Толковать книгу Откровения – занятие рискованное. «Иоанн увидел много диких чудовищ, но ни одно из них не было столь диким или чудовищным как некоторые из его толкователей», – писал Честертон.
Среди наиболее экзотических, изощренных, а порой даже извращенных толкований – всевозможные разъяснения смысла текста: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» (Откровение 20:1-3).
Зачем? Зачем диаволу по прошествии тысячи лет должно быть освобожденным? Ведь Господь Бог Вседержитель уже воцарился и брак Агнца уже наступил (Откровение 19:6,7)! Для чего же сатану будет нужно снова выпускать на свободу? Причем, говорится об этом не как о побеге из заточения, а как о целенаправленном действии со стороны того, кто имеет власть над узником.
Спектр мнений по этому поводу протирается от наивного недоразумения до утонченного садизма, но ни одна из расхожих идей не дает вразумительного ответа. А, может быть, за этими словами стоит некий образ, очевидный современникам Иоанна, но мало понятный для нынешнего читателя? Давайте разбираться.
В эпоху принципата логичным финалом всякой великой победы становилось триумфальное шествие победителя. Единого сценария для триумфов не существовало, однако можно выделить некие общие черты, позволяющие считать триумфальное шествие особым ритуалом.
Как правило, возглавлял шествие командующий войсками триумфатора, облаченный в багряную тогу и с диадемами вокруг головы. Диадемою называлась цветная лента, повязываемая вокруг головы военачальника в ознаменование победы в каком-либо решающем сражении (впоследствии это название будет означать драгоценный венец, облегченную версию короны).
Следом за главой процессии шли воины, которые несли многочисленные трофеи. В те дикие времена трофеями, в первую очередь, назывались отнятые у врага в бою оружие и знамена. Лишь два тысячелетия спустя просвещенные представители «самого гуманного общества» станут так звать имущество, награбленное вопреки положениям Гаагской конвенции у жителей захваченных земель.
(В период Второй мировой войны «хорошо исполняющим службу» советским воинам позволялось отправлять домой посылки «трофейного» добра от пяти до шестнадцати килограмм в месяц в зависимости от звания. В XXI веке, похоже, «освободители» и вовсе перестали себя как-либо в этом ограничивать).
Особую ценность представлял так называемый «тучный трофей», когда победитель, сняв доспехи с поверженного знатного противника, вешал их на шест с крестовидной перекладиной и нес перед собою. Именно к этому образу обращается апостол Павел, когда пишет, об Иисусе: «Он перечеркнул список наших долгов, предъявленных к оплате предписаниями Закона, и уничтожил этот список, пригвоздив его к кресту. И этим Он обезоружил Начала и Власти и, выставив их всем на посмешище, провел как пленных в Своем триумфальном шествии» (Колоссянам 2:14,15 РБО).
В полном соответствии с приведенной цитатой, за материальными трофеями в процессии следовали «живые трофеи» – закованные в цепи знатные пленники – цари, вельможи, военачальники – которым по окончании триумфа выносился приговор – будь то публичная казнь либо сбрасывание в тюремную яму (carcer). После наступал апофеоз шествия – выезд самого триумфатора в золоченой квадриге – круглой колеснице, влекомой четверкой белых лошадей.
Из всех триумфов наиболее болезненными для первых читателей Откровения были воспоминания о триумфе Веспасиана в 71-м году после подавления Иудейского восстания и разрушения Храма. Триумфатор являл собой воплощение Юпитера Капитолийского. Сын императора Домициан, правивший Римом во время написания Иоанном Апокалипсиса, стал первым принцепсом, повелевшим называть себя dominus et deus (лат. – господь и бог). Тогда же, в триумфе своего отца, он представлял образ божьего сына и выезжал в колеснице, запряженной одним белым конем.
Финал торжества по поводу воцарения Господа Бога Вседержителя и брака Агнца изображается тайновидцем как триумфальное шествие, возглавляемое подлинным Сыном Божьим: «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: “Слово Божие”. И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: “Царь царей и Господь господствующих”» (Откровение 19:11-16).
И, похоже, что именно для участия в триумфальной процессии, возглавляемой Христом, сатана и будет выпущен из темницы своей. Но он не будет освобожден. Диавол останется в цепях, дабы, подобно закованным в кандалы побежденным земным царям, пройти по всей земле и принять наказание, предваряя выход триумфатора. И те, кто, прельстившись надеждой на его освобождение, станут собираться на брань, разделят его финальную участь: «И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откровение 20:9-10). Этим ознаменуется его окончательное поражение.
А после наступит апофеоз – явится Сам Триумфатор: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места» (Откровение 20:8-11).
Так завершится великое торжество, когда Сын «предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Коринфянам 15:24-28).
Сергей Головин facebook.com
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!