Как церковь меняет городское пространство

На сайте британской газеты The Guardian вышел репортаж о служении церкви «Любовь Бристоля». Община находится в культурном квартале БристоляСтоукс Крофт, где ведет активную общественную деятельность.

Для недавно возникших церквей пришедшее в упадок окружение – это падший мир, а спасение заключается не только в молитве, но во временных пунктах продажи, винтажных магазинах и хлебобулочных.

Два десятилетия округ Бристоля Стоукс Крофт служит прибежищем кофеен для ремесленников, баров с бургерами и пабами с изящным элем, что указывает на урбанистическую современность. Граффити, однажды признак беззакония, теперь приняты городским советом как официальные места посещения туристов.

В 1990-х Стоукс Крофт был центром внимания необузданного творчества. Обширные фасады в викторианском стиле, многие из которых были разрушены до отдельно взятых элементов, послужили готовыми полотнами для уличных художников, среди которых Бэнкси и Роберт Дель Найя (также известный как 3Д), которые послужили названием домовладений. Акустические системы, нагроможденные в выемках, тогда как полиция оставалась совершенно равнодушной, принимали всемирных звезд – Трики и Мэссив Этэк.

123 Space расположен на полпути вверх по дороге Стоукс Крофта. Это творческое помещение для найма и проведения чего угодно: от арт-шоу до обжарки кофе. Его шиферно-серый экстерьер идеально вписывается в многоцветный ералаш пестрых витрин магазинов. Внутри, под открытой древесиной и кирпичной кладкой, находится «Стихийная коллективность», местная продуктовая лавка.

Но вечером каждого четверга его правообладатели встречаются здесь для поклонения, где стоят в кругу и со знанием дела улыбаются друг другу: это больше напоминает занятие йогой, чем проповедь. Это – церковь «Любовь Бристоля». Ее члены верят в пророчество, говорят на языках и полагаются на силу Духа Святого производить чудеса в наше время.

Они также верят в городское перерождение. Церковь занимается стартап-проектами и рядом общественных предприятий в округе, включая магазин бывшей в употреблении мебели и магазин винтажной одежды. Эти проекты, приносящие средства для проектов благотворительности и общественных искусств, доносят этику известной улицы искусства в Бристоле: активный общественный идеализм и земную, низменную духовность. Выдающийся мурал на стене над штаб-квартирой «Любовь к Бристолю» гласит: «Думайте масштабами местных. Бойкотируйте TESCO».

«Преобразование городского жилого фонда – это отличный способ внедрить то, что люди часто называют облагораживанием, – говорит Неко Гриффин, менеджер одного из предприятий церкви, магазина ретро-одежды. – Это важно, потому что хочется быть в обществе, где уважаются имущество и пространство и где бизнес процветает, где у местных жителей есть возможность сближаться и общаться. Вам не захочется быть в окружении, где человек чувствует себя лишенным чего-то и не имеющим возможностей».

Церковь сделала вклад и в рынок имущества. «Любовь к Бристолю» возвела два общественных здания для членов, которые являются частью сети религиозных сообществ во всем городе.

«Мы не знаем, чем занимается человек снизу от нас, сверху от нас, живущий по соседству, – говорит Грег Томпсон, основатель церкви «Любовь к Бристолю», который спорит в пользу того, что коллективное проживание может быть решением для разобщенного общества. Коммунное проживание позволяет «совместно вести жизнь» – и… банковскую закладную.

Облагораживание произвело глубокое влияние на религию. Легко прийти к заключению, что по мере разрастания городов, увеличивается отделение общества от церкви. И на самом деле, традиционная британская религия находится в упадке. Согласно данным, приведенным консалтинговой компанией Бриерли, членство в церкви Великобритании снизилось с 30% населения в 1930 году до всего 10,3% в 2013.

Но в том же докладе отмечается, что дела евангельских, харизматических, пятидесятнических и других «новых церквей» обстоят совершенно иначе. Между 1980 и 2015 годами общие цифры их посещаемости выросли с 296 100 до 464 000. Тогда как остальные основные деноминации – англиканцы, католики, пресвитериане – быстро сокращаются, их собрания практически удвоились в размере.

Такие опоры христианства растут в городских центрах. В Бристоле распространяются микро-пивоварни, магазины, возрождаются записи на виниле и лавочки с овощами и фруктами – все это отражается в подъеме нового вида собраний с нуля, привлекая более молодых и модных людей, достигших существенного успеха. Вид «духовного облагораживания» набирает обороты.

Более 600 людей посетили мероприятие «Высвобождение 2016», которое возглавил противоречивый американский проповедник Рэнди Кларк. Согласно информации веб-сайта конференции, в «возрастающем осознании единства и веры в то, что Бог будет двигаться не только в церкви, но также в секторах бизнеса, социальной справедливости и искусства».

С момента проведения конференции церкви, которые пригласили Кларка в Бристоль, старались изо всех сил исполнять пророчество, взывая к всеобъемлющему преобразованию городского фонда. Они хотят, чтобы Стоукс Крофт стал воротами не только в город, но «воротами в Царство». Для этих прихожан падшая округа, такая как старый наводненный наркотиками Стоукс Крофт, – это падший мир, а и их спасение зависит не только от молитвы и посвящения, но и от стартапов, магазинов винтажной одежды и пекарен. Одним из первых их шагов было обновление органического продуктового магазина.

