Начинается ли человеческая жизнь с момента оплодотворения

48 лет назад решением Верховного суда США по печально известному делу Роу против Уэйда (1973 г.) были отменены законы штата, запрещающие аборты, что сделало убийство еще не родившегося ребенка законным во всех 50 штатах. С того рокового дня более 59 миллионов младенцев были легально убиты в утробе матери.

На сегодняшний день подавляющее большинство людей, включая врачей, уже в полной мере осознают: жизнь начинается с момента оплодотворения. Однако этот факт не сдерживает, к сожалению, тех, кто по тем или иным причинам считает «право» женщины на аборт более важным, чем право ребенка на жизнь.

Когда начинается человеческая жизнь? Этот вопрос поставил людей в тупик и разделил общество. По этому поводу высказывались правые и левые, противники абортов и их сторонники, врачи и юристы; мнения звучали как с кафедры, так и в зале суда.

Когда я стал сам собою? Является ли этот вопрос научным или же теологическим?Кому лучше задать этот вопрос – ученым, проповедникам, философам? В поисках истины следует рассмотреть мнения как светских научных источников, так и богословских. Но окончательный ответ основан непосредственно на Слове Божьем. Библия, поскольку она есть истина, не противоречит настоящей науке. Более того, Библия является единственным действительным и последовательным основанием для вынесения моральных суждений, поскольку она исходит от Создателя всего мира и всех людей в нем. Любое другое основание для суждения было бы бесполезным шумом от расходящихся в разные стороны человеческих мнений.

Кто более человечен?

Жизнь – это процесс. От периода роста в утробе до рождения, от детских игр до взросления, один этап жизни перетекает в другой. Время идет, жизнь проходит, завершаясь смертью. Смерть – очень видимая конечная точка, она более легко определима, чем тот момент, с которого начинается процесс человеческой жизни.

Где же находится отправная точка? Если жизнь действительно является непрерывным процессом, не можем ли мы просто проследить ее обратно до начала?

Существуют разные мнения об истоках жизни. Многие говорят, что жизнь начинается с оплодотворения. Другие утверждают, что жизнь не начинается до момента прикрепления оплодотворенной яйцеклетки к матке. Третьи считают, что человеческая жизнь начинается только тогда, когда пуповина перерезана, что делает новорожденного ребенка независимым существом. Как отделить факт от мнения?

Можно сформулировать этот вопрос по-другому: в какой момент мы становимся людьми? Является ли взрослый человеком в большей степени, чем ребенок? Конечно же, нет. Ни один разумный человек не посчитает ребенка человеком в меньшей степени. Но в какой момент своего пути ребенок стал человеком? Случилось ли это при оплодотворении, где-то во время его развития, или же при рождении?

Процесс

Отправной точкой пути человеческого развития является оплодотворение. В этот момент 23 хромосомы от матери и 23 хромосомы от отца объединяются. На этом этапе определяется генетический состав человека. В это время начинает существование уникальная особь, называемая зиготой. Но является ли эта зигота человеком?

Затем зигота делится надвое, и еще, и еще. Некоторые ее клетки развиваются в плаценту и необходимы для прикрепления к матке. Другие клетки развиваются в анатомические части ребенка2. Количество клеток быстро возрастает, и с увеличением их числа зигота меняет название. К тому времени, когда этот быстро делящийся комок клеток попадает в матку, он уже называется бластоцистой. Имплантация в стенку матки обычно происходит примерно через шесть дней после оплодотворения3.

По непонятным медицинской науке причинам, масса клеток иногда расщепляется, образуя однояйцевых близнецов. Этих близнецов называют идентичными, потому что одинаковы наборы их хромосом. В зависимости от стадии развития, когда происходит расщепление, близнецы могут делить между собой определенные части плаценты, но образовавшиеся близнецы являются разными людьми. Если разделение происходит между 13-м и 15-м днями, то близнецы будут иметь общие части тела. Это состояние известно как сросшиеся близнецы, или сиамские близнецы.

