Ярослав Лукасик, лидер служения «Восточноевропейская Реформация» ответил на вопросы читателей IN VICTORY

Ярослав Лукасик – председатель правления ОО «Восточноевропейская Реформация» и директор Восточноевропейского Лидерского Форума.

Является основателем Церкви «Иоанн Предтеча» в городе Минск и долгое время был ее старшим пастором. В 2001 году инициировал в Беларуси Движение Новой Реформации, объединившее многие церкви различных деноминаций для распространения христианского мировоззрения в белорусском обществе.

В Украине Ярослав проводит «Школу Реформации Общества». В конце 2010 года вместе с командой молодых христиан начал «Подольский клуб» – проект, призванный «помогать верующим думать, а думающим – верить». С лета 2016 года входит в оргкомитет R500 и является одним из наиболее активных лидеров программы юбилея Реформации в Украине.

С 2008 года проживает в Киеве вместе с женой Натальей и четырьмя детьми.


Сегодня в Украине до сих пор протестантов называют сектантами, или считают за таких. Скажите, пожалуйста, каков корень такого явления? Нужно ли с этим бороться христианам? Если да, то каким образом? (София Петрова)

Ярлык «сектанты» — это наследие советской (и прежней царской) ложной пропаганды.

С одной стороны, Иисус говорит нам: «Если Меня гнали, будут гнать и вас». Его даже Вельзевулом называли, так что если плохо говорят о нас – это не страшно. С другой стороны, мы понимаем, что такое отношение и такие ярлыки – это часть культуры, то есть системы, в которой люди живут и часто автоматически подхватывают мнения. Люди повторяют определенные лозунги, которые кто-то придумал. Диавол – отец всякой лжи, и наша брань не против людей, но против этого дьявольского обмана. Нам необходимо эту ложь побеждать правдой. Празднование юбилея Реформации в Украине преследует такую цель – снять фальшивый ярлык «секты», разоружить неверные стереотипы с помощью различных просветительских проектов, которые показывают, что лучшее из того, что было сделано в цивилизации, было сделано евангельскими христианами, а Реформация является центральным событием, которое повлияло на формирование современности.


Ярослав, спасибо большое за ваш труд!

Вопрос: как вы планируете использовать достижения Р500 по окончании проекта, объединивший межконфессиональные церкви в Украине? (yarozoz)

Что касается проекта Р500, нужно было бы задать этот вопрос главам протестантских деноминаций, национальному координатору программы, или руководителям областных комитетов. В 2017 году произошли замечательные вещи в Церкви Украины:

  1. Церкви объединились для общего дела. Образовались команды, которые на протяжении долгого времени реализуют проекты, направленные на христианское влияние в своих регионах. Это необходимо сохранить и даже усилить. После окончания 2017 года нужно не останавливаться, но продолжить проекты, направленные на христианскую трансформацию общества.
  2. Программа Р500 показала серьёзную нехватку кадров, то есть людей, способных профессионально осуществлять работу по христианскому влиянию в различных сферах жизни общества. Сейчас необходимо сосредоточиться на формировании такого кадрового потенциала.

Мы, служение «Восточноевропейская Реформация» со своей стороны, будем в меру своих сил реализовывать эти задачи.


Сегодня существует определённое количество людей, которые яростно критикуют Реформацию и считают, что нужно пересмотреть этот процесс, а не обращаться к его идеям. Также они аргументируют это тем, что нынешние страны Европы и Северной Америки, которые сторонники Р500 приводят в пример, на сегодняшний день являют собой не богобоязненные нации, а больше похожи на центры морального разложения (ЛГБТ, легализация проституции, наркотиков и т.д.). Как Вы относитесь к таким взглядам, и почему всё-таки отстаиваете необходимость обращаться именно к истории Реформации?(illia17vit)

Взглядов очень много. Как и очень много сегодня влияний на христианский ум. Идеи Реформации – это библейские идеи. Это идеи о возвращении к библейским стандартам в разных сферах жизни, как личной, так и общественной. Что же нам нужно пересмотреть? Саму Библию и её мировоззрение? Переписать её, как это сделали феминистки? Слово Божье говорит: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут». И в другом месте: «Иисус – вчера, сегодня и вовеки тот же».

По поводу морального разложения, то ситуация намного сложнее, чем это представляет российская пропаганда (представляет уже не одно столетие). Действительно, наше поколение является свидетелем духовного и морального кризиса западной цивилизации. Но сказать, что страны протестантской культуры более деморализованные, чем другие — с этим не согласен. Наоборот, для этих народов характерны очень высокие этические стандарты в сфере межчеловеческих взаимоотношений, отношению к закону или к труду. А сексуальная революция пожинает свои плоды и в западных и в не-западных странах.


