Был ли Иисус богатым? Да/нет — неправильное зачеркнуть

Во время своего земного служения Иисус учил людей тому, в чем была необходимость. Он открывал истины Царства Божьего, чтобы восстановить порядок, задуманный Богом. Помимо всего прочего, Иисус учил о финансах. Из притчи об Иисусе и богатом юноше можно сделать вывод, что богатство может стать серьезным препятствием для достижения Царства Божьего. И тем не мене, существует мнение, что Иисус был богат, очень богат. Так ли это? Попытаемся разобраться.

Не стоит оценивать состояние Иисуса по его смиренному земному состоянию

Крис Валлотон, помощник пастора церкви «Вефиль» (Реддинг, США) и сооснователь школы сверхъестественного служения «Вефиль»:

Оценивая состояние Иисуса по его смиренному земному состоянию, тогда вы неправильно оцениваете Его процветание и подрываете Его миссию. Апостол Павел говорит об этом так: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Коринфянам 8:9).

Подожди! Что он сказал? Иисус был богатым, НО затем Он стал бедным ЧТОБЫ (причина, по которой Он стал бедным), мы могли стать богатыми! Это невероятно! Домом Иисуса являются Небеса. Я не совсем уверен, где точно находятся эти Небеса, но их библейское описание звучит просто невероятно. Например, Небесный Иерусалим имеет улицы из чистого золота, как прозрачное стекло, имеет также 12 жемчужных ворот, каждое из которых является одной цельной жемчужиной, а стены сделаны из яшмы. Иисус оставил свой небесный дом и родился в хлеву. Там пахло навозом и он наверняка был наводнен мухами, а также испражнениями животных. Когда земное рождение нашего Господа противопоставляется с Его небесным домом, тогда смиренное состояние Иисуса проявляется с большей ясностью.

Процветание изнутри наружу

Я хочу выделить снова, что Иисус стал бедным по причине. Его божественная миссия состояла в том, чтобы сделать нас богатыми. Он не стал бедным ради того, чтобы продемонстрировать силу нищеты; как раз наоборот. На самом деле, ОН стал бедным, чтобы показать нам процесс к процветанию. Если Небеса являются Божьей целью для нас, тогда богатство должно быть частью нашего приза! Хотя Иисус и оставил Небо, небеса при этом никогда не покидали Его, потому что Царственное процветание всегда начинается изнутри. Поэтому ты можешь положить Иисуса в хлев, но ты никогда не сможешь поместить хлев внутрь Его. Богатство, слава и сила будут просачиваться через Его поры.

Что это значит для нас? Наше процветание должно вначале стать внутренней работой, до того, как оно станет внешней реальностью. Позвольте мне прояснить: я думаю, что мы все должны иметь изобилие, богатство души, но не все должны быть богатыми (имеется ввиду финансовое богатство). Изобилие и богатство не одно и то же. Позже у нас будет дальнейшее обсуждение на эту тему. Я уверен, что многие люди чувствуют себя неловко касательно идеи, чтобы иметь изобилие, но я хочу бросить вызов вам и вашему мышлению. Если изобилие (в английском языке это слово означает, что человек обладает помимо денег другими благами, например, положением в обществе, привилегиями) является частью нашего приза на небесах, тогда это определенно может быть частью нашей реальности здесь на земле.

История о «десяти миллионах долларов», подаренных волхвами

Сергей Ломейко, христианский публицист, автор:

Сын Божий Иисус Христос пришёл в мир в простой, небогатой семье. Иосифа и Марию трудно не то, что назвать богатыми — даже «средним классом» их назвать язык не поворачивается. Вспомним, что святому семейству не нашлось даже места в гостинице! Был бы Иосиф богат, он бы, безусловно, «решил вопрос». А поскольку это было не так, то Марии пришлось рождать Младенца в хлеву. В этом есть намёк: Христос пришёл в мир очень скромно. Он оставил славу неба, совлёк с Себя всё богатство небес, «обнищал ради нас».

А после начались удивительные события. Пришли мудрецы (волхвы) с Востока поклониться новорожденному Царю Иудейскому и подарили богатые дары – золото, ладан и смирну. Где-то в евангельской среде я слышал, будто некие «учёные» (что за учёные?) высчитали стоимость золота, подаренного волхвами. Вышло ни много, ни мало – 10.000.000 (десять миллионов) долларов в пересчёте на современные цены!