Несмотря на то, что термины «по ходу дела» произвольно меняются в зависимости от той или иной стадии развития, процесс, запущенный в момент оплодотворения, представляет собой непрерывную цепь событий. Группы клеток последовательно размножаются и развиваются в определенные части тела с поразительной точностью и удивительно низким уровнем ошибок, с учетом сложности изменений, которые должны произойти. Однако ни один ученый не скажет, когда в этом процессе развивающийся индивид явно «становится человеком», точно так же, как ребенок не становится более человечным, когда он начинает ходить, разговаривать или отнимается от груди. Вехи в развитии зиготы, бластоцисты, эмбриона и плода являются просто анатомическими описаниями, а не препятствиями для проверки принадлежности к человеческому роду.

Может ли наука помочь?

Изменения формы эмбриона на каждой стадии хорошо задокументированы: ученые десятилетиями изучали чудесный процесс. Но по-прежнему актуален вопрос: в какой момент начинается человеческая жизнь? По этому поводу существует множество мнений. Рассмотрим некоторые из них.

С точки зрения генетики

Ученые генетики утверждают: поскольку генетическая уникальность человека образуется во время оплодотворения, то в этот момент и начинается его жизнь. Если зигота выживет, то вырастет в человека, имеющего свой собственный, уникальный набор генов. С этой точки зрения термины «оплодотворение» и «зачатие» имеют одинаковое значение. Таким образом, в рамках этого мировоззрения, можно сказать, что жизнь начинается с момента зачатия.

В качестве аргумента против иногда используют феномен близнецов. Примерно до 14 дня существует вероятность разделения зиготы, что приведет к образованию близнецов. Те, кто выступает против генетической точки зрения, говорят, что в зиготе нет ни уникальности, ни человечности, ни индивидуальности до тех пор, пока не пройдет потенциальный период возможного образования близнецов. Они задают вопрос: если зигота является отдельной «личностью», тогда какова природа этой «личности», если зигота может разделиться на две части?

Другим возражением является тот факт, что многие оплодотворенные яйцеклетки никуда не имплантируются. По различным оценкам, от 20 до 50 % оплодотворенных яйцеклеток погибают или же самопроизвольно абортируются4. Таким образом, те, кто выдвигает это возражение, считают: поскольку существует такое большое количество зигот, которые никогда полностью не разовьются, эти зиготы не являются людьми.

Однако ни одно из возражений не может быть так уверенно поддержано. Возражение об образовании близнецов не оправдывается, если принять во внимание проблему так называемых сиамских близнецов. В этих случаях зигота не разделяется полностью, и дети рождаются сросшимися воедино, часто имея определенные общие органы. Тем не менее, оба близнеца – это разные личности. Очевидно, что здесь «личность» не могла быть дарована после образования близнецов, поскольку процесс так и не был завершен.

Второе возражение – высокий уровень гибели зигот – тоже не логично. Возникновение самопроизвольных абортов не означает, что погибшие не были в полной мере людьми, точно так же, как развитие какой-либо смертельной болезни у ребенка не делает его внезапно не-человеком.

Имплантационная позиция

Сегодня все чаще звучит мнение, связанное с имплантацией бластоцисты в слизистую оболочку матки. Этот процесс начинается на шестой день после оплодотворения и может продолжаться примерно до девятого дня. Некоторые полагают, что только в это время зиготу можно назвать человеческой жизнью. Однако имплантация не делает человека человеком. Скорее, она повышает шансы человека на выживание.

Интересно, что популярность этой точки зрения привела к некоторым изменениям в определениях процесса зачатия. До недавнего времени слово «зачатие» было синонимом слова «оплодотворение». Так, в 26-м издании Медицинского словаря Стедмана зачатие было определено как «акт зачатия или беременности; оплодотворение ооцита с образованием жизнеспособной зиготы»5. То есть, зачатие определялось, как время оплодотворения.

Однако в последующие пять лет произошло кое-что интересное. В 27-м издании Медицинского словаря Стедмана понятие зачатия определяется уже по-другому: «Акт зачатия; имплантация бластоцита в эндометрий»6. Обратите внимание, что теперь определяющей точкой в зачатии является имплантация. Научное сообщество произвольно, без какого-либо обоснования, изменило определение отправной точки жизни.

