Примирение требует взаимодействия, а это не всегда реально. Потому Иисус дает на этот счет вполне конкретные инструкции: следует предпринять три попытки (От Матфея 18:15-17).
Попытка первая. Ни в коем случае не начинайте сетовать и жаловаться всякому, кто готов слушать! Попытайтесь поговорить со своим обидчиком наедине. Нередко этого бывает достаточно. Человек мог обидеть вас по недомыслию, и даже не знать об этом! Или же возникло недоразумение, и вы друг друга просто не поняли. Не уподобляйтесь своему обидчику. Преодолейте брезгливость – возьмите себя в руки! Покажите, что ваши с ним взаимоотношения ценнее для вас, чем собственные чувства. Не опускайтесь до упреков и не апеллируйте к абсолютным категориям типа «вечно» или «никогда». Просто дайте знать, как вы восприняли те или иные его слова или действия и что именно в них вас задело. «Если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (18:15).
Но если это не помогло, следует предпринять следующую попытку: «возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (18:16). Попытайтесь прибегнуть к помощи нейтральных посредников, чье мнение вы оба уважаете – служителей церкви, общих друзей и т. п.
Лишь в том случае, если и эта попытка не возымела успеха, можно посвятить в суть конфликта остальных общих знакомых. Буквально написано: «скажи церкви» (18:17). Но церкви в нынешнем понимании этого слова тогда еще не существовало. Эклессией (греч.) или кагалом (евр.) звалась группа людей, собирающихся в одном доме. Т. е. речь идет о близких вам людях, о непосредственном круге общения.
Самая большая ошибка, которую мы допускаем, ища примирения, – начинать именно с этого шага, тут же всем рассказывая о своей обиде, в то время как это – последняя крайняя мера, за которой возможности для примирения больше нет: «да будет он тебе, как язычник и мытарь» (18:17). А с язычниками и мытарями евреи просто старались не иметь дел.
Тут, впрочем, уместным будет одно замечание. Хотя Иисус говорит именно о личной обиде («Если же согрешит против тебя брат твой» – 18:15), нередко этот текст применяют по аналогии к сфере церковной дисциплины, считая его инструкцией по отлучению провинившегося.
В целом такой подход приемлем, но не стоит забывать, что главная цель церковной дисциплины – не избавляться от неудобных, а восстанавливать нарушенное грехом братское общение. Да и фраза «да будет он тебе, как язычник и мытарь» в этом контексте имеет совершенно иное значение, ибо контактов с грешниками церкви следует не избегать, а, наоборот, делиться с ними Благой Вестью, призывая к покаянию.
Но, как уже было сказано, речь в этих стихах ведется именно о примирении, поскольку оно, когда возможно, предполагает участие обеих сторон. Для прощения же этого не требуется. Ведь и Бог, прощая нас, послал Сына Своего в умилостивление за наши грехи, когда мы еще были грешниками – задолго до того, как мы это прощение приняли и примирились с Ним.
Сергей Головин facebook.com
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!