Сатирические книги Адриана Пласса — смех сквозь слезы или исцеление через юмор?

Многие слышали истории о смешном и искреннем верующем Адриане Плассе — однофамильце автора книг. И хотя есть у Пласса и серьезные книги, например, «Сбрасывая оковы. Божий план избавления для испуганных людей», самую большую популярность ему принесли именно «книги с юмором».

На русский язык переведены «Сокровенный дневник Адриана Пласса в возрасте 37 3/4 лет» и «Пришелец в церкви Св. Уилфреда». Есть еще в сети любительский перевод «Сокровенный дневник Адриана Пласса в возрасте 45 3/4 лет», но увы никто его так и не издал.

Как написал сам автор: «Моя самая популярная книга «Сокровенный дневник Адриана Пласса» родилась из чрезвычайно болезненных переживаний, с которыми я столкнулся в церкви, и юмор был одним из способов со всем этим справиться. Наверное, мне уже никогда не будет так плохо, чтобы я снова смог написать такую смешную книгу. Я получил множество писем, где люди рассказывали мне, как она помогла им обрести свободу быть самими собой перед Богом. Юмор всегда ведёт этакую «подрывную деятельность», в хорошем смысле этого слова. Мы безудержно смеёмся, внезапно осознав, какие мы всё-таки глупые и смешные, и Бог смеётся вместе с нами. Мы слишком серьёзно к себе относимся».

И поскольку Пласс продолжил писать книги в подобном стиле, насчет «мне уже никогда не будет так плохо» он , вероятно, ошибался.

«Сокровенный дневник Адриана Пласса в возрасте 37 3/4 лет»

Первый дневник, самая известная из 36 книг автора, уже продан тиражом более миллиона экземпляров по всему миру.  Это первое произведение в целой серии сатирических романов о попытках главного героя стать лучшим христианином.

Курьез в том, что имя главного героя — как и автора, он женат на Энн, у них сын Джеральд.  В то время как у настоящего Адриана жена (и единственная) Бриджит, четверо взрослых детей, и Джеральда среди них нет.

Среди героев можно узнать многих своих знакомых да и себя (будем честны).

Христиане из разных церквей разных стран часто говорили автору: «Вы, наверное, были в нашей церкви. Все те персонажи в ваших книгах живут прямо здесь …».

«Сокровенный дневник Адриана Пласса в возрасте 45 3/4 лет»

Если в первом дневнике юмор вертится вокруг жизни прихожан, то во втором дневнике (45 лет) события происходят уже с точки зрения служителя. Мне кажется он более смешной, но иногда «пробивает на слезу», видя наши проблемы и наши попытки решить их просто по правилам. А в жизни так не работает. Один из моих любимых моментов из этой книги ниже.

«Пришелец в церкви Св. Уилфреда»

«Пришелец в церкви Св. Уилфреда» — книга совсем другого плана. И если дневники — это смех, иногда смех сквозь слезы, то эта книга нежная, терапевтическая.

Сюжет необычен — маленький пришелец Нунк попал на землю и оказался в приходе Св.Уилфреда в небольшом английском городке, который учился говорить по англиканскому молитвеннику и коренным образом изменил жизнь четырех людей:

  • «толстого и не очень святого священника» Дэвида Персиммона, у которого были непростые отношения с новой паствой, особенно с органистом Найджелом Форсайтом, который «служил в приходе триста девяносто пять лет и уверенно властвовал почти над всеми аспектами церковной жизни».
  • Харли Саттона, «самого незлобливого и добродушного человека», который жил в семейном пансионате из-за ментальных особенностей. Как говорил органист, не каждый приход может похвастаться собственным Харли, но у их мотоцикла половина клепок выпала.
  • Дот Дженкинс — «ветеран христианства» — благочестивая, почти 80-летняя старушка, многие годы служившая людям и Богу. Иногда она захаживает даже к харизматам, но при этом остается верной людям в церкви. Умеет шутить над собой «англиканцы первыми попадут на небо… в Писании сказано, что первыми воскреснут мертвые…». Ее боль — переживания о ее ушедшем муже, а действительно ли он был спасен, увидятся ли они?
  • Ричард Крейвен — шумный юморист, писатель-фантаст, друг Персимона. Когда-то он разозлился на Бога из-за того, что умерла его сестра, «лучше которой никого не было». Свою боль он скрывал за иронией и сарказмом.

Если у вас какие-то  сложно, то смело берите эту книгу, ободрение получите обязательно.

Кто же такой настоящий Адриан Пласс?

Как говорит официальный сайт, Адриан Пласс — англиканин (1948 года рождения). Обучался в театральной школе, где и познакомился со своей будущей женой Бриджит. 

В течение многих лет они работали с детьми из неблагополучных семей, потом Адриан начал карьеру писателя и актера. 

 

Пласс начал писать в «нежной терапевтической форме», в его первой новелле «Визит» Иисус посетил вымышленную поместную церковь. В 2006 году по этой новелле сняли 40-минутный фильм.

В романе «Сломанные окна, Сломанные жизни» Пласс писал о раннем опыте работы с детьми, о проблемах, с которыми сталкивался.

Его самая известная книга по-прежнему«Сокровенный дневник Адриана Пласса» (37 3/4), началась с колонки в Family Magazine и, вероятно, поэтому у главного героя имя и фамилия автора.