Ярослав, добрый вечер! Расскажите подробнее о Школе Реформации, которая несколько раз проходила в 2017 году. Будет ли она продолжаться в 2018?(Ирина Рожко)

Первую Школу Реформации мы проводили в Беларуси в 2002 году. Потом в Украине в 2010 и в 2014/15. Те школы, которые мы проводили весной 2017 в Киеве, были сфокусированы в основном на практической реализации проектов Р500 – вдохновить евангельских лидеров делать конкретные проекты и дать определенный инструктаж для этой работы. Тематика школы, которую мы собираемся начать с нового года, имеет более широкий спектр. Она должна помочь региональным командам, с которыми мы тесно сотрудничали на протяжении 2017 года, сформировать новые кадры для служения Реформации в Украине.


Добрый день, Ярослав. Восточноевропейский лидерский форум — считаю лучшим христианским форумом на постсоветском пространстве, каждый год посещаю его. Украина, в силу господства советского менталитета, является одной из беднейших стран мира. Что на Ваш взгляд необходимо менять в сознании украинских христиан, для формирования протестантского, капиталистического мировоззрения? (Друг Бога)

Спасибо за хорошие слова в отношении Форума.

Должна произойти декоммунизация не только наших улиц, но прежде всего нашего менталитета. Недостаточно уничтожить памятники Ленину. Необходимо найти и популяризировать правильные образцы для подражания и правильные стандарты для общественной жизни. Это и есть одна из основных целей Года Реформации. Именно в идеалах Реформации можно найти этот образец для экономического успеха (и не только экономического). Мы очень надеемся, что евангельские христиане станут отождествили себя с библейскими идеями Реформации, такими как священство всех верующих или учение о призвании, которые являются источником мотивации к усердному труду. Качественная работа, в свою очередь, является основным условием для экономического процветания. Это было бы прекрасно, если бы через несколько лет появилось мнение о евангельских христианах, как о лучших работниках в стране. Новая трудовая этика украинских протестантов, а также их социальная инициативность могли бы стать по-настоящему сильным свидетельством о Боге.


Ярослав, здравствуйте! Вот такой вопрос о Реформации и праздновании в Украине. Слышу часто — зачем копаться в истории, откапывать протестантские храмы и т.д., что это нам даст? Мы занимаемся настоящей евангелизацией (наставляем людей, реформируем церковь изнутри), а что дает история и те проекты, которыми Вы занимаетесь? Интересно услышать Ваше мнение. Заранее спасибо за ответ. (BigGirl)

К сожалению, далеко не все в нашей стране понимают важность истории и исторической памяти в жизни общества, в том числе евангельского общества. История и исторические герои особенно важны в такие переломные моменты как те, что переживает Украина сейчас. В истории мы можем найти свою ДНК, свои корни, свою идентичность. Мы также можем найти здесь образцы для подражания и уроки о том, как не наступать на грабли. История – основа эрудиции. Невозможно понять философию, теологию, искусство, литературу, социологию и политологию без начальных знаний истории. История позволяет нам формировать свою социальную и культурную позицию, а интерпретация истории, сформированная в определенную традицию, объединяет людей в сообщество. В конце концов, Бог проговорил к нам через историю. Библия – это история!

Присутствие протестантов в украинской истории дает евангельской Церкви моральное право на формирование национальной культуры и государственности. Украинцы должны знать, что протестанты – не «инородное тело», но у нас есть глубокие традиции, великие заслуги и потенциал для украинской культуры и государственности.


Почему церковь не живет по закону Моисея, ведь написано в послании Апостолов к Римлянам, что закон утверждаем? (mirvam7)

Закон Моисея был детоводителем ко Христу. Христос исполнил закон. По-моему, очень четко об этом говорит апостол Павел в своих посланиях, особенно в послании к Галатам и Римлянам.

Огромное спасибо всем за вопросы и внимание к этой конференции. Пусть Бог благословит всех Вас.


Ярослав, согласны ли вы с мнением, что в программе празднования юбилея Реформации нет ясных целей и послания? (Sofia Adler)

Уважаемая София, позвольте не согласиться с Вами. Может быть, вопрос в коммуникации. Возможно, цели программы празднования Реформации были недостаточно освещены, но они четко определены.

Год Реформации – это программа для самой Церкви. Это возможность способствовать формированию евангельской теологической, мировоззренческой, социальной и культурной идентичности украинских протестантов. Организаторы R500 ставили себе целью укрепление в самих верующих протестантской тождественности и формирование их целостного библейского мировоззрения.