Согласно новой формулировке, зигота возрастом менее девяти дней, еще не завершившая имплантацию, не будет считаться живой. А если она неживая, то по определению не может быть человеком. Это изменение было совершенно произвольным: в понимании процесса развития не произошло фундаментальных перемен, которые сделали бы это переопределение необходимым.

Однако новое определение имеет большое значение в политической, этической и нравственной сферах. Принятие личных и правительственных решений по таким вопросам, как исследование стволовых клеток, клонирование и так называемая «таблетка следующего утра» напрямую зависят от этого определения. Если доимплантационные бластоциты на самом деле не живые, тогда их можно без угрызений совести собрать или уничтожить до истечения шести-девяти дней, потому что «зачатие» еще не произошло.

Эмбриологическая точка зрения

С позиций эмбриологии, человеческая жизнь начинается через 12–14 дней после оплодотворения – периода времени, по истечении которого не могут появиться однояйцевые близнецы. (Эмбрионом можно назвать развивающегося ребенка через две-три недели после оплодотворения или, в более широком смысле, на всех стадиях от зиготы до плода). То есть, эмбриология не признает наличие индивидуальности и, следовательно, человечности, до тех пор, пока существует возможность образования близнецов. С этой точки зрения, зигота не является человеком и не имеет никаких аспектов «личности». Но, как говорилось раньше, эта аргументация не работает из-за несовершенства самого аргумента об образовании близнецов. В частности, неоспорим тот факт, что сиамские близнецы – разные личности, их человечность не отменяется тем фактом, что они имеют общие части тела.

Неврологический взгляд

С этой точки зрения, человеческая жизнь начинается тогда, когда мозг плода достаточно развит, чтобы генерировать узнаваемый рисунок на электроэнцефалограмме. То есть, человечность достигается примерно через 26 недель после оплодотворения, когда в мозгу формируются соответствующие нейронные пути7. После этого плод, предположительно, способен на свойственную человеку ментальную активность.

Иная точка зрения на вопрос неврологического созревания предполагает, что человеческая жизнь начинается примерно на 20-й неделе беременности, когда формируется таламус – центрально расположенная часть мозга. Таламус участвует в обработке информации до того, как она достигает коры головного мозга, а также является частью сложной системы нейронных связей, которые важны для сознания.

Однако эти разделения произвольны. Развивающийся мозг на самом деле проявляет некоторую электрическую активность до 26-недельной отметки. С таким же успехом можно утверждать, что любая активность мозга образовывает человечность.

Экологическое суждение

Сторонники экологической точки зрения полагают, что плод становится человеком, когда он может существовать вне материнской утробы8. Другими словами, плод считается человеком тогда, когда он способен жить отдельно от матери. Здесь ограничивающим фактором обычно выступает не неврологическое развитие, а степень формирования легких.

Такой взгляд на человечность представляет весьма интересную проблему. Она заключается в том, что в течение последнего столетия мы начали становиться людьми все раньше и раньше. Вопрос здесь не в фактической стадии развития плода. Ограничивающим фактором является текущее состояние медицинских технологий. Например, около 20 лет назад жизнеспособность недоношенного плода составляла около 28 недель; сегодня же это около 24 недель. Таким образом, с этой точки зрения, человек сам, благодаря достижениям в области технологий, может даровать человечность там, где ее раньше не было!

Позиция рождения

Некоторые придерживаются мнения, что человеческая жизнь начинается только с момента рождения: ребенок становится человеком после перерезания пуповины и его легкие, система кровообращения и т. д. начинают адекватно функционировать.

Ущербность этого аргумента в том, что даже после рождения ребенок не является независимым от своей матери. Без посторонней помощи младенец умер бы вскоре после рождения. Так что эта предполагаемая «независимость» – очень произвольное понятие.

Другие взгляды

Существуют и другие точки зрения на вопрос о том, когда начинается человеческая жизнь. Некоторые предполагают, что плод становится человеком тогда, когда мать может чувствовать его шевеление в утробе. Другие говорят, что человечность начинается с момента первого вздоха ребенка. Фрэнсис Крик, один из первооткрывателей структуры ДНК, говорит, что ребенка нельзя объявлять «человеком» раньше, чем через три дня после рождения9.