Подобная клиентура наблюдается в Вудлэндсе, материнской церкви, под началом которой действует церковь «Любовь к Бристолю», на расстоянии около полумили по дороге от 123 Space. Ее возглавляет Дэйв Митчелл, который причисляет свое обращение (считается, что в Вудлэндсе сообщество насчитывает 1 800 членов) «общественной активности и желанию сделать мир лучшим местом, что находит отклик среди молодежи». На протяжении недели прихожане, многие из которых обладают степенью местного университета, снуют по витражному фойе. Это мир, в котором «лучшее воскресное облачение» означает джинсы и пеструю рубаху; где гимны заменила современная американская христианская рок-музыка «МерсиМи» и Натали Грант. Это мир альфа-курса, покрытых лаком деревянных панелей, лучистых лиц и бород двухнедельной давности, совершенно далеких от заскорузлой строгости традиционного британского христианства.

Однако самое быстро растущее собрание в Британии – это пятидесятничество Е5 (Е – это от Елим, одного из самых крупных пятидесятнических групп), которое опирается на Стоукс Крофт. Е5 приняло растущее разнообразие Бристоля, включая около 500 прихожан и членов более чем из 50 стран.

Рассматривая деятельность, проводимую в округе, можно легко перепутать Е5 с местным центром досуга: там есть молодежные группы, собрания для матерей и малышей «Карапузы Елима», включая прошлогоднее феерическое появление «рожденного свыше» автора и исполнителя Филиппы Ханны на пасхальное воскресенье. Они откровенно достигают свое общество – современных городских обитателей – так же, как социально настроенные методисты-шахтеры Уэльса создавали команды по рэгби и хоры.

«Является ли городское перерождение чем-то большим, чем просто физическим облагораживанием? – риторически спрашивает менеджер мебельного магазина ХэппиТэт Даг Андерсон. – Конечно же… Вопрос в том, чтобы принести небеса на землю… когда подлинное выражение того, что Иисус делал или как Он жил буквально проникает в общество. Происходит ли нечто подобное в Стоукс Крофте? Да».

Жители метрополии, лояльные левым настроениям Стоукс Крофт, – рассадник новых видов христианства. Политически и этически обладающие самосознанием местные одержимы аутентичностью и анти-корпоративизмом, как и харизматы и евангельские верующие. Евангелизм процветает на местных интересах, на движении, что если вы вносите свою лепту, то вселенная позаботится сама о себе. Их философия: выращивайте собственный огород, стройте личные взаимоотношения с Христом, покупайте на месте, молитесь здесь же.

«Они заняли проблемные здания и создали бизнесы, которые помогают людям», – говорит Крис Чолкли, глава Народной республики Стоукс Крофта, группы светского сообщества, которое противостоит корпоративизму в округе. Он полон восхищения от местных церквей, особенно «Любовь к Бристолю», и вспоминает религию Алана де Боттона для атеистов: «Мы многому можем научиться у того, как самоорганизовываются религии». В конце концов, как он утверждает, Иисус был активистом.

Но можно ли спорить, что современные бизнес-предприятия «Любовь к Бристолю» являются частью проблемы, с которой сталкиваются местные жители? Стоукс Крофт стал целенаправленным местом назначения, в частности из-за ловких местных продавцов. Но принимая во внимание ретро, модную эстетику, возникает вопрос: не способствует ли прибытие яппи и хипстеров в эти церкви поднятию цен на имущество до заоблачных высот?

«Присутствует некоторое напряжение, – признает Томпсон. – Чем больше людей говорят, что это деревня, тем больше говорят, что это великолепное сообщество, с гораздо более интересными моментами… Но я не обманываюсь по этому поводу».

Он верит, что ключ в том, чтобы «пытаться сделать наш успех – успехом всех остальных». Он указывает на то, как церковные общественные предприятия частично действуют благодаря волонтерской работе бывших преступников, а прибыль часто направляется бездомным и зависимым и на спонсирование местного искусства. Более того, по его предположению церковная модель общинных домов предлагает жизнеспособное решение подъема арендной платы.

Митчелл также отвергает мысль о том, что эти проекты отталкивают местных жителей. «Насколько вопрос касается облагораживания, у нас широкий демографический спектр. У нас есть бездомные люди, люди с умственными расстройствами, родители-одиночки, люди на реабилитации и безработные или работники физического труда, как, впрочем, и выпускники, профессионалы и достаточно состоятельные люди в поклонении».

Томпсон также предполагает, что перерождение «не сводится только к продукции или услугам. Есть нечто особенное в присоединении. Если вы можете предложить настоящую общину, сообщество – мы так часто используем это слово, постоянно, но если в нем есть что-то аутентичное, то это выходит за рамки последних тенденций и именно это чаще всего упускается из вида».

И евангельские и светские активисты в Стоукс Крофте объединились в своем желании превзойти тенденции и строят подлинно альтернативное общество. «Нам нужно выработать способ вернуть нравственность в то, как мы обращаемся с миром, — говорит Чолки. – Идеи правильны. Но это один шаг на длинном пути».

theguardian.com, перевод Людмила Сиренко Emmanuil.Tv

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!