Во вторых, целью программы R500 является также евангелизация и, в первую очередь, убедительная евангелизация (persuasive evangelism),адресованная к украинской интеллигенции. Прежде всего, здесь используется историческая апологетика.

В третьих, это работа на имидж Церкви, деформированный советской пропагандой, которая старалась повесить на евангельских верующих ярлык секты. Сегодня этот ярлык является серьёзной преградой в евангелизации многих людей.

И в четвертых, это наш евангельский вклад в национальную идею Украины в переломное историческое время. Ценность личности, гражданское общество, верховенство права, экономическое процветание, как результат протестантской этики труда – это общественные феномены, к которым стремятся сегодня украинцы. Все эти феномены родились в протестантских культурах и являются результатом библейского мировоззрения. Год Реформации может стать возможностью для самих верующих воплощать эти идеи вокруг себя и предложить их обществу.

Эти цели были озвучены весной 2016 года и в значительной мере осуществились в 2017.

Что касается отсутствия ясного послания – я не согласен вдвойне. Я считаю, что одна из причин успеха Года Реформации в том, что у него было четкое унифицированное послание. Можно его характеризировать в нескольких пунктах:

  1. Реформация – это возвращение к библейским стандартам для личности, церкви и общества.
  2. Идеи Реформации преобразили мир и являются главным источником различных благ современного мира, социальных феноменов, характерных для самых развитых стран.
  3. Украинцы в переломный исторический момент стремятся к этим феноменам Западной цивилизации. Реформация показывает единственный верный путь к их достижению, начиная с преображения личности под влиянием Слова Божьего.

Практически все проекты Года Реформации несли в себе именно это послание.


Ярослав, здравствуйте. Сейчас в Украину пришла с новой силой мода на эмиграцию. Почти каждый месяц кто-то из знакомых евангельских христиан уезжает в США. Те, кто не уехал, регулярно подают на розыгрыш грин-карт или, хотя бы, задумываются над переездом. Многие аргументируют свое решение тем, что не видят здесь будущего и возможности что-то изменить. Как бы вы убеждали/ободряли знакомых христиан оставаться в Украине? Знаю ваше негативное отношение к теме эмиграции. Почему оно такое? (Brut)

Эмиграция была всегда, и сложно её осудить как явление. Но в то же время эмиграция для Украины – грандиозная проблема. Самые способные и предприимчивые люди покидают страну в момент, в который она сильно в них нуждается. Одна из основных проблем Украины – постоянная потеря национальных элит. Это и полонизация, а потом русификация украинской шляхты в 17-18-19 веках, физическая экстерминация молодой украинской интеллигенции или сельской элиты коммунистическим режимом, а сейчас этот процесс продолжает эмиграция.

Евангельским христианам необходимо расширить понимание своей миссии. Пока что миссия ими понимается слишком индивидуалистично. На самом деле Великое поручение Христа подразумевает также цивилизационный или общественный аспект, ведь там говорится «научить народы». Нужно, чтобы появилась критическая масса евангельских христиан, для которых высшие идеалы, такие как возможность нести благую весть, а также заботиться о благополучии своей родины, стали важнее, чем комфортная жизнь в другой стране. Иисус в Показывает нам пример – Он не посчитал хищением быть равным Богу, но уничижил себя, став человеком, став рабом для нас. (Флп.2.4-11). И про Моисея написано, что он лучше предпочел страдание со своим народом, чем греховные наслаждения в Египте. (Евр.11,25)


Добрый день. “Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нём был высокий дух, и царь уже помышлял поставить его над всем царством” (Дан. 6:3). Прокомментируйте этот стих. Кто по вашему человек «высокого духа» и как таким стать? (minister)

Именно сегодня Украине нужны люди высокого духа. Это люди, у которых очень высокие духовные, моральные и интеллектуальные стандарты. Это люди целостного библейского мировоззрения – для них духовное, моральное и интеллектуальное составляют одно неделимое целое.

Для них принципы важнее, чем «успех». Люди, которые живут идеалами, а не только о них говорят. Настоящая аристократия духа, а не популисты.

Если среди украинских христиан не появится достаточное количество людей такой категории, весь разговор о Реформации останется только разговором. И со временем появится еще одно разочарование и следом «зневіра». И это «зневіра» станет ужаснее других, поскольку люди разочаруются в Слове Божьем.