Совершенно очевидно, что существуют значительные различия во взглядах научного сообщества на вопрос о начале жизни. Среди ученых нет очевидного консенсуса относительно того, когда начинается человеческая жизнь. Итак, может ли наука действительно помочь нам найти ответ на этот вопрос? Возможно, по своей природе наука не способна напрямую заниматься этой проблемой. Скотт Гилберт, доктор философии, профессор биологии в Суортмор-колледже, отмечает: «Если человек не верит в душу, ему нет нужды верить в момент одушевления. Моменты оплодотворения, гаструляции, нейруляции и рождения являются вехами в постепенном обретении того, что значит быть человеком. Хотя люди могут иметь частные убеждения относительно того, когда эмбрион становится человеком, трудно обосновать такое убеждение наукой»10.

Если не наука, тогда что же?

Если наука не может дать нам ответ, то есть ли еще источник, к которому мы могли бы обратиться? Как христиане, мы должны обратиться к Библии, Слову Божьему, чтобы увидеть, существует ли решение этой дилеммы.

Псалом 138:13-16

Наверное, наиболее часто цитируемым местом Писания на эту тему является псалом 138:13-16.

Ибо Ты устроил внутренности мои
И соткал меня во чреве матери моей.
Славлю Тебя, потому что я дивно устроен.
Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это.
Не сокрыты были от Тебя кости мои,
когда я созидаем был в тайне,
образуем был во глубине утробы.
Зародыш мой видели очи Твои;
в Твоей книге записаны все дни,
для меня назначенные,
когда ни одного из них еще не было.

Здесь мы читаем о том, что Бог знал псалмопевца, когда он был еще «зародыш», когда он «созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы». Использование личных местоимений в этих стихах указывает, что человек существовал еще до рождения. Р. С. Спраул отмечает: «Писание действительно утверждает непрерывность жизни от времени до рождения и до времени после рождения. Один и тот же язык и одни и те же личные местоимения одинаково используются для обеих стадий»11.

Иеремия 1:4-5

И было ко мне слово Господне:
прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя,
И прежде нежели ты вышел из утробы,
Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.

Бог говорит Иеремии, что он был определен для Его особых целей еще до своего рождения. Этот стих прямо указывает на то, что Бог считал Иеремию личностью и знал его еще до его появления на свет. Спраул отмечает: «Даже те, кто не согласен, что жизнь начинается до рождения, утверждают, что существует непрерывность между зачатым ребенком и рожденным ребенком. У каждого ребенка есть прошлое до рождения. Вопрос в следующем: было ли это прошлое личным или оно было безличным по отношению к личности, которая начинается только с рождения?»12.

Псалом 50:7

Этот стих часто используется для обоснования того, что человеческая жизнь начинается с момента оплодотворения. Он гласит:

Вот, я в беззаконии зачат,
И во грехе родила меня мать моя.

Наиболее распространенное толкование этого отрывка заключается в том, что автор, Давид, видит, что он был грешен даже в то время, когда был зачат. Если бы он не был человеком, тогда у него в то время не могло быть греховной человеческой природы. Дочеловеческая масса клеток не могла иметь никаких нравственных оснований. Только «человечность», появившаяся во время оплодотворения, могла позволить Давиду в то время обладать греховной природой.

Жизнь до рождения

Эти места в Писании открывают, что личность существует до рождения. Личностная природа библейских ссылок показывает нам Божье отношение к нерождённому ребенку.

Текст, часто используемый для доказательства человечности плода, находится в первой главе Евангелия от Луки:

Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем (Луки 1:39-44).

Этот отрывок повествует о встрече Марии, матери Иисуса, и Елизаветы, матери Иоанна Крестителя. Елизавета говорит о жизни в ее утробе, как о «младенце». Вдохновенное Богом Слово передает нам оценку Елизаветы о том, что младенец «взыграл» в ее чреве по причине присутствия Иисуса. Некоторые пытаются обесценить этот чудесный эпизод, утверждая, что он не имеет отношения к личности еще не рожденного ребенка. Тем не менее, Божье Слово говорит о нерожденном ребенке, способном проявлять радость в присутствии своего Спасителя.

Неужели нерожденные менее ценны?

