«Христианский вердикт» книгам Джоан Роулинг о Гарри Поттере

Больше 20 лет назад, 26 июня 1997 года, вышла первая книга британской писательницы Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень», положившая начало целой серии книг о маленьком волшебнике. Гарри Поттер, один из важнейших литературных героев XXI века и уж точно самый популярный, превратился в феномен; книги Роулинг — с детально выписанным волшебным миром, сложно устроенным сюжетом и юмором — полюбили и взрослые, и дети. Как относятся к серии романов о юном волшебнике в христианской среде? Читать или не читать? Смотреть или не смотреть? Стоит ли читать эти книги детям?


Официальная газета Ватикана «L’Osservatore Romano» назвала шестой фильм о Гарри Поттере лучшей экранизацией романов английской писательницы Джоаны Роулинг.

Издание указало на то, что даже в изображении тинейджерской любви между героями романа авторам киноленты «Гарри Поттер и принц-полукровка» удалось соблюсти «корректный баланс», который придает большую правдивость сюжету в глазах аудитории.

Ватикан особо отметил тот факт, что в фильме ясно звучит мысль о неизбежной победе добра над злом и о том, что в этой борьбе подчас приходится идти на жертвы и платить высокую цену.


Эрвин Люцер, старший пастор церкви Муди в Чикаго, постоянный участник программ национальной Библейской вещательной сети в США и Трансмирового радио, автор более 20 книг, из книги «Кто ты, чтобы судить? Как научиться различать правду, полуправду и ложь»:

Что можно сказать о серии романов под общим названием «Гарри Поттер»? Везде говорят, что эти романы, написанные Дж. К., являют собой «величайший триумф в истории мировой литературы». Некоторые христиане, первоначально выступавшие против этих книг, после прочтение романов изменили свое мнение. Их аргумент состоит в том, что автор имеет право обращаться к теме оккультизма, не выступая при этом за сам оккультизм как таковой. При этом идет сравнение с произведениями Толкиена и Льюиса.

Существует только два источника духовной силы – это Бог и сатана.

Некоторые христиане утверждают, что колдовство в «Гарри Поттере» носит чисто механический характер; то есть, оно используется для того, чтобы завязать сюжет или выразить какую-нибудь мысль. Однако я опасаюсь, что «Гарри Поттер» может запросто стать тем, что Марк Филиатре назвал «виртуальным мостом», соединяющим детей с опасным миром оккультизма.

Вероятно, трудно однозначно определить, насколько роман «Гарри Поттер» плох или хорош, это дело вкуса, и все же, при беглом просмотре материала лично я утверждаю, что четвертая книга в особенности мрачна и жестока. Явно просматривается тема колдовства с «дружеским лицом», и при этом я так и не понял, какое благо несет эта книга детям.

Здесь я привожу вопросы, которые могут нам помочь при оценке материала; я убежден, что эти вопросы также помогут увидеть отличие романов о Гарри Поттере от книг Толкиена и Льюиса.

— Учит ли эта фантазия абсолютным положениям, или же она основана на релятивистских учениях о добре и зле?

— Представлено ли в этих книгах зло в роли «добра»?

— Используются ли для мести такие средства, как заклинания, проклятия и другие «силы зла»?

 Чтение этих книг заставляет читателя увлекаться оккультизмом или опасаться его?

 Можно ли нарушать правила и оставаться при этом героем?

 После прочтения книги или просмотра фильмов увлекутся ли дети поисками скрытых сил и тайных знаний?

Оккультизм всегда зло, даже когда он кажется добром.

Несколько слов родителям: если ваши дети прочитали эти книги, или очень хотят прочитать, прочитайте их вместе с ними и укажите на различия между взглядами Гарри Поттера и христианским учением. Помогите им понять, что в этих книгах пропагандируется практика, которую Библия однозначно осуждает. А еще лучше, дайте им почитать другие художественные произведения, которые пропагандируют христианские ценности.

Джаррем Баррс (Jarrem Barrs), профессор христианских исследований и современной культуры в духовной семинарии «Covenant» (англ.) 


Во время пресс-конференции в ходе своего «Тура открытой книги» в 2007 году автор известных по всему миру книг о Гарри Поттере Джоанн Роулинг рассказала репортерам, что для нее религиозная темя в книге всегда была очевидной. Хотя Роулинг специально удерживалась от ссылок на какую-либо религию, чтобы скрыть конец истории.

