Почему церковь уже не та? Чем отличается современная церковь от первоапостольской

Последнее время христиане часто говорят, что нам пора вспомнить, какой была первоапостольская церковь. Стыдно признавать, но я тоже люблю поворчать на эту тему. Чем серьезнее мы говорим о первоапостольской церкви, тем понятнее становится, что это – только разговоры, и, на самом деле, мало, кто готов жить по законам первого века: ценности того времени, мягко говоря, немного отличались от наших.

Отношение к остальным христианам

Первым неудобством первого века для современного христианина стало бы буквальное восприятие церкви как семьи. Первые христиане брали на себя активную роль брата, сестры, матери, отца друг для друга и для каждого, кто был частью их общины.

Это не новость для тех, кто хоть раз читал Новый Завет. Новость в том, что мы воспринимаем описание первой церкви, как метафору, надев свои очки ультрасовременного восприятия мира, в которых мы, все такие дальнозоркие, отводим место дедушкам в домах престарелых, а ботаникам-братьям – в отдельных клубах, куда не ступала нога нормального тусовщика.

В первом веке семья не ограничивалась биологическими составляющими, а держалась на посвящении и совместном труде. От родственников не требовалось нравиться – от тебя требовалось любить.

Именно с таким пониманием семьи апостол Павел и Иисус принимал всех верных, как родных. Иисус и Его последователь апостол Павел сместили и расширили взгляд на то, что считалось семьей – теперь семейный круг включал в себя не только кровных родственников, но и людей любой расы или социального статуса – пропускным билетом в семью становилась присяга верности Иисусу Христу.

Бюджет

Многие современные церкви тратят доход от пожертвований на заплаты, арендную плату и прочие вспомогательные материалы. Что же касается благотворительности, то, какую церковь ни возьми, скорее всего, процент на нужды вспоможения будет равен одному или двум. Ну, в крайнем случае, пяти и уж совсем редко – десяти.

В первоапостолькой церкви распределения было обратно пропорциональными. Новый Завет много говорит о помощи неимущим и очень мало (практически никогда) – о зарплатах. И совсем ничего о строительстве храмов. Также в Новом Завете ничего не сказано о десятине, хотя именно эта тема мелькает в проповеди чаще других.

Заповедь жертвовать в Новом Завете упоминается в связи с вспоможением неимущим – в особенности, неимущим за пределами поместной церкви (см послание Римлянам глава 15 стихи 22-29; 1-е послание Коринфянам 16:1-4; 2-е послание Коринфянам главы 8-9). Когда Павел говорит, что Бог любит доброхотно дающего (2-е послание Коринфянам глава 9 стих 7), он говорит это в контексте ситуации, когда еллинские церкви передавали денежные средства в помощь бедным еврейским верующим, проживающим в Иерусалиме. Мне кажется, на одну заповедь о помощи Павел потратил больше чернил, чем на все учения об оправдание по вере.

Но не только Павел говорил о помощи бедным. Сам Иисус говорил, что одним из критериев истинной веры является помощь нищим (см евангелие от Луки глава 12 стих 33 и глава 14 стих 33, евангелие от Матфея глава 19 стихи 16-30); также одним из основных показателей в выборе вечности для праведных и неправедных (евангелие от Матфея глава 25 стихи 31-46). Если мы подойдем к выполнению слов Иисуса серьезно – а сейчас наши бюджетные показатели говорят об обратном – наши поместные церкви несколько видоизменятся.

Показатели силы

Еще одна незнакомая первоапостольской церкви ценность – милитаризм. Милитаризм – это желание поддержания высокого уровня национальной безопасности, то есть армейской боеготовности для агрессивной защиты национальных интересов. И эта ценность является одной из ключевых составляющих американского (и не только, прим. редакции) патриотизма.

Но милитаризм свойствен не только светским кругам. Он также влияет на формирование христианских ценностей.

Исследуя корни американского милитаризма, военный историк Эндрю Басевич пришел к выводу, что его родоначальником является евангелическая церковь. После долгого исследования Басевич заявил:
«Если бы не поддержка десятков миллионов     евангелистов, милитаризм в этой глубоко религиозной стране был бы немыслим».

Ранняя же церковь была без сомнений против милитаризма. Первых христиан абсолютно не прельщал милитаризм римской империи – им был ближе Крест Христов, победивший зло не мечом и копьем, но страданием и любовью. Наиболее часто цитируемым стихом того времени была заповедь Иисуса Христа любить врагов (евангелие от Матфея глава 5 стих 44). Это был «золотой стих» первых веков – что-то сродни тому, как сейчас мы цитируем «Иоанна 3:16».

Сегодня же эта заповедь завалена заметками и толкованиями – ну ведь нельзя любить вообще всех неприятелей. Когда мы сталкиваемся с угрозой, мы думаем не о милости, но о справедливости.

Возможно, христианам и следует служить в армии и уметь защитить невиновного. На эти вопросы нет простого ответа. Но когда церковь становится турбодвигателем машины милитаризма – на защиту и продвижение отечественных интересов – мы внезапно забываем о своих корнях и времени, когда верность Богу становилась для римской империи врагом номер один.

Изучение Библии

Первоапостолькая церковь ценила совместное изучение Библии. Ну уж тут-то нам нечего предъявить, скажете вы. Христиане сегодня держат дома по несколько Библий во всех возможных переводах, всевозможные толкования и самые разные учебники для изучения.

Все так, но это никак не влияет на стремительно растущую христианскую безграмотность. Последнее исследование показало, что шестьдесят процентов возрожденных христиан не могут назвать все десять заповедей, восемьдесят процентов не назовут четыре духовных закона, и двенадцать процентов считают, что Жанна Д’Арк была женой Ноя (в английском языке слово «ковчег» созвучно месту, откуда родом была Жанна, поэтому ее имя в английском звучит, как «Жанна из Ковчега», примечание переводчика).

Первые христиане впитывали Священное Писание как губка, Послания, собранные в Новом Завете, ссылались не только на прямые цитаты из книг Ветхого Завета, но и приводили в пример образы и персонажей, уже знакомые читателю того времени. Например, книга Откровения Иоанна Богослова не содержит ни одной прямой цитаты из Ветхого завета, но упоминает не менее пятиста образов, ранее упомянутых в Священных Писаниях.

Первая церковь буквально воспринимала слова Иисуса: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (евангелие от Матфея глава 4 стих 4). Тем более, что, покинув их, Он заповедал им соблюдать всё, что Он повелел им (глава 28 стих 20).

Поэтому настоятели первых христианских церквей следили за тем, чтобы каждый новообращенный христианин обязательно участвовал в совместном изучении Библии. От каждого новообращенного христианина требовалось глубокое трехлетнее изучение всей Библии, чтобы в дальнейших беседах он мог оперировать этими знаниями, и чтобы они буквально стали частью его сознания.

Совместное изучение было важным еще потому, что до изобретения печатного пресса грамотностью владели далеко не все, возможности изучать Библию дома в одиночку просто не было. И все же первые христиане буквально знали Священное Писание наизусть – даже те, кто не умел читать, слушал и запоминал.

Первые христиане воспринимали Священное Писание, как дар Бога, сотворившего землю, солнце и звезды – этот дар нужно было ценить и знать наизусть. Они бы были в шоке от нашего небрежного отношению к Библии – как можно уметь читать, держать в доме книги Писания, и так небрежно относиться к написанному.

Думается мне, захоти мы сегодня на полном серьезе уподобиться первой церкви, нам придется менять вообще все…

Престон Спринкл, перевод hristiane.ru

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!