Мне неизвестно, какими историческими документами руководствовались эти «учёные», ибо Новый завет умалчивает о весе подаренного волхвами золота и о конкретной его сумме в денежном исчислении. Мы можем лишь строить косвенные догадки, исходя из того небольшого объёма исторических сведений, которые записаны в Евангелиях. Но, даже того объёма информации, которая есть в Евангелиях, достаточно, чтобы полностью опровергнуть эту сказку.

Вообще-то я догадываюсь, для чего «учёные» назвали такую фантастическую сумму, какую именно идею они хотели продвинуть. Оставим это на их совести. А мы сейчас вооружимся исправным калькулятором и немного посчитаем. Золото — это древний бизнес еврейского народа, куда доступ язычникам практически закрыт. Они и только они во все времена определяли стоимость жёлтого металла. Цена золота колеблется в зависимости от конъюнктуры рынка, спроса, общей экономической ситуации в данной стране и в мире. На момент написания этой главы (март 2009 г.) стоимость тройской унции золота (это примерно 31 грамм) составляет порядка 800-1000 долларов. Возьмём минимум: 800. Значит, цена грамма золота приблизительно 800:31 = 25,8 долларов. Для круглого счёта — $25. Делим 10.000.000 на 25, получаем 400.000 граммов. То есть, 400 килограммов. Четыре центнера или почти полтонны золота. Учтите, это данные за март 2009, а ведь «утка» про «десять миллионов долларов» с бодрым кряканьем летает по христианскому сообществу уже который год. Поскольку в прежние годы цена золота была ещё ниже (ввиду инфляции доллара), то предполагаемый вес подарка волхвов ещё более увеличивается! Возникает резонный вопрос: откуда у волхвов столько драгоценного металла, что его количество соизмеримо с золотым запасом небольшого государства тех времён? Где они его взяли – заработали, добыли, захватили, получили в наследство? Есть и другие вопросы: почему евангелисты Лука и Матфей умолчали о таком несусветном количестве золота? Почему Иосиф не побежал и не купил место в гостинице? (я думаю, любой владелец недвижимости за килограмм золота «подвинул» бы своих постояльцев).

Но, не это главное. Предположим, что волхвы нашли где-то 400 килограммов золота. Допустим, они благополучно пересекли пустыню. Вопрос в другом: какова была дальнейшая судьба этого золота? А вот это уже похоже на детектив. Иосиф и Мария взяли его с собой в Египет? Или закопали в окрестностях Вифлеема? Может, сдали на хранение местным менялам? Или раздали нищим? А может, они просто бросили золото во время бегства, как ненужный груз? Если бросили, то, как Господь допустил, чтобы подарок Его Сыну достался кому попало? Допустим, унести или увезти с собой в Египет такое количество золота в суматохе и спешке бегства, под угрозой жизни Младенца, практически нереально. Значит, вероятно, Иосиф спрятал золото. Хорошо. Когда после смерти Ирода он вернулся на родину, почему бы не выкопать клад и не стать преуспевающим торговцем? Почему, поселившись в Назарете, Иосиф стал добывать хлеб насущный плотницким ремеслом, имея такой актив?! Ведь любой еврей, имея капитал, умеет пустить его в дело и прокрутить с выгодой – эта черта присуща практически всем евреям без исключения (как тут не вспомнить анекдот про еврея, который продавал антифашистские листовки в немецком тылу). Вопросы, вопросы…

Вот к каким выводам можно прийти, просто немного подумав над словом Божьим. Очевидно, что сказка про огромное количество золота, подаренного волхвами, придумана кем-то с целью «доказать», будто Иисус во время земной жизни был мультимиллионером и супербогачом. Это ошибка и заблуждение (будем надеяться, что заблуждение искреннее). Золота было во много крат меньше. Я не берусь утверждать, но это золото явно не сделало святое семейство супербогачами. Вероятнее всего, эти деньги были «предоплатой» для покрытия расходов во время жизни в Египте. Это моё мнение. Я вижу, что Бог Отец просто позаботился о Своём Сыне и Его земных родителях на время жизни вдали от родины, ибо Господь ничего не делает без цели. Если золота было даже 1000 граммов (килограмм), это эквивалентно сумме 25.000 долларов в современном исчислении. С такой суммой можно купить домик (недвижимость тогда стоила дешевле, чем сегодня, когда цены непомерно раздуты), можно приобрести рабочий инструмент, одежду, и несколько лет вообще не думать о заработке, пережидая пока пройдет гнев Ирода. Судя по тому, что Иосиф провёл в Египте несколько лет, примерно так всё и было (напомню, что в 12 лет Иисус уже был в Иерусалиме). Сколько именно Иосиф с Марией и Иисусом жили в Египте, точно неизвестно. Известно, что когда умер царь Иудеи Ирод Великий, ангел сказал Иосифу: «По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» (Матф.2:19,20).