Некоторые используют 21 главу книги Исход, чтобы выдвинуть предположение, что Бог считает жизнь нерожденного ребенка менее ценной, чем жизнь взрослого.

«Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу…» (Исход 21:22-23).

Этот стих дает указания, как действовать в ситуации, когда двое мужчин дерутся и случайно причиняют вред беременной женщине. Тут рассматриваются два варианта. Первая ситуация – когда у женщины случается преждевременные роды, но нет «другого вреда». Распространенное толкование утверждает, что ребенок погибает из-за преждевременных родов, но женщина не получает серьезных травм. Наказание в таком случае – штраф в качестве компенсации потери ребенка.

Вторая ситуация – «если будет вред». Чаще всего ее толкуют, что в результате преждевременных родов умирают и ребенок, и женщина. В этом случае в наказание забирается жизнь за жизнь. Утверждается, что поскольку в первом случае за потерю недоношенного ребенка налагался только штраф, в то время как за смерть матери назначалась смертная казнь, то нерожденный ребенок менее ценен, чем взрослый. Поэтому не следует считать нерожденного ребенка в полной мере человеком до его рождения.

Однако при более внимательном рассмотрении, такой вид толкования может оказаться неверным. «Вред», о котором упоминают эти стихи, может относиться к ребенку, а не к матери. В первом случае травмированная мать преждевременно рожает, но «вреда» ребенку не наступает. Другими словами, недоношенный ребенок жив. Таким образом, за преждевременные роды и потенциальную опасность взимается штраф. Во второй ситуации случаются преждевременные роды, влекущие за собой «вред» — смерть ребенка. Здесь наказание – жизнь за жизнь. Следовательно, Библия не утверждает, что жизнь нерожденного ребенка менее ценна, чем жизнь взрослого.

Джон Фрейм в книге «Медицинская этика» говорит следующее: «В Писании нет ничего, что хотя бы отдаленно намекало, что нерожденный ребенок является чем-то меньшим, чем человеческая личность, начиная от момента зачатия»13 (курсив мой). Здесь под зачатием подразумевается время оплодотворения.

Итак, где же мы?

Чисто научное исследование человеческого развития от момента оплодотворения до рождения не имеет никакого экспериментального метода, который мог бы измерить человечность. Стадии формирования плода детально описаны. Проанализированы химические процессы и изменения. Отслеживается электрическая активность. Однако даже при этом огромном объеме знаний среди ученых нет единого мнения относительно того, в каком месте этой чудесной цепи событий эмбрион (или зигота, или плод, или младенец, в зависимости от того, о ком спрашивают), становится человеком.

Однако наука открыла сложный процесс развития, начинающийся от оплодотворения, через созревание клеток до рождения ребенка. Каждая стадия плавно перетекает в следующую, с мириадами тончайших эмбриологических изменений, влекущих за собой рост органов и точно регулируемое развитие. Чем больше мы узнаем об этом процессе, тем более сложным он оказывается.

Жизнь начинается при оплодотворении

Хотя наука и показала нам удивительную непрерывность развития жизни на всех ее этапах, она не смогла определить, где начинается человечность. Но Священное Писание содержит достаточно информации, чтобы обнаружить ответ на этот вопрос.

Библия содержит много текстов, в которых говорится о людях, еще не рожденных14. Каждый раз, когда в Библии говорится о еще не рожденном, то упоминается о нем, как о реальной личности, живом человеке, уже существующем. Эти места Писания, с учетом их контекста, показывают, что Бог считает еще не рожденных людьми. Язык текста постоянно описывает их в терминах личности.

Поскольку Библия рассматривает этих еще не родившихся людей, как настоящих людей, и поскольку развитие человека представляет собой непрерывный процесс с определенным началом в момент оплодотворения, то логическая точка, с которой человек становится человеком, находится в этом начале. Ответ таков: жизнь начинается с оплодотворения. Откровенно говоря, никакой другой вывод из Священного Писания или из науки невозможен.

