Песах. Как трапеза воспоминания придает смысл причастию

Творите сие…

Иисус любил вечеринки. Помимо удовольствия от хорошей еды и общения, Иисус использовал местные собрания и застолья, чтобы провозгласить свое Евангелие о прощении, показать открытость тем, кого считали недостойными, и даже совершать чудеса (Матф. 9:10-13; Марк 2:15-17; Лука 5:29-32; 19:5-10; Иоан. 2:1-12).

Когда Новый Завет описывает участие Иисуса в иудейском календаре праздников, Евангелия фокусируются на Пасхе.

Лука дает нам уникальный взгляд на юного Иисуса, который удивляет храмовых учителей во время ежегодного похода его родителей в Иерусалим (Лк. 2:41-52). Иоанн использует временные метки Пасхи, чтобы указать на различные моменты служения Иисуса: очищение храма (2:13-22), кормление 5000 человек (6:1-15) и несколько событий Страстной недели — помазание Иисуса Марией (12:1), омовение им ног ученикам (13:1), суд над Ним перед Пилатом (18:28, 39) и распятие (19:14). Синоптические Евангелия описывают Тайную Вечерю как пасхальную трапезу (Матф. 26:17-19; Марк 14:12-16; Лука 22:1, 7-15). Затем это становится основой для Вечери Господней (1 Кор. 11:17-34).

Если мы хотим понять причастие, церемонию нового завета, которую учредил Иисус, важно сначала понять праздник Пасхи, который лежит в его основе.

Пасха была регулярной

Помимо еженедельных (суббота) и ежемесячных (новолуние) святых дней, Тора определяет ежегодный календарь праздников, связанный с сельскохозяйственным циклом (Исх. 23:14-17; 34:18-23; Лев. 23; Чис. 28-29; Втор. 16:1-17). Три праздника выделяются тем, что они связаны с паломничеством в Иерусалим для совместного жертвоприношения и празднования.

Пасха начинает повторяющийся цикл весной, в 14-й день первого месяца. Этот день приходится на время перед праздником опресноков (15-21 дни первого месяца), в начале сбора урожая ячменя и сезона ягнения. Праздник Недель, или Пятидесятница, отмечается через семь недель летом, в разгар сбора ячменя и в начале сбора пшеницы. И, наконец, праздник Бут — зимой (в седьмом месяце), в конце сбора пшеницы.

Пасха была для воспоминаний

Хотя праздники были связаны с сельскохозяйственным календарем, праздничное поклонение выходило за рамки восхваления Бога за Его щедрые благословения. Праздники также отмечали действия Бога в истории и побуждали сохранять верность завету. Через праздники Израиль вспоминал свое спасение из египетского рабства, исход, завет на Синае, скитания по пустыне и вход в землю обетованную.

Пасха и опресноки были впервые установлены, когда Израиль еще находился в Египте (Исх. 12-13). Бог определил порядок действий для своего народа: принести в жертву непорочного годовалого ягненка мужского пола от каждой семьи, обтереть кровь на косяках дверей иссопом, съесть ягненка с горькими травами и опресноками, а затем есть опресноки в течение следующих семи дней.

Текст описывает это как постоянное воспоминание об искупительных действиях Господа (12:17, 26-27; 13:3, 8-9, 14-16). Во время десятой язвы, смерти всех первенцев, Господь прошел над окровавленными дверными косяками (12:13, 23, 27; также Ис. 31:5), защитив эти дома от разрушителя (Исх. 12:23).

Соблюдали ли израильтяне праздник?

Господь требовал от народа продолжать соблюдать праздники (Лев. 23; Втор. 16), но, к сожалению, Израиль в основном не соблюдал их (ср. 2 Цар. 23:9; 2 Пар. 30:26; Неем. 8:17). Пасха, по крайней мере, соблюдалась в год после исхода (Чис. 9:1-14), при первом вступлении в землю (Иос. 5:10-11) и в несколько кульминационных моментов в годы царства (3 Цар. 9:25; 2 Пар. 8:12-13 [при Соломоне]; 2 Пар. 30 [при Езекии]; 4 Цар. 23:21-23; 2 Пар. 35:1-19 [при Иосии]).

Послепленная община также соблюдала Песах (Ездра 6:19-22), и свидетельства говорят о том, что, по крайней мере, некоторые евреи в период Второго Храма стали относиться к праздникам более серьезно и последовательно. На протяжении последующей ветхозаветной истории и в период Второго храма происходило явное развитие и адаптация. В какой-то момент Пасха и опресноки слились воедино, поэтому в Новом Завете оба названия используются как взаимозаменяемые для описания недельного праздника (Марка 14:1, 12; Луки 22:1, 7; ср. 1 Кор. 5:7).

Пасха указывает на Вечерю Господню

В эпоху Нового Завета язык Пасхи продолжает ассоциироваться с темами памяти, искупления, новой жизни, общины, жертвы и празднования. Подобно агнцу, «ведомому на заклание» (Ис. 53:7), Иисус является высшей пасхальной жертвой (1 Кор. 5:7) — «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира! » (Ин. 1:29).

Иисус положил начало новому исходу, установил новый завет и привел нас в лучшее Царство и землю.

В то время как мы жаждем окончательного завершения всего, чтобы быть в присутствии закланного, но воскресшего Агнца (Откр. 5:6-7) и среди вечного общения тех, чьи одежды омыты «в крови Агнца» (Откр. 7:14), Иисус призывает нас «очиститься от старой закваски» и «праздновать праздник не со старой закваской, закваской злобы и злодейства, но с опресноками искренности и истины» (1 Кор. 5:7-8). Он призывает нас к святости сейчас, зная, что мы были выкуплены драгоценной кровью непорочного Агнца и получим будущую благодать в Его последнем откровении (1 Пет. 1:13-18).

На пасхальном «празднике» Божий народ регулярно делился общением и едой, вспоминая искупительную работу Бога и Его заботу о слабых. Этот праздник служит важным фоном для нашего регулярного воспоминания во время Вечери Господней. Когда мы подходим к столу для причастия, когда мы собираемся и поклоняемся вместе, чтобы мы задумались о крови Агнца, пролитой ради прощения, как центральном моменте истории спасения. Давайте не будем пренебрегать столом Господним. Будем праздновать в память о Нём.

Кеннет Тёрнер The Gospel Coalition, перевод hristiane.ru

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!