Для того, чтобы семья из трех-четырёх человек могла жить 2-3 года, и ни в чём не нуждаться, килограмма золота достаточно практически в любую эпоху и в любой стране. Золото – это универсальная ценность всех времён и народов, единая мера стоимости (ЕМС). Напомню, что Египет в то время был уже в течение 30 лет провинцией Рима. Там было оживление экономики, правда, наряду с ограблением населения римскими чиновниками и ростовщиками. Значит, у Иосифа была теоретическая возможность не только сохранить золото, но даже приумножить капитал, сдав его на хранение тем же ростовщикам и менялам под проценты (об этом учит притча о талантах, мы дойдём до неё). Вернувшись на родину, Иосиф не пошел в Иудею из-за страха перед Архелаем, сыном Ирода. По откровению (Матф. 2:22) он пошёл в Галилею и поселился в Назарете. Судя по тому, что он вернулся к ручному труду, капитал его был отнюдь не велик. Быстрое возвращение к плотницкому ремеслу говорит также и о том, что даже живя в Египте, Иосиф отнюдь не бездельничал, поскольку не растерял трудовые навыки (не утратил квалификацию). А раз в Египте ему нужно было работать, значит даже то количество золота, которое подарили волхвы, было потрачено ещё в годы жизни вдали от родины. Думаю, что даже килограмм золота – количество завышенное. Вывод: не было никаких «десяти миллионов долларов», подаренных волхвами. Золота было в пределах одного килограмма, а то и меньше. Учение о том, что Иисус был якобы мультимиллионером во время земной жизни – чистой воды выдумка и сказка. Сын Божий трудился наравне со Своим земным отцом, будучи у него в послушании. Хотя, Христос мог бы стать ростовщиком, рантье, или просто преуспевающим торговцем, если бы волхвы действительно подарили ему полтонны золота.

Иисус работал как плотник

Александра Ланц, «Твоя Библия. Вопросы и ответы»:

Во второй главе Евангелия от Луки мы читаем о том, что когда настало время принести жертву за рождение младенца мужского пола, Мария и Иосиф принесли двух горлиц и двух птенцов голубиных.  Такую жертву приносили неимущие — Лев.12:6-8.

Мы так же знаем, что всё детство Иисус провёл в одном из самых неблагополучных в материальном и духовном отношении городов под названием Назарет. Помните, как удивился Нафанаил, когда узнал, что Иисус из Назарета? «из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин.1:46)

Евангелия так же говорят нам, что Иисус работал как плотник, а на этой работе много денег не сделаешь (Мар.6:3). Кстати, именно потому многие не принимали Его как Мессию, что Он был из весьма бедной семьи, а Мессия, по представлению людей, должен был быть из богатых.


Игорь Кондратенко, из книги «Евангельский код»:

Довольно часто приходится слышать от людей наживших капитал нечестным путем: «Иисус тоже был очень богат! Он носил богатые одежды, жил в богатой семье и т.д.». А теперь посмотрим, что сказано в Библии о материальном положении Иисуса Христа при Его жизни на земле:

«И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8:20).

«Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор.8:9).

Из этих стихов следует, что у Господа даже не было места, где переночевать, не говоря уже о том, что Он был богат здесь, на земле. Чтобы опровергнуть утверждение о том, что если христианин беден, он обделен Божьей благодатью, можно привести следующий стих из Писания: «Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает» (1Цар.2:7). Один лишь Господь знает, кому доверять богатство, а кого делать нищим в миру.


Владимир Картаев, учитель, миссионер в Египте:

Часть 2,  часть 3часть 4 и часть 5.

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!