Неуспешный успех: рецензия на фильм «Глаза Тэмми Фэй»

В 2000 году вышел документальный фильм о Тамаре «Тэмми»  Фей Беккер (Месснер) «Глаза Тэмми Фэй». Он рассказывал историю Тэмми и её мужа теле-евангелиста Джима Беккера, которые, с одной стороны развивали возможности интеграции шоу-формата в теле-евангелизм, с другой превратили телевидение в площадку проповедования финансового успеха «в вере». Своеобразный подход к своей деятельности, отсутствие дисциплины и непрозрачная финансовая деятельность привели к краху их служения «The PTL Club», и тюремному сроку для Джима. Однако Майкл Шоуолтер решил адаптировать документальную историю под художественный формат, оставив то же название. Поэтому, «Глаза Тэмми Фэй» рассказывает историю ярко накрашенной Тэмми в исполнении Джессики Честейн, почти следуя своему предшественнику. Но стоила ли усилий экранизация, и будет ли интересна зрителям история «Евангелия успеха»?

Религия

Бросается в глаза очень религиоведческое представление опыта и поведения персонажей. Многие религиозные практики, как, например, богослужение в пятидесятнической церкви «Первой Ассамблеи Божьей» изображены как китч, однако актёры, очевидно, не до конца понимают, что же здесь нужно изображать. Поэтому это больше похоже на стереотипное изображение евангельских христиан в большинстве современных американских фильмов и сериалах. Тот же сериал «Полуночная месса» показывает более глубокое понимание практик и текстов представленных традиций. Такой карикатурный подход выдерживается на протяжении всего фильма.

Даже молитвы Фэй местами похожи на триеровский «Рассекая волны» с мини-диалогами героини, не сильно отличаясь от поведения во время её кукольного шоу. Более того, почти всегда молитва Фэй – это выпрашивание чего-то или жалобы о богооставленности, что превращает её для зрителя в терапевтическое психологическое само-упражнение, а не религиозную практику. Здесь нет десь ни тайны, ни недосказанности.

При этом то короткое время, в которое мы видим Чендлер Хэд в роли юной Фэй выглядит довольно убедительно. Сама Джессика Честейн хорошо и искренне передаёт опыт молодой и зрелой Фэй, но стареющая Фэй всё больше похожа на иронично-комичную версию кого-то из масовочных персонажей «Пацанов», которой тяжело сопереживать.

К слову, о «Пацанах»: то, что сериалу удалось показать за одну серию фестиваля «Верь», «Глаза Тэмми Фэй» растягивает, будто больше нечего сказать. Все эти тезисы в духе «нужно просто верить» и «всех любить, и принимать такими, как они есть», пассажи о том, что все проблемы от контролирующей и религиозной мамы, лицемерные вбросы о нетерпимости к геям при своей богатой квир-истории. «Пацаны» сделали это весело и коротко, а фильм Шоуолтера – унылым пересказом.

Но главная проблема фильма – непроработанная часть веры главных героев. Она настолько глубокая, что замени их на двух амбициозных предпринимателей из глубинки – и выйдет такой же фильм, но с основными линиями «Джой». Вероятно, сценарист и режиссёр и не пытались выстроить мосты с евангельской аудиторией, и нарочито сделали фильм о двух предпринимателях с небольшим добавление религиозной атрибутики. Да, герои постоянно говорят: «Бог вас любит», но на протяжении фильма эта фраза переживает сильную инфляцию.

Но есть и хорошие новости. «Глаза Тэмми Фэй» действительно тонко показывают проблему мизогинии в консервативных церквях, особенно в 70-80-ых годах прошлого века. Также авторы тонко тролят консервативное телевизионное рейдерство под видом желания послужить от Джерри Фалвела. Справедливо иронизируют на тему публичной борьбы с ЛГБТ движением как политического феномена.

Конечно, сам факт нечистоплотности некоторых теле-евангелистов показан прямо и с иронией, периодически проводя визуальные параллели с каналами продаж и вечерних юмористических шоу. Да и исполнение песен Фэй показано местами почти документалистично, отдав должное ей как человеку. Именно эти аспекты её личной жизни, и документальность семейных радостей и конфликтов спасает неуклюжесть основной тематики и превращает фильм в не лучшую, но почти сносную семейную драму.

 

Семейный треугольник

Учитывая, что частью заката служения «The PTL Club» была измена Джима Беккера (Эндрю Гарфилд) и взятка, которая должна была это скрыть, то треугольников в фильме довольно много. Но основой для самой истории Фэй является более интимный треугольник отношений. В фильме выстраивается тонкая структура движения Фэй от матери (Черри Джонс) к мужу Джиму Беккеру, а затем обратно. Мы видим движение от девочки, которая пытается выйти из-под контроля матери, до зрелой женщины, которой нужна самореализация, принятие своей женственности и материнства. Всё это выстраивается последовательно, вплоть до использования символических вещей, которые подчёркивают разные этапы жизни Фэй.

Но, конечно сами отношения Фэй и Джима вместе с линией матери, делают фильму главный плюс. То, что Фэй изначально трактует как уверенность её мужа, со временем раскрывается как зависимость от чужого мнения и склонность к манипуляциям. И напротив, суровость матери постепенно превращается в заботу и верность. Весь фильм и есть становление Фэй на своих правах, и вера в то, что единственный способ добиться чего-то в жизни – полагаться только на себя. С этой стороны «Глаза Тэмми Фэй» вполне себе феминистический мини-манифест.

История и современная повестка

Идея спродюсировать этот фильм пришла, скорее всего, именно под влиянием «новой этики». Тэмми Фэй защищала права ЛГБТ-представителей в церквях и шла на сознательный конфликт, учитывая своё консервативное окружение в телекомпаниях. Но фильм очень последовательно подводит к трём ключевым темам: проблеме слабых и манипулятивных мужей, общей мизогинии в евангельской среде и гомофобии. Как будто других тем в этой личной истории быть не могло. На фоне этого даже финансовая нечистоплотность семьи Беккер и их яркая сексуальная жизнь выглядят не так уж плохо – местами даже кажется, что фильм романтизирует их стиль жизни.

В каком-то смысле «Глаза Тэмми Фэй» противопоставляет почти викторианскому закомплексованному минимализму старшего поколения евангеликов хипарьскую свободу «Евангелия успеха»: лозунги всех любить иногда воплощаются буквально. Весьма прискорбно, что большинство посылов истории вписываются в рассказанную «Пацанами» претензию к американским евангеликам с ещё менее удачными намёками на Трампа и тех пасторов, которые его поддерживают. В этом плане фильм так же шаблонен, как и неуспешная попытка обыграть скандал с Роджером Айлом в «Самом громком голосе» и «Скандале».

Смотреть или нет?

«Глаза Тэмми Фэй» – увы, необязательное кино. Он банален в своих основных посылах, не говорит ничего нового о настоящем CBN или «Клуб 700», и тем более о евангельской культуре конца прошлого века. Но игра Эндрю Гарфилда и Джессики Честейн помогает воспринять эту историю, как более человеколюбивую и понятную. Иногда вопреки сценарию.

По материалам flashforward.media

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!