Каковы последствия этого вывода? Почему это важно? Очень просто – статус зиготы/эмбриона/плода является основным для многих проблем, стоящих перед нашим обществом. Самая очевидная проблема в этом отношении – аборты. Если зигота – это человеческая жизнь, тогда аборт является убийством. То же самое можно сказать о проблемах, связанных со спорами об эмбриональных стволовых клетках. Если эмбрион является человеком, то его уничтожение – это убийство, независимо от того, какие предположительно альтруистические причины приводятся в качестве оправдания. Этика клонирования требует учета концепции человечности и времени ее начала. Согласие или отказ человека принимать спорную «таблетку следующего утра» основаны на определении, когда начинается жизнь15.

Сложные проблемы не могут иметь простых решений. Но при объективном рассмотрении в свете Слова Божьего, без предубеждений, вызванных другими мотивациями, Божья истина откроет правильные ответы. Наука может дать нам лучшее понимание мира, созданного Богом, и то, что мы видим в Божьем мире, будет соответствовать истине, которую мы читаем в Слове Бога. Мы не смеем играть в словесные игры с человеческой жизнью, чтобы оправдать личные интересы. Писание не дает никаких реальных лазеек или оговорок, которые позволяли бы нам пренебречь постулатами, что Бог создал людей по Своему образу, предназначил их для воспроизводства потомства по роду своему и послал Иисуса Христа в мир как человека, чтобы Он умер за всех нас, таким образом показав неоценимую любовь нашего Создателя к каждой человеческой жизни.

Примечания:

[1] Ответ на вопрос «Что же такое жизнь?» выходит за рамки этой статьи. Есть несколько отличных ресурсов, посвященных этой теме: James Stambaugh, «Life’ According to the Bible, and the Scientific Evidence”, TJ 6, no. 2 (1992): 98-121,) онлайн на www.answersingenesis.org/tj/v6/i2/life.asp и Jonathan Sarfati, «The Fall: A Cosmic Catastrophe, https://creation.com/images/pdfs/tj/j19_3/j19_3_60-64.pdf.
2 Этот процесс, называемый дифференциацией, является процессом, посредством которого делящиеся клетки постепенно начинают отличаться одна от другой.
3 Название быстро растущего объема клеток продолжает меняться по мере изменения размера и формы, при этом название «эмбрион» присваивается примерно через три недели после оплодотворения. Термин «плод» используется примерно с восьмой недели развития.
4 Christian Answers Net, «Does Life Begin Only When the Embryo Implants?” www.christiananswers.net/q-sum/q-life014.html.
5 Stedman’s Medical Dictionary, 26th edition (Baltimore: Williams & Wilkins, 1995), p. 377.
6 Stedman’s Medical Dictionary, 27th edition (Baltimore: Williams & Wilkins, 2000), p. 394.
7 H.J. Morowitz and J.S. Trefil, The Facts of Life: Science and the Abortion Controversy (New York: Oxford University Press, 1992).
8 Scott Gilbert, «When Does Human Life Begin?” Developmental Biology 11e Online, https://global.oup.com/ushe/product/developmental-biology-9781605358246?cc=us&lang=en.
9 Mark Blocher, «Vital Signs” (Chicago, IL: Moody Press, 1992), p. 91.
10 Gilbert, «When Does Human Life Begin?”
11 R.C. Sproul, «Abortion: A Rational Look at an Emotional Issue” (Colorado Springs, CO: NavPress, 1990), p. 53–54.
12 Там же, стр. 55.
13 John Frame, «Medical Ethics” (Phillipsburg, NJ: Presbyterian and Reformed Publishing Company, 1988), p. 95.
14 См. также Бытие 25:21-23; Исаия 45.
15 David Menton, «Plan B: Over-the-Counter Abortion?” Answers in Genesis, www.answersingenesis.org/articles/am/v2/n1/plan-b.

Митчелл Томми scienceandapologetics.com

Д-р Митчелл закончил Университет штата Теннесси, Ноксвилл с самыми высокими оценками и получил степень бакалавра, специализируясь в цитобиологии. За выдающиеся успехи в обучении он был принят в старейшее и одно из самых уважаемых почетных студенческих обществ Америки — Phi Beta Kappa. Затем д-р Митчелл посещал медицинский факультет при Университете Вандербильта, где получил степень магистра. Врач высшей категории, терапевт. В 1991 году был избран членом Американской Ассоциации Врачей общей практики (F.A.C.P.).

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!