Почему вдруг появилась христианская художественная литература

Лес Кавен (Les Cowan) автор серии триллеров David Hidalgo в своей статье на Christiantoday.com рассказал о причинах появления христианской художественной литературы а также о тех произведениях классиков, которые были написаны исходя из христианских убеждений.

Несколько лет назад я рассматривал книжный стеллаж на христианском мероприятии. «У вас есть что-то из новых художественных произведений?» — с невинным видом спросил я. Женщина, стоявшая неподалеку, стала на дыбы: «Зачем вам тратить время на чтение того, что неправдиво?» — она настоятельно требовала от меня ответа. Я сбивчиво начал защищаться, но ее вопрос волновал меня даже спустя годы.

На первый взгляд, это обоснованный вопрос. По своей природе христианство всегда посвящало себя истине, а художественные произведения часто неправдивы.

Иисус говорил, что Он был (есть) путем, истиной и жизнью. Мы устоим либо упадем в зависимости от того, действительно ли это истина.

Что тогда мы можем сказать о художественной литературе и о той женщине, которая считает, что я просто теряю время, читая такую литературу?

Как литературная форма, роман – это достаточно современное изобретение. Обычно первым стоящим европейским романом называют «Дон Кихота» Мигеля Сервантеса (1605) и «Робинзона Крузо» Даниэля Дефо (1719). Хотя кто-то может поспорить, называя «Путешествие Пилигрима в Небесную Страну» (1678). Интересно, что те, кто выступает против «христианской художественной литературы», даже не представляют, насколько сильными христианскими работами являются «Робинзон Крузо»и «Путешествии Пилигрима в Небесную Страну».

С того времени роман начал быстро развиваться. Лишь через 75 лет после Робинзона Крузо, в свет вышел первый роман Джейн Остин «Лэди Сьюзан», а затем, спустя 25 лет «Гордость и предубеждение». После этого все остальное – просто история.

«Христианский» роман набирает обороты гораздо позже. Джейн Остин и ее современники, возможно, и не писали ради христианской цели, но они точно выполняли свою работу, опираясь на христианское мировоззрение. Ее персонажи ходят в церковь; приходские священники, помощники священнослужителей и викарии (зачастую немного глупые и самолюбивые) и вообще каждый человек являются членами английской церкви.

Затем, в 19 и в начале 20 веков был всплеск христианской научно-популярной литературы, проливающей свет на Библию.

А теперь перейдем к современным публикациям. В 1995 году начался феномен под названием «Оставленные». Тим Лахай и Джерри Б. Дженкинс написали нескончаемую серию книг. Они так восхищали людей, что стали бестселлерами — было продано более 65 миллионов экземпляров. Они нашли дорогу и к сердцу Голливуда, в результате чего появился приключенческий боевик с Николасом Кейджем в главной роли.

Марк Куйпер, президент Евангельской христианской ассоциации издателей (США) сказал: «Эта серия книг представила христианскую художественную литературу как важную категорию публикаций в целом». Джерри Фолвелл выразился о книге: «В рамках влияния на христианство, возможно, это одна из наибольших книг современности, не считая Библию».

После этого появилось море сериалов, героев, героинь и сюжетов, включая христианские детективы, отважных (и набожных) героинь, сильных пасторов, беллетризованных переработок библейских историй и даже взглядов на духовный потусторонний мир. Все это, как вы уже догадались, звучит как-то очень по-американски, несмотря на британские корни романа. Хотя, вы можете поспорить, что «Хроники Нарнии» – это бесценная драгоценность в христианской литературе.

Но сейчас все изменяется. За последние несколько лет Lion и SPCK – авторитетные издатели христианской научно-популярной литературы – начали также издавать и большое количество художественной литературы.

Почему же вдруг появилась христианская художественная литература? Что она собой представляет? И была ли та женщина права, что чтение «того, что неправдиво» действительно является тратой времени?

Сначала нам следует прояснить, что означает «что-то неправдивое». Никто не утверждает, что персонажи в каком-либо из романов, христианском или нет, действительно говорили и делали то, что автор описывает как их слова и действия. Маловероятно, что события в романе происходили с кем-то, хотя ради истории, откладываем свое неверие, принимаем то, что автор нам рассказывает и читаем, что же случилось дальше. Это вымысел. Это неправда, и никто и не пытается сказать что-то другое.

С другой стороны, если выдуманный персонаж или событие слишком не похожи на правду, нелепы или противоречивы, тогда автор теряет внимание, поскольку мы инстинктивно думаем: «Она никогда такого не сказала бы» или «Как-то уж слишком как для совпадения». Поэтому вымышленная история, должна быть близкой к жизни.

