врагом. Наш враг — Хамас. Лучший способ благословить кого-либо — людей в Израиле, людей в Газе, даже членов Хамаса — это благословить их через Иисуса. Мы продолжаем делиться Евангелием через интернет и достигать самых разных людей в Газе, и мы каждый день поддерживаем тех, кто отозвался на это приглашение к Иисусу, насколько это возможно. Мы также молимся за тех, кто преследует нас. Всякий раз, когда вы слышите, как израильтяне молятся о конфликте, вы почти всегда сможете услышать, как они молятся за Газу.

Враги, которые любят нас!

Между тем, мы также получаем большую любовь, заботу и поддержку от наших помощников из других стран — даже из Ирана! Иранские футбольные болельщики в Тегеране потребовали снять на матче палестинские флаги, которые были установлены властями, и огромное число из них поддержали Израиль в этом конфликте с Хамас. Они прекрасно понимают, с чем мы здесь имеем дело. Многие иранцы выступают против своего руководства и поддерживают народ Израиля. Один иранский друг недавно позвонил нам, чтобы узнать, как у нас дела. Он и его друзья смело выступают за Израиль. Он был так воодушевлён и молился за нас, спрашивая, как они могут помочь. Другой верующий, мусульманского происхождения, из Ирана объединился с верующим мессианским евреем (по имени Ави) здесь, в Израиле, прилагая огромные усилия для оказания помощи в обеспечении продовольствием многих тысяч перемещённых лиц. Сотни тысяч израильтян были эвакуированы из своих домов, расположенных вблизи северной границы и в общинах, расположенных вблизи Газы, и также есть много людей, ухаживавших за престарелыми гражданами, которым пришлось покинуть страну. В огромной операции, эти повара милосердия активизировались, чтобы накормить нуждающихся израильтян, и они делают это с большой любовью и заботой.

Точно так же, хотя люди в Египте обычно не дружелюбны к израильтянам, слушателями нашего Радио Агапэ в первую очередь являются граждане США, но на втором месте по количеству слушателей Египет! Верующие приложили много усилий, чтобы быть послушными повелениям нашего Мессии и соединить руки между арабами и евреями, сыновьями Исаака и сыновьями Измаила. Однако общение между братьями и сёстрами по вере относительно легко, даже если оно происходит между враждебными странами. Как сказал Иисус, «если вы приветствуете только своих братьев, то разве поступаете иначе, чем все остальные?» Любить тех, кто хочет убить нас — это что-то иное. Однако мы очень серьёзно молимся за всех, кто вовлечён в эту ужасную войну.

Иисус показывает нам, как это делать

Многие мусульмане в Ираке и Сирии пришли к вере в то самое время, когда ИГИЛ был на пике ярости и истинное лицо ислама было раскрыто. Мы искренне молимся за всех в Газе, как за обычных граждан, которые просто хотят жить, так и за радикальных боевиков, которые выбирают путь террора. Иисус любит каждого из них. Если мы хотим быть отображением Его сердца и идти по Его стопам, мы должны поступать так же. Мы все когда-то были врагами Бога, и мы спасены только Его милостью.

«Христос же умер ради нас, когда мы ещё были грешниками, и этим Бог показал, как велика Его любовь к нам. Так как теперь мы, благодаря смерти Христа, оправданы перед Богом, то тем более через Него спасены мы будем от гнева Божьего. Ибо если, когда мы ещё враждовали с Богом, Он примирился с нами через смерть Своего Сына, то тем более теперь, когда мы примирились с Ним, Он спасёт нас через жизнь Своего Сына» (Рим. 5:8-10).

Бог любил нас как Своих врагов, и дал нам Своего единственного Сына в уплату за наш грех. Не Иисус заслужил наказание, а мы. Он принял его вместо нас. Это — крайняя и радикальная любовь, которую Он излил на нас, даже когда мы были Его врагами, и теперь, как Его дети, мы должны ходить в этой любви. Судьба тех, кто ходит во тьме, немыслима: страшно впасть в руки Бога живого. Мы не хотим, чтобы кто-либо, включая террористов Хамаса, предстал перед Богом без прощения, которое приходит с покаянием. Мы молимся, чтобы многие из Газы и всех вражеских народов, окружающих Израиль, были поставлены на колени и приняты в семью веры. Шатёр Авраама открыт для всех его детей. Бог Иакова взывает: Вернитесь домой.

  1. Corrie ten Boom, A Tramp For the Lord, p.56-57
  2. https://www.peacecomms.org/gaza, “Whispered in Gaza” project, Palestinians expose life under  Hamas

oneforisrael.org, перевод Александр Пилипер ieshua.org

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!