Анабаптисты: кто такие и во что они верят. 13 фактов

Движение анабаптистов относят к общей категории Радикальной Реформации. И этому есть причины. Мы собрали 13 фактов про анабаптистов. Вот, что вам стоит знать об их принципах и убеждениях.

* * 1 * *

АНАБАПТИЗМ, протестантское течение, отделившееся во времена Реформации от главных течений протестантизма.

* * 2 * *

Анабаптисты – перекрещенцы, создававшие добровольные религиозные сообщества на основе ревностного соблюдения новозаветных установлений.

* * 3 * *

Термин «Анабаптисты» употреблялся и как оскорбительное наименование всех религиозных радикалов в 16–17 вв. со стороны католиков, лютеран и реформатов в межконфессиональной полемике.

* * 4 * *

Начало анабаптизма относится к 1525, когда небольшая группа верующих в Цюрихе под предводительством Конрада Гребеля отошла от последователей Цвингли. В основанных ими общинах они придерживались апостольских правил: во главе их стояли пресвитеры (Деян 14:23), они придерживались принципов непротивления злу (Мф 5:39 сл.), общности имущества (Деян 4:32 сл.), обличали согрешивших братьев (Мф 18:15-17).

* * 5 * *

Жестоко преследовавшиеся церковными и светскими властями эти, как их называли, Швейцарские братья нашли отклик у простых людей в германоязычных странах. Одно их течение развивалось в Моравии и Южной Германии; параллельно в 40-х и 50-х годах 16 в. в Нидерландах оформилось движение под руководством Менно Симонса (1492–1559).

 

* * 6 * *

В 1531 году Себастьян Франк, немецкий философ-мистик, богослов, историк, гуманист, идеолог левого крыла Реформации, сам, будучи их противником, писал: «…Анабаптизм распространялся так быстро, что вскоре охватил всю [нашу и соседние] страны. Очень скоро анабаптисты приобрели множество сторонников и крестили тысячи людей. К ним примкнуло множество искренних душ, горящих ревностью, к Богу… Их количество увеличивалось настолько быстро, что мир стал опасаться их восстания, хотя я со временем пришел к выводу, что подобные опасения совершенно необоснованны…»

* * 7 * *

Именно отношение анабаптистов к крещению послужило причиной преследований их со стороны правительства и дало молодому религиозному движению его наименование. В письме Конрада Гребеля и его друзей Томасу Мюнцеру, было сказано: «Мы считаем, что даже взрослый человек не должен креститься, если он не следует учению Христа, говорившего: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе». Священное Писание дает нам такое определение: «крещение означает, что верою и кровью Христа смываются грехи с того, кто принимает крещение, оно изменяет его сознание, и он верует до и после крещения; оно означает, что человек мертв и должен быть мертв по отношению к греху, и что он вступает в новизну жизни и духа».

* * 8 * *

Священное Писание не представляло для анабаптистов абсолютного авторитета. Только личную веру священник протестант считал основной религией.

* * 9 * *

Анабаптисты требовали упрощения церковных и феодальных привилегий и выражали идеи коллективного землевладения. Реализация этих идей должна стать, по их мнению, началом царства божьего на земле.

 

* * 10 * *

С самого начала анабаптисты говорили об общности материальных благ как необходимом условии христианской жизни. Под этим они, на первых порах, не имели в виду общую казну для всего братства и его нужд; не подразумевали они и того, чего все опасались революции для уничтожения частной собственности как примера для всего общества. Тем не менее, они не считали, что могут собственность называть своей. Они ответственны за управление ею, не только перед Богом, но и конкретно перед своими братьями и перед каждым нуждающимся. Там, где есть нужда, туда они и дают, не надеясь на то, что им вернут даруемое. Таким образом, общая казна была установлена в 1528 году при изгнании из Никольсбурга, и это было не радикальным нововведением, а всего лишь очередным шагом в сложившемся направлении.

* * 11 * *

Как показывают обнаруженные после 1879 многочисленные архивные документы, основным расхождением анабаптистов с протестантскими реформаторами являлся вопрос о союзе между церковью и государством. В качестве руководящей модели анабаптисты избрали раннехристианскую церковь; они говорили, что церковь совершила «грехопадение» уже при Константине и проповедовали необходимость «восстановления» церковной жизни.

* * 12 * *

Доктор Иоганн Лозерт, профессор истории Черновицкого университета, писал: «Анабаптисты более радикально, чем любое другое течение, стремящееся к реформации церкви, пошли по стопам церкви nepвого столетия, стараясь возродить ее чистую христианскую веру».

* * 13 * *

Основные принципы учения анабаптистов, в которых выделяются три следующих момента:

  1. новое понимание сущности христианства как ученичества (Анабаптисты не признавали христианство, в котором возрождение, святость и любовь присутствовали в основном только на уровне разума, личных внутренних переживаний или богословских догм, но не в преображенной жизни. Для них обязательным было внешнее проявление внутренних изменений. Покаяние должно было быть подтверждено обновленной жизнью);
  2. новое понимание церкви как братства (добровольное членство в церкви, основанное на истинном возрождении, которое предполагало обязательство жить свято, всем сердцем следуя за Христом);
  3. новое понимание любви и непротивления (полный отказ от военных действий, конфликтов и всякого рода насилия, равно как и лишения человека жизни).

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!