Мы находимся на стороне Бильбо и Фродо, потому что мы все когда-то чувствовали, что такое быть маленьким человечком, встретившимся лицом к лицу с нереальными событиями. Йоссариан в «Уловке-22» Джозефа Хеллера вызывает у нас отклик, так как мы все сталкивались с необъяснимой бюрократией и чувством обреченности. Повелитель мух также связан с нами, потому что мы, к нашему горю, все знаем о наличии насилия и жестокости в человеческом сердце.

Многие автобиографии знаменитостей, теории заговора и книги о диете и здоровье выглядят отдаленными от истины. Вымысел должен «соответствовать жизни», но то, что может быть «истинным», может иногда оказаться не связанным с реальностью.

В дополнение к оценке художественной литературы, возможно, как и ко всему прочему, мы должны задать вопрос: «А что делал Иисус?» Оказывается, что Иисус также рассказывал истории, которые не были «правдивыми» в буквальном смысле слова. В Евангелии от Луки Он рассказывает историю о «некотором человеке, который шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам». Разве его слушатели восприняли это как правдивый рассказ? То же самое со слугами, оставшимися с различными талантами, чтобы инвестировать, молодым человеком, который отправился в далекую страну, и женщиной, которая искала свою потерянную… Эти рассказы — не буквальная «правда», но они доказывали свою правдивость сотни раз в человеческом опыте и воспринимались с тех пор слушателями и читателями как таковые.

Вернемся к «христианской» художественной литературе. Если хорошая художественная литература рассказывает истории, правдивые по отношению к человеческому опыту (подумайте о наивном идеализме «Рассвет мисс Джин Броди» или о безжалостной жажде мести в «Моби Дике»), то что отличает ее от христианской художественной литературы? Должны ли там быть христианские персонажи, пропаганда Евангелия, рассказы только положительных историй, рекомендации по жизни веры или содержать чудеса и ответы на молитву?

Бог креативен. Если сама Вселенная не служит достаточным доказательством этого, то у нас есть бесконечное разнообразие человеческой природы и человеческого творчества.

Говоря о христианской рок-музыке, Ларри Норман, признанный основателем жанра, все очень упростил. Когда его спросили, что такое христианская рок-музыка, он ответил просто: «Я христианин, и я ее играю, поэтому это, должно быть, и есть христианская музыка». Возможно, на одном уровне христианская художественная литература — это просто художественная литература, написанная христианами, которая воплощает и выражает ценности, приоритеты и мировоззрение последователей Иисуса — независимо от того, какое у нее содержание. Конечно, это также подразумевает, что темы, непосредственно противоречащие Евангелию, такие как насилие, шовинизм или расизм, не должны иметь места.

Бог креативен. Если сама Вселенная не служит достаточным доказательством этого, то у нас есть бесконечное разнообразие человеческой природы и человеческого творчества. Многие творческие люди говорят, что они рисуют, пишут или сочиняют просто потому, что они не могут этого не делать.

Библия полна поэзии, символизма, пророческих образов, сравнений и историй. Хотя это явно не «художественная литература», но они, безусловно, являются творческим использованием языка.

Бог творческий, и мы тоже. Христианство имеет дело с истиной, не только с фактами, которые являются истинными, но более глубокими истинами о человеческой природе и наших отношениях с творческим Богом. Художественная литература, хотя и не является фактической истиной, описывает то, каково это — быть человеком.

Возможно, в свете всего вышеизложенного, христианский роман не обязательно должен прозелитизировать, убеждать или быть полным ссылок на Библию, но должен стремиться правдиво показывать, как хороший, так и плохой человеческий опыт и поведение, и изображать то, какой Вселенную создал Бог, и одновременно то, какой она стала впоследствии. Как и сама Библия, он должен быть серьезным в отношении добра и зла, любви, ненависти и вины, прощения и искупления, потому что это то, о чем говорится в Евангелии.

«Великий Гэтсби» повествует о высокомерии, избытке и гордости. «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» — о неудобном совместном сосуществовании добра и зла в каждом из нас. «Отверженные» — о силе искушения и прощения.

Вернемся к той непреклонной женщине, о которой я упоминал вначале. Разве я теряю время, читая «то, что не является правдой», или там есть что-то немного больше, чем это? Мы все любим истории просто для эмоций, предвкушений и решения проблем, которые они воплощают, так как в чистом развлечении нет ничего плохого — независимо от того, действительно ли это произошло.

Но на более глубоком уровне, истории, иллюстрирующие более глубокие истины, — это практика, которую использовал Иисус.

emmanuil.tv

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!