Спортзал, расположенный неподалеку от моего дома, рекламирует себя под лозунгом «Будь в форме. Будь здоров. Будь собой». Новый жилой комплекс за углом, предлагающий роскошные элитные проекты, рекламирует себя под девизом «Безграничный ты». Реклама одного учебного заведения дала такой совет своим нынешним и будущим студентам: «Будьте вдохновлены. Бросайте вызов. Будьте превосходны. Будь собой». Люди повсюду говорят: «Будь верен себе», «Следуй за своим сердцем», «Будь собой», «Ты — это ты». Мы живем в эпоху беспрецедентного интереса к теме личной идентичности.
Большинство людей сегодня считают, что искать себя нужно только в одном месте — внутри себя. Личная идентичность — это проект «сделай сам». Все формы внешнего авторитета должны быть отвергнуты, а стремление каждого к самовыражению должно быть вознаграждено. Вы тот, кем вы себя ощущаете внутри, и действовать в соответствии с этой идентичностью — значит жить по-настоящему. Это движение иногда называют экспрессивным индивидуализмом.
Опасности самофокусировки
Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы смотреть внутрь себя. Личное исследование и самоанализ очень ценны (2 Коринфянам 13:5). Стремление к тому, чтобы многие отверженные группы общества, чья идентичность отличается от общепринятой, получили соответствующее достоинство, похвально. А подлинность как нравственный идеал — это хорошо.
Однако, несмотря на эти преимущества, стратегия поиска себя только внутри себя имеет фатальные недостатки.
Хрупкое я
Во-первых, сосредоточенность на себе порождает хрупкое «я», легко дестабилизируемое и лишенное подлинного и прочного самопознания. Получая степень почетного доктора Нью-Йоркского университета, Тейлор Свифт так подытожила культурный аспект идентичности: «Мы — это так много вещей, все время. И я знаю, что может быть трудно понять, кем быть… У меня хорошие новости: все зависит только от тебя. У меня также есть ужасная новость: все зависит только от вас».
Вместе с захватывающей возможностью найти себя приходит пугающая возможность не преуспеть — или не полюбить то, что вы нашли. Жестокая ирония заключается в том, что, хотя никогда еще не было так важно знать, кто вы есть, никогда еще не было так непросто это сделать. По словам Кевина Ванхузера, «человечество страдает от коллективного кризиса идентичности».
Подавленное я
Поиск себя внутри также не приводит к хорошей жизни. Многие широко отмечаемые общественные тенденции говорят о том, что жизнь многих людей становится не лучше, а хуже: рост числа случаев тревоги и депрессии, взрыв нарциссизма, отсутствие сострадания в нашем обществе, культура рефлексивного негодования и (по любым меркам) падение уровня счастья и благополучия.
Люди указывают на множество направлений для объяснения таких тенденций: недостаточная осознанность, технологии, отключающие наш мозг, поведение толпы, провал основных институтов (политики, церкви, СМИ, банки), потеря общих ценностей, отсутствие сплоченности общества и так далее. Однако некоторые из них являются скорее симптомами, чем причинами. Я предполагаю, что большая часть проблемы исходит от того, где мы ищем себя. А это значит, что решение проблемы включает в себя более широкую перспективу.
Где искать себя
Будучи социальными существами, мы оглядываемся на других; мы познаем себя, будучи познанными, близко и лично, теми, кто нас окружает. Ограниченность самопознания бросается мне в глаза каждый раз, когда я покупаю одежду в магазине, а в комнате для переодевания больше одного зеркала. Или когда я слушаю свой голос в записи. В обоих случаях я думаю: «Кто это?»
Возможно, нам с вами хотелось бы думать, что мы смело выражаем свою индивидуальность, чтобы найти свое истинное «я», но правда в том, что вместо того, чтобы быть одиноким парящим орлом, высматривающим добычу с большой высоты, мы больше похожи на гусей в плотном V-образном строю. Подобно гусям, мы, люди, тоже созданы для взаимозависимости, надежно защищенные сетью отношений, с невидимыми связями и неразрывными узами.
Будучи существами, рассказывающими истории, мы также смотрим назад и вперед на свои жизненные сюжеты. Ваша история является основополагающей для вашей личной идентичности, но это не индивидуальная история: мы живем в общих историях. Метанарратив, или большая история, в которой живет каждый из нас, — это сочетание определяющих моментов, целей и ожиданий от жизни. Они могут быть связаны с историями наших семей, наций, этносов, социальных классов и религиозных конфессий.
Будучи поклоняющимися существами, мы также смотрим вверх, на Бога. Это третье направление, конечно, является наиболее спорным, учитывая, что не все исповедуют веру в Бога. Однако стремление вверх, так или иначе, кажется неудержимым человеческим порывом. Противоречивая истина заключается в том, что мы будем служить истинному и живому Богу или немым идолам (Иисуса Навина 24:14-15), богам, которые не способны действовать. И, как утверждает Питер Лейтхарт: «Личная идентичность не может быть убедительно закреплена без трансцендентности».