Считается, что церковь отделена от государства. Таким образом, могут ли христиане быть призваны служить в политической сфере? (Marichka)

Церковь отделена от государства, но государство и общество не отделены от Бога. Вера в Бога по своей природе призвана иметь не только личное, но также и общественное измерение. Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, необходимо определить, что такое «политика» и что имеется в виду под словом «христиане»? О приемлемой модели участия церкви в политических процессах писал Микола Харламенков на нашем сайте «Христиане для Украины». Использую здесь его терминологию. В английском языке есть как минимум два термина, определяющих понятие политика. Это politics – борьба за власть, можем сказать «партийная политика» и policy – борьба на уровне системы ценностей, формирование мировоззрения, которое со своей стороны, более чем что-нибудь другое, влияет на политические процессы. Церковь как институт призвана быть вовлеченной в формирование мировоззрения людей. Это и есть осуществление заповеди Христа – «Идите и научите все народы». Но церковь как институт не призвана заниматься politics – агитировать за политические партии. (За исключением действительно переломных исторических моментов, как, например, переход от коммунистического режима к свободе. В таких случаях, я считаю, Церковь имеет право высказываться прямо, даже на тему politics). Другое дело, члены церкви как граждане. Они могут заниматься политикой, баллотироваться, агитировать и т.д., согласно своему призванию. Но важно, чтобы они не поддерживали политические силы, которые противоречат учению Библии или поступают крайне аморально.


Здравствуйте. Какие, по вашему мнению, основные плоды юбилея Реформации в Украине? Какие из целей достигнуты, а какие — нет? Какие в этом свете планы на 2018 год? (AndreyCHC)

Год Реформации – уникальное время! Назову его плоды по пунктам:

  1. Церкви объединились. Во всех городах Украины образовались межденоминационные оргкомитеты, которые проводили активную деятельность на протяжении года. Кульминационным моментом, который показал единство протестантов Украины, был День Благодарения на Крещатике.
  2. Протестанты получили очень ценный опыт партнерства в реализации совместных проектов.
  3. Десятки тысяч украинских протестантов приобщились к собственной истории, теологии. Прежде всего, благодаря популярным материалам об истории и теологии Реформации, вырос уровень образованности евангельских верующих в Украине.
  4. Церковь сформировала свое послание, адресованное украинскому обществу.
  5. Церковь впервые так массово вышла со своим посланием к интеллигенции, людям власти, к украинским элитам – к категории людей, к которой никогда раньше системно не выходила.
  6. Евангельские христиане создали собственный медиа-продукт под брендом R500 и активно выступали в светских медиа. При этом говорили библейскую истину не языком церковной кафедры, но академичным языком или языком медиа.
  7. Произошла интенсификация евангелизации. К слову, часто очень креативной евангелизации.
  8. Церковь нашла способ евроинтеграции и предложила его украинскому обществу. Евроинтеграции, которая опирается на традиционные для Европы христианские ценности.
  9. Год Реформации «легализировал» евангельские церкви в общественном сознании (прежде всего, в сознании государственных элит). Уже сейчас можем смело сказать, что он в значительной мере снял с украинских протестантов имидж «секты».
  10. Евангельские христиане начали формировать свои собственные предложения относительно своего вклада в национальную идею. Трудовая этика, социальная активность (как осуществление библейского принципа царственного священства), реформационный взгляд на правовую культуру, понимание ценности каждого отдельного человека – это то, что протестанты могут предложить Украине в это время поисков.

Почему на День Благодарения, причем названный всеукраинским, был исключительно протестантским? ни православная, ни католическая церкви не были приглашены праздновать… Это сознательное решение дистанцироваться? Даже Ник Вуйчич обратил на это внимание, и первое в обращении к Церкви Украины было — перестать разделяться на отдельные деноминации, а наоборот, объединить усилия всех христиан в Украине, ведь главный враг — это грех и неверие, а не братья. (Sofitel)

Я не принимал активное участие в организации Дня Благодарения в Киеве, поскольку мы вместе с  нашей командой были очень заняты другими проектами Года Реформации. Возможно, я не совсем компетентен правильно ответить на этот вопрос. Но я считаю, что есть разные уровни единства между христианами. Точно как и в семье – есть близкие и дальние родственники. Поэтому есть семейные встречи в узком кругу и есть встречи в более широком кругу родственников. Единство в таком практическом измерении, как организация массового праздника – непростая вещь и нуждается в серьёзном организационном опыте и высокой культуре партнерства.

И, наверное, самое главное – основная цель праздника на Крещатике 17 сентября – это празднование юбилея 500-летия Реформации. Это наш более узкий семейный праздник, который подтверждает именно нашу евангельскую идентичность.

Огромное спасибо всем, кто посвятил свое время и энергию, чтобы задать вопрос и спасибо всем, кто от начала и до конца прочитал конференцию. Пусть Господь обильно благословит Вас!

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!