«Для меня религиозные параллели всегда были очевидны, — сказала Роулинг. – Но я никогда не хотела говорить об этом, чтобы не дать людям зацепки и намека на конец истории».

По всей видимости, последняя книга серии говорит о воскресении и жизни после смерти.

Сама Роулинг говорит, что до сих пор не может определиться, верит она в жизнь после смерти, или нет. «Если бы вы спрашивали меня об этом целую неделю, я бы, скорее всего, сказала «да» — я верю в жизнь после смерти. Но до сих пор я сражаюсь с этим. И думаю, это видно в моих книгах».


Андрей Постернак, директор православной гимназии, декан исторического факультета ПСТГУ:

То, что написал Толкин, несмотря на христианский подтекст, связано с классической мечтательностью, уводящей человека от реальной жизни. И он, на мой взгляд, ответственен за то, что погрузил многих читателей в фантастический мир. Для духовной жизни это совсем не полезно. А Роулинг – вполне современный человек, далекий от церковности, она вынесла из книг Толкина лишь внешнюю сторону. Для нее все глобальные, основанные на христианском мировоззрении проблемы свелись к общим представлениям о добре и зле. Иногда христианский подтекст у нее и вовсе исчезает – тогда появляются элементы повествования, напоминающие фильмы ужасов.

К примеру, когда Поттер с Дамблдором попадают в пещеру с инферналами или когда Вольдеморт берет у Поттера кровь для восстановления собственной персоны. Я не думаю, что Роулинг – практикующий экстрасенс или ведьма, стремящаяся ввести в свой текст оккультную практику. Магия для нее – явно часть художественного волшебного антуража. Однако, увлекаясь внешней стороной волшебного мира, она постепенно уходит, может, против своей воли, в такую область, в которой разобраться, не имея четких духовных ориентиров, невозможно.

Христианский автор может остановиться в определенный момент, а для Роулинг таких пределов нет.

Отсюда и возникает ощущение, что добро и зло в ее мире могут меняться местами, что Поттер – оборотная сторона Волдемота. У Льюиса есть рассказ «Расторжение брака»: именно о том, что добро не может являться оборотной стороной зла. Эти понятия должны быть четко разведены. А у Роулинг нет этого традиционного христианского понимания – она пишет вслед за полетом своей фонтанирующей мысли.

Ее книги являются продуктом современного, постхристианского сознания человека.

И понятно отторжение христиан, которые подспудно чувствуют это.

На мой взгляд, эти книги могут быть опасны и вредны для детей, которые не имеют четких духовных ориентиров, которые, как сама Роулинг, подобно кораблю в духовных волнах житейского моря мечутся, не могут определиться. И таких детей сбить с толку эти книги, конечно, могут очень здорово. А если ребенок вырос в традиционной культуре, если он знает классическую литературу, то, мне кажется, его не так просто можно будет выбить из колеи. Не в раннем возрасте, но старший школьник, студент уже может разобраться в этих книгах и вынести свое суждение по этому поводу, поэтому я не вижу здесь такой страшной опасности для православных.

Никому не приходит в голову воспринимать какой-нибудь детективный роман как духовное руководство к своей жизни. Это развлекательная литература, которая должна занимать определенное место в жизни человека или вообще не занимать. Перед православными не стоит ведь такая проблема, читать или не читать детективы Агаты Кристи, никто не анафематствует ее, никто не восхваляет. Так и здесь, лет через десять Поттер займет свое место в нише современной литературы.

Сила книги в том, что Роулинг конструирует реально существующий мир. Этот мир реально есть у нее в голове. Так же, как Толкин. Это не просто сказка: Алиса заснула, ей приснилось Зазеркалье, она проснулась, и все кончилось. Для Толкина мир сказки – это реальное измерение, он об этом и пишет в одном из своих эссе. И христианство является частью этого мира, свидетельствует о неком абсолютном добре. И в этом смысле и Толкин, и Роулинг погружают в этот мир. Ведь что Роулинг удалось блестяще воспроизвести — атмосферу английской школы, закрытого учебного заведения, взаимоотношения с преподавателями, учениками. Она нашла ту нишу, которая у Толкина и Льюиса не была заполнена.

Ее книги обладают своей притягательностью, человек погружается в этот мир. А в том, что касается оккультных вещей, я еще раз подчеркну, для нее это часть художественного антуража.