В 2013 году была опубликована пока последняя в популярной серии Сокровенного дневника «Адриан Пласс и церковные выходные».

Цитаты из «Сокровенный дневник Адриана Пласса в возрасте 37 3/4 лет»

Мне ужасно плохо и тоскливо. Какая Богу польза от такого олуха, как я?


Сегодня снова с большим удовольствием читал Библию и молился. Жизнь прекрасна! Ну что плохого может со мной случиться? Ничего!


К завтраку Джеральд вышел очень угрюмым. Говорит, что у вчерашнего проповедника (которого зовут Бернард Брандалл) особое помазание — служить тем людям, которые до сих пор каким-то чудом умудрялись жить без постоянной тоски и гнетущего чувства вины. Зато теперь у него, Джеральда, хватает и того, и другого!


Как это, оказывается, трудно — давать другим в тайне! Будь моя воля, я бы собственноручно задушил Брейна и перед самой его смертью рассказал всё про деньги! Какой я после этого христианин, а? Попросил Бога изменить меня к лучшему. К вечеру никаких заметных улучшений. Получается, Бога всё-таки нет.


Пара-тройка человек, которым уже целых десять минут не на что было откликнуться радостным криком «Аллилуйя!», совсем измучились и нетерпеливо заёрзали, особенно когда на секунду всем показалось, что старый Ефраим снова полез за носовым платком.


Он верит совсем не в такого Бога, как я. У него Бог хороший!


Ну как можно поддерживать в семье Божий порядок с такими родственниками, как дядя Ральф? Если бы мне никто не мешал, я мог бы стать замечательным христианином!


А вдруг Джеральд будет на кухне, когда Энн попросит меня его прочитать? Что тогда? Ведь он всё знает про «видение» Ричарда. Что за идиотское положение! Хоть бы Армагеддон ночью случился, что ли…


Только когда Джеральд предложил миссис Флашпул чашечку кофе, она сказала: «Нет, спасибо. Раньше во плоти я употребляла, но сейчас уже нет».

Фрагмент из «Сокровенный дневник Адриана Пласса в возрасте 45 3/4 лет»

«Что я хочу сказать, — сказала Энн всё таким же твёрдым голосом. — Это то, что ты прав. Джеральд очень много шутил в адрес Церкви, и иногда он делал это бездумно, и, возможно, иногда даже ранил этим других людей. И я не хочу его защищать. Но то, что ты говорил сегодня… — тут голос Энн смягчился. — Это не одно и то же, Чарльз. И я думаю, что разница заключается в том, что – мне кажется, что Джеральд всегда говорил это, будучи внутри, если ты понимаешь, о чём я. То, что говорил сегодня ты, и как ты это говорил – просто это звучало как слова человека, находящегося вне Церкви – настоящей Церкви, как нам всегда спешит об этом напомнить наша подруга Стефани. Поэтому, я думаю, мой вопрос означал именно это. Что случилось такого, что поместило тебя вне, а не вовнутрь? Ты наш друг, Чарльз, и мы заботимся о тебе… — Энн посмотрела на нас с Джеральдом.  Не так ли?»

Мы оба активно закивали.

«Я сорвался с верёвки, — сказал Чарльз таким тихим голосом, что нам пришлось прислушиваться к его словам. И никто меня не поймал».

Еле справился с желанием спросить: «С какой верёвки? Кто тебя не поймал?». Последовало довольно длительное молчание, и потом Энн сказала.

«Чарльз, ты помнишь, когда ты был в середине своего обучения в колледже и захотел всё бросить, потому что верил, что Бог призывает тебя в Израиль?»

Мы с Джеральдом переглянулись, обменявшись молчаливым согласием, что никто из нас не будет смеяться. В том случае, на который ссылалась Энн, Чарльз на полном серьёзе объявил всем нам, что каждый раз, когда он открывает Библию, он натыкается на какие-нибудь слова про евреев или Израиль, и что он увидел в этом знак, что ему нужно бросить своё обучение и отправиться на Ближний Восток.  Энн каким-то чудесным образом догадалась, что на самом деле проблема была совершенно не в этом, и потом вроде бы всё уладилось.

Чарльз грустно кивнул, уставившись носом в кружку. «Надо было бросить всё это ещё тогда. Сейчас не было бы всех этих проблем».

Энн сказала: «А ты помнишь, что на самом деле помогло в тот конкретный вечер? Это был один из подарков от Бога, который принёс, по крайней мере, тусклое мерцание в ту темень, не так ли? Кстати, это всегда помогало тебе с тех пор, как ты был маленьким мальчиком».

Чарльз взглянул на Энн с непреодолимым любопытством. Мне тоже было любопытно. О чём она говорила? Молитва? Консультация? Может быть, конкретный стих из Библии?

«И что это было?» — спросил Чарльз.

Энн открыла дверцу серванта позади себя и достала оттуда большую круглую коробку. «Торт, — сказала она. И особенно шоколадный торт».

Лёгкая улыбка на какое-то мгновение проникла в жалкую личную трагедию Чарльза. «Да, я до сих пор это люблю», — сказал он.

Все занялись поглощением торта.

Подготовила Кулик Ольга

Фото обложки с официального сайта писателя adrianplass.com

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!