Христианский автор может остановиться в определенный момент, а поскольку у нее нет такого ограничителя, она и пишет, как считает нужным. Другие современные западные писатели не пользуются такой популярностью у юношества, а ведь практически к каждому можно выставить ряд претензий. Тот же Ремарк, например. Очень читаемый в свое время автор. Ну а что – у Ремарка очень много нравственных или вдохновляющих вещей? Да нет. Но Ремарка-то никто не анафематствует из православных…


Джон Гранджер (John Granger)американский автор, спикер, известен своими работами по анализу книг о Гарри Поттере, выделил три христианских момента, которые писательница использует в книге:

1. Когда она цитирует Библию

В финальной книге дважды цитируется Писание. Во-первых, это цитата из Евангелия от Матфея 6:21 на странице 325: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Второй случай, когда Гарри обнаружил отрывок из 1 Коринфянам 15:26 на надгробной плите своих родителей (стр. 328): «Последний же враг истребиться – смерть».

2. Когда его спасает его Отец

Дементоры – существа в капюшонах, которые олицетворяют само зло в книгах. Они охраняют магическую тюрьму и, когда требуется, могут подарить «поцелуй дементора», которым забирают душу человека, оставляя пустую оболочку.

В какой-то момент в третьей книге «Гарри Поттер и узник Азкабана» Гарии окружают более 100 дементоров. Ранее у него не получалось защититься от них заклинанием, но на этот раз он сумел произнести «экспекто патронум», что переводится, как «в ожидании отца». Олень – образ его отца – прогоняет зло и спасает Гарри.

3. Воскресение Гарри

Вероятно, наиболее явное проявление христианского символизма это когда Гарри «умирает», чтобы победить последнюю частичку зла.

В «Смертельных реликвиях» он понимает, что последняя частичка души Волдеморта перешла в него самого и для того, чтобы спасти остальных, ему придется пожертвовать собой.

Как и Иисус в Гефсиманском саду, Гарри идет навстречу своей смерти без сопротивления. Он погибает и встречает Дамблдора – образ отца – который говорит, что у него есть возможность вернуться и победить Волдеморта раз и навсегда, что Гарри и делает.


Андрей Кураев, православный публицист и блогер, протодиакон: Книги про волшебную школу могут стать реальным рассадником антихристианских настроений и среди детей, и среди взрослых – в том случае, если Церковь объявит этим книжкам войну. Но миссионерски и педагогически умнее было бы или просто не замечать их, или же, заметив их существование как объективный, независящий от нас факт, дать этому факту такое толкование, при котором эти книжки стали бы мостиком на дороге в Церковь.

Я не советую читать эти книги тем, кто ещё их не прочитал. Я лишь исхожу из того, что они уже есть в мире наших детей. И предлагаю истолковать этот факт так, чтобы дети не остались с этим фактом один на один, без христианского компаса.

Я просто предлагаю читать эту книгу вместе с детьми – иначе они всё равно будут её читать.

Но без нас – в гостях или в библиотеках. Вам нужна такая “партизанская война” в вашей семье? Я не говорю, что со всем, что написано в этих сказках, христианские педагоги должны согласиться. Но и осуждение не должно быть огульным.

Если миллионы детей во всём мире полюбили эту книжку – значит, есть в ней добро и свет, ибо детям вряд ли может понравиться зло.

Поэтому и реакция педагога должна быть выверенной, как движения глазного хирурга.

Надо различить: где вместе почитать, где поиграть, где попереживать, а где и – вышутить. “Ты что, малыш, всерьёз в волшебную школу записаться захотел? Да тебя самого, кажется, заколдовали! По моему, к тебе применили заклятие на паралич разума! Знаешь, это когда палочку нацеливают на голову и кричат – “Сумасшестикус!”. Вот мы с тобой сейчас пойдём купим газету с фоторекламой настоящих колдунов. Видишь – вот тут их фотографии. Присмотрись к глазам этих “целителей”. Неужели тебе хочется, чтобы и твои глазки стали такими же пустыми, фальшивыми и злыми? Ты разве не знаешь, что в нашей реальной жизни рядом с каждым настоящим колдуном стоит дементор?”.

Если Вы просто отберёте книгу у ребёнка – Вы потеряете право на подробный критический разговор о ней с Вашим малышом.

А если Вы будете вместе её читать и вместе её переживать – то у Вас будет возможность корректировать реакцию маленького читателя так, чтобы не книжка воспользовалась им, а ребёнок – книжкой.


Константин Мацан, публицист, музыкант:  Кстати, о мальчике-волшебнике. Не думаю, что это христианская сказка — в том смысле, что не надо ее совать детям от имени Церкви. Однако если дети без нашего спроса ее взяли — это еще не повод с ними ругаться. Почему? Потому что и

эта книга может заставлять задуматься над христианскими вопросами.

Ведь практически вся сказка посвящена теме власти — власти над обстоятельствами, над самим собой.

А кроме того, в «Гарри Поттере» есть и недвусмысленные миссионерские детали: в финале четвертой части, когда злой колдун Волан-де-Морт парализовал Гарри Поттера, у мальчика нет волшебной палочки, чтобы защищаться, он не может сдвинуться с места, не может даже произнести никакого заклинания. И тогда в тексте появляется очень значимая фраза: «Гарри начал молиться». Кому может молиться Гарри? Очевидно, Тому, Чье Рождество и Пасху в школе, где он учится, празднуют. Поэтому беседу с детьми, которые увлекаются «Гарри Поттером», я бы строил, опираясь именно на этот эпизод.

Наверное, не только христианские сказки могут вести ко Христу.

Потому что если мы верим, что Христос — Спаситель всего человечества, что через Него совершится пророчество, ожидаемое всеми народами, то, значит, все эти ожидания должны где-то храниться. Возможно — в сказках. Ведь сказки — самый архаичный жанр. В них есть пласты и дохристианской эпохи — семена, которые потом могут вырасти в христианскую мысль…

Алексей Осипов, богослов, профессор Московской духовной академии


10 аргументов против Гарри Поттера немецкой писательницы Габриэллы Кюби, которая написала книгу «Гарри Поттер — добро или зло?» и с которой переписывался кардинал Ратцингер (сейчас это Папа Римский Бенедикт XVI):

1. Гарри Поттер представляет собой глобальный долгосрочный проект по изменению культуры. То, что ранее сдерживало молодое поколение от магии и оккультного разрушается. Таким образом, побежденные Христианством силы возвращаются в общество.

2. Хогвартс, школа магии и колдовства, — это закрытый мир насилия и ужаса, мир проклятий и чар, мир расистской идеологии, мир кровавых жертвоприношений, мир гадостей и одержимости. Там присутствует атмосфера постоянной угрозы, которой не может избежать молодой читатель.

3. Хотя Гарри Поттер вначале возникает для борьбы против зла, но, на самом деле, сходство между ним и Волдемортом, отъявленным злодеем-противником в этой истории, становится все более и более очевидным. В пятой книге, Гарри одержим Волдемортом, что приводит к проявлению симптомов распада личности.

4. Мир людей унижается, а мир ведьм и колдунов возвеличивается.

5. Там нет никакого положительного трансцендентного измерения. Все сверхъестественное имеет только демонический характер. Божественные символы извращены.

6. Гарри Поттер — это не современная сказка. В сказках колдуны и ведьмы однозначно представляют зло. Герой побеждает их силу проявляя добродетель. Во вселенной Гарри Поттера нет персонажа, который целенаправленно стремится к добру. В хороших (казалось бы) концовках присутствует и плохой смысл.

7. Возможности (молодого!) читателя к различению добра и зла блокируются через эмоциональную манипуляцию и интеллектуальную путаницу.

8. Это нападение на молодое поколение, игриво завлекающее его в мир колдовства и волшебства и наполняющее воображение молодежи образами мира, в котором господствует зло и из которого нельзя сбежать. Но напротив, он изображен крайне привлекательным.

9. Те, кто ценит плюрализм мнений должны противостоять практически непреодолимой силе этого давления, которое достигается за счет гигантского корпоративного и мультимедийного блицкрига и проявляет элементы тоталитарной промывки мозгов.

10. Поскольку с помощью книг о Поттере вера в любящего Бога систематически разрушается (даже уничтожена во многих молодых людях) через фальшивые «ценности» и издевательство над иудео-христианской истиной, представление этих книг в школах — это проявление нетерпимости. Родители не должны соглашаться с тем, чтобы их детям внушали идеи книг о Поттере по соображениям веры и совести.

Джон Гренджер (англ.)

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!